Воспитание как важнейший элемент формирования творческой личности в деятельности научного кружка вуза

Накарякова Вера Ильинична

старший преподаватель кафедры менеджмента

Российского государственного профессионально-педагогического университета,

г. Екатеринбург

 

Не будет преувеличением отметить, что в конце XX века усилия реформаторов системы образования в нашей стране в значительной мере были направлены на изгнание проблематики воспитания из педагогики, однако отечественная педагогическая традиция свидетельствует, что на всех этапах исторического развития образования проблемам воспитания придавалось значение «вопросов жизни». В.В. Зеньковский убедительно показал, что «задачи воспитания не только труднее, но и важнее образования», В.А. Сухомлинский продолжал традиции отечественного духовно-нравственного воспитания, понимая его как главный труд души человека, направленный на интериоризацию общечеловеческих ценностей. Таким образом, речь должна идти не об отрицании воспитания, а о переосмыслении его ценностных оснований. Воспитание при этом не навязывает те или иные ценности (как это было в советском воспитании), а лишь создает условия для их узнавания, понимания и выбора, стимулирует этот выбор. Современное гуманистическое воспитание - это управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой реализации личности.

Задачи образования в XXI веке, провозгласили воспитывать компетентных профессионалов с творческим образом мышления, создавать творческую среду обучения, предоставлять каждому студенту свободу выбора образовательной траектории. Достижение этих целей невозможно без развития творческого потенциала личности. Основной функциональной обязанностью преподавателей университета является образование и воспитание будущего специалиста, способного к самосовершенствованию и повышению конкурентоспособности на современном рынке. Ее эффективное осуществление возможно только в условиях инновационного образования, направленного на всестороннее развитие человеческого творчества. Творчество - деятельность, которая создает что-то качественно новое и уникальное. Творческий потенциал - комплекс интегральной совокупности, в том числе природных и генетических, социальных, личных и логических компонентов, которые являются знания, навыки, способности и стремления индивидуума, чтобы преобразовать мир в различных областях.

Целью представленной работы является воспитание творчески мыслящего человека в условиях образовательного учреждения и определение путей его коммерциализации. 

Для достижения указанной цели были выполнены следующие этапы:

во – первых, описана методика формирования нового знания путем использования активных методов обучения (беседы, дискуссии, семинары, круглые столы, кейс-стади и другие);

во – вторых, разработана программа развития творческого мышления студентов. К задачам, относящимся к представленной программы относятся следующие:

  • определить актуальность творческой деятельности. В условиях инновационной экономики на предприятиях все больше ценностей создается на основе использования интеллектуальных ресурсов и творческой деятельности. Для таких предприятий понятие «конкурентоспособность» неразрывно связано с понятием творчество, с высокой долей умственного труда и новизной получаемого полезного эффекта. Поэтому в настоящее время повышается значимость талантливых людей, которые могут не только генерировать идеи, но и воплощать их в жизнь;
  • выявить сущность понятия «творческое мышление», которое в общем виде можно представить  таким образом: – это поиск неординарных решений в самых различных областях деятельности человека. Хотя инновации рождаются благодаря неординарным способностям, однако, их создание требует кропотливого, целенаправленного, упорного труда;
  • понять отличие творческого мышления от рационального мышления, а также значение дуализма мышлений. Творческое мышление формирует новое знание, ориентировано как на уникальные интерпретации ситуации, так и на новые действия в ней. Открытие нового знания, новых продуктов, тенденций или объединение фрагментов знаний и тенденций в единое целое – это и есть проявление творческого потенциала [14, с.16]. Творческое мышление, как и рациональное – это процесс, происходящий в два этапа: восприятие реальности и кодирование реальности в словах, числах, диаграммах, изображениях, картах и т.д. и оценка того, что мы восприняли, или осознали – суждение. Для творческого мышления наиболее важна первая стадия, где оно помогает нам развить и преобразовать наше восприятие. Мышление второй стадии напрямую зависит от способности человека хорошо мыслить на первой. То, как мы воспринимаем и называем реальность, определяет то, как мы ее оценим, и как на основании этого впоследствии будем действовать. Мы воспринимаем через ощущение (через наши пять чувств) и интуицию (через бессознательное или через «шестое» чувство). Наша способность судить и оценивать идеи достаточно хорошо разработана. Развивать следует именно способность генерировать идеи;
  • сформировать навыки новаторских команд. Такую команду отличает двуединая способность к взаимодействию и присущая членам команды неординарность знаний и взглядов, а также следующие качества: члены должны разделять энтузиазм по поводу поставленной задачи; каждый должен относиться с уважением к познаниям и взглядам остальных;
  • представить наилучшие идеи на различные конкурсы (имеются в работе наградные документы);
  • коммерциализовать инновационный продукт на рынке (в конкурсной работе представлен акт внедрения в производство состава хлебобулочных изделий, разработанного нами на занятиях).

В РГППУ процесс воспитания студентов происходит непрерывно с использованием различных методов и технологий: создан и эффективно действует театр «Люди-Т»; организовано волонтерское движение; деятельность научных кружков различных направлений; проводятся субботние встречи с интересными людьми: знаменитыми спортсменами (гимнастки сестры Назмутдиновы), учеными (академик В.А. Татаркин), экс-губернатор Свердловской области Э.Э. Россель); артистами и многое другое.

На кафедре менеджмента Факультета экономики и управления  создан и успешно работает научный кружок под названием «Свежая мысль», одной из главных целей которого является воспитание творчески мыслящего индивида. В связи с поставленной целью решаются следующие задачи: 

1.Изучается сущности понятия «творческое мышление», методы его развития.

2.Определяются особенности мышления студентов при помощи различных методик с формированием плана по его совершенствования.

3.Формируются инновационные идеи с применением морфологического метода.

4.Разрабатываются инновационные проекты.

5.Представляются проекты на различные конкурсы.

6.Изучаются возможности для внедрения проектов.

В работе кружка реализуется педагогика сотрудничества с использованием развивающей технологии. Это технология, предполагающая построение учебного процесса на активной деятельностной основе с использованием методов модерации. Накопленный опыт позволяет говорить о высокой эффективности применения данной технологии в образовательном процессе.

Кратко остановимся на некоторых определениях и понятиях. 

Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать. Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в Германии. С тех пор многие ученые и специалисты, в том числе педагоги, активно развивали и применяли модерацию на практике, совершенствуя данную технологию. 

Сегодня модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Студент перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе.

При использовании технологии модерации принципиально меняется и роль преподавателя. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему студентов. Технология модерации предполагает определённые этапы урока, каждый из которых имеет свои цели, задачи и методы

1.Инициация.

2.Вхождение или погружение в тему. 

3.Формирование ожиданий учеников.

4.Интерактивная лекция.

5.Проработка содержания темы. 

6.Подведение итогов. 

7.Эмоциональная разрядка. 

Достижение эффективности и качества образовательного процесса при использовании технологии модерации, получение запланированных результатов обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся обеспечивается организацией следующих ключевых процессов. 

визуализация; мотивация; интеракция; коммуникация; мониторинг; рефлексия; анализ; оценка. 

Цели применения технологии – эффективное управление аудиторией в процессе занятия, максимально полное их вовлечение в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего занятия, гарантированное достижение целей занятия. 

Эффективность работы обеспечивается использованием специальных методов и приемов, причем, более всего для данной технологии подходят активные методы обучения (АМО) – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся.

Предлагаем вашему вниманию некоторые методы, как заимствованные, но адаптированные, так и авторские, которые считаем наиболее приемлемыми и используем в своей работе.

АМ начала образовательного мероприятия (этап инициации). 

В этом этапе мы используем авторские методы. Чаще всего - метод «За и против». Технология проведения метода: озвучиваем тему занятия, и просим студентов ответить на вопрос: «Как вы считаете: является ли актуальной предлагаемая вашему вниманию тема занятия?» Инициация занимает немного времени и проходит четко и быстро, студенты должны в итоге прийти к консенсусу понимания актуальности темы. Этот метод позволяет динамично начать занятие, обеспечить рабочий настрой и создать хорошую атмосферу.

Этап вхождения или погружения в тему. 

Этап самостоятельного формулирования цели занятия. Это АМО (авторское) «Лучшая цель», который вызывает большой интерес и повышается мотивация к занятию. Следует остановиться на методе Мориной С.А. «Бизнес-план». После формулирования темы и цели урока, студентам предлагается сформулировать задачи, которые они ставят перед собой, исходя из цели занятия. На этом этапе используются методы психологической активизации мышления, направленные на устранение его инерции по вхождению в тему.

Следующий этап занятия - интерактивное занятие

АМ организации самостоятельной работы. В панельной дискуссии на тему решения задач, успешно используются метод «мозгового штурма», когда любые мнения участников группы выслушивают без критики, но в итоге выбирается наиболее подходящий вариант, «коллективный поиск оригинальных идей», который сочетает в себе компоненты, интуитивного и логического знания. Применение метода (авторского) «Создание инновационного продукта», позволяет студентам в ходе выполнения практической работы на основе предлагаемых вопросов сформулировать новые идеи, и, как итог, сформулировать суть и особенности нового продукта. Эту работу необходимо организовывать в группах. 

Активные методы релаксации.

С целью профилактики усталости и повышения энергетики в аудитории используются некоторые авторские методики релаксации. Один из примеров активных методов релаксации: Метод «Закройте глаза». Проведение: Модератор просит обучающихся по его команде закрыть глаза и, также  по команде через одну минуту открыть. 

Этап проработки содержания занятия. 

Можно назвать много методов для данного этапа, которые проводятся в группах. Предлагаем познакомиться с авторским методом. После получения задания студентам предлагается обсудить вопрос, при выполнении полученного задания нужно определить какие знания, из каких дисциплин ранее изучаемых, потребуются для этого.

АМ подведения итогов урока (этап рефлексии). 

Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как: авторские методы «столп познания», который дает возможность студентам определить, в какой степени повысился уровень знания после проведенного занятия, метод «выбери смайлик», который выражает удовлетворенность студента от занятия. 

Применение представленной на конкурс технологии в образовательном процессе позволяют: активизировать продуктивную деятельность студентов, стимулировать ответственность за свою работу, выработать коммуникативные навыки взаимодействия, воспитывать уважительное отношение всех участников образовательного процесса друг к другу, понять сущность и методы развития творческого мышления, наработка компетенции по созданию нового знания путем создания инновационного продукта и моделирование путей его коммерциализации. 

В результате внедрения образовательной технологии удалось создать ряд проектов, в том числе – новые составы хлебобулочных изделий, которые позволяют улучшить качество питания населения.

Таким образом, применение представленной технологии по воспитанию творчески мыслящего человека, способного формировать новые знания в рамках образовательного учреждения позволит студентам получить навыки инновационной деятельности, что является важным в современной профессиональной жизни – это наличие высокого уровня компетентности, мотивационных установок и определенного опыта решения широкого круга практических проблем. Наградные документы студентов, а также акт внедрения состава хлебобулочных изделий приведены в приложении.