Абельганс Людмила Павловна,
педагог дополнительного образования,
МБОУ ДОД ДДТ г. Белово
Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Азбука краеведения и туризма» по духовно-нравственному направлению разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Программа воспитания школьников на основе изучения истории и культуры родного края служит решению образовательных и воспитательных задач современной школы.
Программа разработана с целью развития личности ребенка средствами туристско-краеведческой деятельности и составлена на основе типовых программ для внешкольных учреждений туристско-краеведческого направления: «Азбука краеведения и туризма» Т.В. Долгошеина (г.Кирово – Чепецк, Министерство образования Российской Федерации, 2006г.), «Живи, Кузнецкая земля» Л.И.Соловьев(г. Кемерово Российской Федерации, 2007г.)
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью и обеспечивает межпредметные связи.
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края. Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятель-ность учащихся.
На основе программ «Азбука краеведения и туризма» Т.В. Долгошеиной и «Живи, Кузнецкая земля» Л.И. Соловьева и с учётом особенностей своего образовательного учреждения составлена модифицированная программа объединения «Азбука краеведения и туризма».
Цель: создание условий для духовно–ценностной ориентации ребёнка в окружающем мире, воспитание его гражданского самосознания через ознакомление с историей, природой и культурой родного края.
Задачи:
образовательные :
- дать представление о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
- дать определенные знания о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
-научить применять полученные знания на практике.
воспитательные :
- формировать уважительное, бережное отношение к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
- воспитать уважительное отношение к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;
- научить анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.
развивающие:
- способствовать развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь);
- развивать кругозор обучающихся;
Цели и задачи данной программы полностью соответствуют целям и задачам основной образовательной программы образовательного учреждения.
Содержание программы отражает единство учебной и внеучебной деятельности и связано с содержанием учебной деятельности по предметам:
- окружающий мир: исторические, географические сведения о родном крае;
- литературное чтение: сведения о традициях, культуре, литературе родного края, работа с письменными источниками;
- русский язык: грамотность и активный словарный запас устной и письменной речи при реализации проектов и других формах работы;
- изобразительное искусство: умение грамотно и эстетично оформить работу.
Программа «Азбука краеведения и туризма» рассчитана на 4 года обучения 136 часов. 1 час в неделю, 34 часа в год в 1- 4 классах.
Особенностью данной программы является организация коллективной и индивидуальной творческой деятельности обучающихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края, работа с различными источниками информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований проектов.
Формы работы:
- теоретические занятия;
- экскурсии в музеи, учреждения культуры, предприятия;
- устные журналы, беседы;
- конкурсы и викторины;
- коллективные творческие дела;
- тематические праздники;
- встречи с известными людьми, ветеранами, уроки мужества;
- художественное творчество учащихся;
- просмотры и обсуждения кинофильмов;
- сбор, оформление материалов поисковой и исследовательской деятельности;
- выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы;
- проектная и исследовательская деятельность учащихся;
- походы, подвижные игры.
Таким образом, в основе программы – реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников, интеграция научных знаний и образовательных технологий. При этом социальными партнерами школы могут выступать учреждения дополнительного образования, культуры (музеи, выставочные залы, библиотеки).
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Личностные:
У выпускника будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника, направленная на положительное отношение к школе, уче-нию;
- положительная мотивация к учебной деятельности;
- понимание причины успеха в учебной деятельности;
- способность к самооценке;
- основы гражданской идентичности личности через осознание себя как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою страну, регион, город; осознание ответственно-сти человека за общее благополучие; осознание своей исторической принадлежности;
-ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков дру-гих людей;
- эстетические чувства на основе знакомства с культурой родного края.
Выпускник получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- адекватной самооценки;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям на основе учета позиций партнеров по общению;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные:
1.Регулятивные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
- понимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в связи с поставленной задачей;
- осуществлять плановый и итоговый самоконтроль по результату;
- вносить коррективы в учебные действия после их оценки и учета сделанных ошибок.
Выпускник получит возможность научиться:
- ставить познавательную задачу;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий по решению по-знавательной задачи;
- вносить необходимые коррективы, как в ходе, так и после выполнения действия.
2. Познавательные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
- осуществлять поиск и использование необходимой информации с использованием детской справочной и энциклопедической литературы;
- использовать рисунки, схемы, модели при решении познавательных и поисковых задач;
- осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах и свя-зях.
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать рисунки, модели, схемы для решения познавательных и поисковых задач;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от ус-ловий;
- осуществлять синтез, сравнение, классификацию;
- строить логическое суждение, включающее установление причинно-следственных связей.
3.Коммуникативные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе и не-совпадающих с его собственными и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- формировать собственное мнение;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
-строить монологические высказывания;
-владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать мнения и интересы других людей, обосновывать собственную позицию;
- продуктивно разрешать конфликты с учетом интересов всех участников;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные
Выпускник научится:
- различать символику Кемеровской области и города Белово;
- описывать достопримечательности родного края;
- соотносить по карте свой регион с Российской Федерации и другими регионами;
- различать прошлое, настоящее и будущее;
- соотносить изученные исторические события с датами;
- использовать дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к об-разу жизни, обычаям и верованиям предков;
- на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- оценивать характер взаимоотношений в различных социальных группах (семья, общество сверстников, коллеги и т.п.);
- использовать различные источники информации для письма и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснения явлений, создания собственных высказываний;
- различать и описывать объекты природы и жизнедеятельности человека, выделяя их существенные признаки;
- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих взаимоотношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
- соблюдать правила оповещения и безопасности в чрезвычайных ситуациях.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать причастность себя и своей семьи к родному городу, региону, стране;
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами людей;
- ориентироваться в важнейших для города, региона, страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего;
- оценивать возможность своего участия в жизни города, региона, страны;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидатель-ной деятельности на благо семьи, в интересах школы, города и региона;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы;
- осознавать ценность природного и культурного наследия и необходимость нести ответственность за ее сохранение;
- соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;
- регулировать свое поведение адекватно современным условиям в природной и социальной среде.
Формы подведения итогов.
1. Анкетирование обучающихся и родителей на начальном этапе и при подведении итогов и сравнительный анализ результатов анкетирования.
2. Представление проектов перед сверстниками.
3. Участие в краеведческих играх и мероприятиях района, города, области, страны.
Возможен способ оценки деятельности обучающегося с помощью портфолио обучающегося, как коллекции его работ и результатов, которая демонстрирует усилия, прогресс и достижения обучающегося в данной области.
При оценке результатов деятельности, продемонстрированных обучающимся, необходимо и целесообразно соотносить результаты с оценками типа: «Зачет/незачет» («удовлетворительно/неудовлетворительно), то есть с оценкой, свидетельствующей об освоении (либо неосвоении) системы метапредметных и предметных планируемых результатов.
Тематическое планирование. 1 класс (34 часа)
№
|
Раздел, тема
|
Всего часов |
Теория |
Практика |
I |
«Мой край Родной» |
5 |
2 |
3 |
1.1 |
Знакомимся с ДДТ. |
1 |
0.5 |
0.5 |
1.2 |
Безопасный маршрут из дома в школу и из школы домой. |
1 |
0.5 |
0.5 |
1.3 |
Наша Родина – Кузбасс. Города Кемеровской области на карте. |
1 |
0.5 |
0.5 |
1.4 |
Герб, флаг и гимн нашей области. |
1 |
0.5 |
0.5 |
1.5 |
Город Белово на карте Кузбасса. |
1 |
- |
1 |
II |
«Начальная туристская подготовка». |
12 |
4 |
8 |
2.1 |
Туристическое снаряжение. |
1 |
1 |
- |
2.2 |
Питание в походах. |
2 |
1 |
1 |
2.3 |
Привалы и ночлеги. |
2 |
1 |
1 |
2.4 |
Препятствия в пешеходных переходах. |
3 |
- |
3 |
2.5 |
Медицинская подготовка |
4 |
1 |
3 |
III |
Рождение города |
5 |
2 |
3 |
3.1 |
День рождения города Белово. |
2 |
1 |
1 |
3.2 |
Герб, флаг, гимн города Белово. |
1 |
1 |
- |
3.3 |
Музеи нашего города. |
1 |
- |
1 |
3.4 |
Путешествие в музей ДДТ |
1 |
- |
1 |
IV |
Знаменитые люди нашего края. |
6 |
3 |
3 |
4.1 |
Знаменитые люди поселка «Новый Городок». |
1 |
0.5 |
0.5 |
4.2 |
Фёдор Белов. |
1 |
1 |
- |
4.3 |
Известные Беловчане – наши современники. |
1 |
- |
1 |
4.4 |
Профессии людей родного края. |
1 |
0.5 |
0.5 |
4.5 |
Профессии людей родного края. Представление проекта |
2 |
1 |
1 |
V |
Культура, быт, традиции Кузбасса. |
4 |
1 |
3 |
5.1 |
Традиции шорцев и телеутов. |
1 |
0.5 |
0.5 |
5.2 |
Игры и забавы. |
1 |
- |
1 |
5.3 |
Народные промыслы. |
1 |
0.5 |
0.5 |
5.4 |
Элементы народных промыслов в нашем творчестве. |
1 |
- |
1 |
VI |
Растительный и животный мир Кузбасса. |
2 |
1 |
1 |
6.1 |
Край, в котором мы живём. |
1 |
0.5 |
0.5 |
6.2 |
Знакомство с «Красной книгой» |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
Итого: |
34 |
14 |
20 |
Содержание программы . (1 класс)
Раздел №1. «Мой край Родной» (5 часов)
Здание «Дома детского творчества». Правила поведения по дороге в школу.
Местоположение Кемеровской области на карте Российской Федерации. Её соседи. Символы родного края и города. Крупнейшие достопримечательности Кузбасса. Роль родного города и региона в жизни современной России.
Практическая работа: составление безопасного маршрута из дома в школу, определение местоположения Кемеровской области на контурной карте Российской Федерации, моделирование символов родного края и города.
Раздел №2. «Начальная туристская подготовка» (12 часов)
Тема 2.1. «Туристское снаряжение».
Вводный инструктаж.
Знакомство с обучающимися. Правила поведения в Доме детского творчества. Туристское снаряжение. Личное и групповое снаряжение. Демонстрация различных типов палаток, рюкзаков, спальных мешков. Их достоинства и недостатки.
Форма проведения занятия – беседа.
Практическая часть: укладка рюкзака.
Тема 2.2. «Питание в походе».
Организация питания в походе. Хранение продуктов в походных условиях. Рекомендации по составлению походного меню.
Форма проведения занятия – лекция.
Практическая часть: составление меню для похода выходного дня, приготовление пищи в походных условиях.
Тема 2.3. «Привалы и ночлеги».
Устройство привалов и биваков в пешеходных походах. Меры безопасности при организации ночлега в полевых условиях
Форма проведения занятия – лекция.
Практическая часть: установка палатки, оборудование места бивака.
Тема 2.4. «Препятствия в пешеходных походах».
Препятствия, встречающиеся в пешеходных походах: бурелом, высокотравье, водные преграды. Способы из преодоления. Меры безопасности.
Форма проведения занятия - лекция.
Практическая часть: переправа через искусственное препятствие по кочкам или жердям, преодоление различных препятствий в походах выходного дня.
Тема 2.5. «Медицинская подготовка».
Походная аптечка, её состав.
Форма проведения занятии - лекция.
Практическая часть: остановка кровотечений с помощью жгута, наложение повязок при ранениях, наложение шин при переломах, способы транспортировка пострадавших.
Раздел № 3. «Рождение города» (5часов).
«День рождения города Белова». История возникновения города Белово. Музеи города. Ви-ды музеев. Топонимика родного города. Герб, флаг, гимн города Белово. Музеи нашего го-рода. Путешествие в музей ДДТ.
Практическая работа: моделирование флага и герба города Белово, экскурсии в музеи го-рода, исследование истории возникновения географических названий города Белово и его окрестностей, представление результатов исследования.
Раздел №4. «Знаменитые люди нашего края» (6 часов).
Люди нашего края. Фёдор Белов - основатель города Белово. Жизнь известных людей Куз-басса. Их вклад в развитие региона. Профессии людей родного города и края.
Практическая работа: экскурсия в краеведческий музей, проектная работа по изучению мира профессий людей родного края и представление результатов проектной деятельности.
Раздел № 5. «Культура, быт, традиции Кузбасса» (4 часа).
Народы, населяющие наш край. Традиции, обычаи, фольклор и традиционные игры шорцев и телеутов как представителей коренных народов Кузбасса. Праздники в родном крае. Деко-ративно-прикладное творчество народов, населяющих родной край.
Практическая работа:
экскурсия в музеи сёл Беково, Шанда, разучивание игр и забав коренных народов, воссозда-ние элементов народных промыслов, изучение карты Родного края.
Раздел № 6. «Растительный и животный мир Кузбасса» (2 часа).
Знакомство с «Красной книгой». Редкие исчезающие виды растений и их охрана Раститель-ный и животный мир (ландыш, медуница, стрекоза, ящерица); значение редких видов.
Практическая часть:
экскурсия в природу «Знакомство с исчезающими видами растений и животных и их охра-на».
Методическое обеспечение к программе (1 класс)
Для реализации этой программы используются следующие педагогические методы:
- формирование сознания (методы убеждения): объяснение, рассказ, беседа;
- организация деятельности и формирования опыта поведения: приучения, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации;
- стимулирование поведения и деятельности: поощрение.
Имеют место различные типы и формы занятий:
- изучение нового материала;
- практические занятия (применение умений и навыков)
- творческие отчеты;
- соревнование;
- эстафета;
- викторины;
- игры.
Применение различных форм и методов в организации занятий позволяет сохранить активность обучающихся, их интерес к занятиям в течение всего периода обучения.
Дидактический материал
Раздел №1. «Мой край Родной».
1.1 Историческое краеведение……………………………(папка№1, книга№11)
1.3 « География Кемеровской области»………………………………(книга№9)
1.5 «Карта Кемеровской области»
1.5 «Земля Беловская»…………………………………………………(книга№1)
Материалы: бумага, картон, карандаши, тетрадь, ручка.
Инструменты: ножницы, линейка.
Техническое оснащение: фотоаппарат, компьютер, диктофон.
Формы занятий: лекция, игра, викторина, КВН.
Формы подведения итогов по разделу: тесты «Краеведение»
Раздел №2. «Начальная туристская подготовка».
Оформление кабинета.
Уголок безопасности.
2.1 Туристское снаряжение…………………………………(лекция, папка №)
2.1 «Туристу школа выживания»…………………(книга№3, стр11) (книга№2)
2.2Питание в походах…………………………………………………(книга№2)
2.3Привалы и ночлеги…………………………………………(книга№3, стр41)
2.4 Препятствия в пешеходных переходах………………(лекция, папка № 4)
2.5 Медицинская подготовка…………………………(лекция, папка№5,стр13)
Материалы: набор «Полезные ископаемые», бумага, карандаш, ручка, тетрадь.
Инструменты: личное и групповое туристское снаряжение.
Техническое оснащение: фотоаппарат, компьютер, компас.
Формы занятий: лекция, викторина, соревнование, игра, просмотр фильмов.
Формы подведения итогов по разделу: тесты «Начальная туристская подготовка».
Раздел 3. «Рождение города».
3.1 «Федор Белов»……………………………………………………(книга№4)
3.3 Литературное краеведение……………………………..(папка№1, книга№8)
Белово, Кемерово……………………………………………(наборы открыток)
Материалы: клей, бумага, карандаш, альбом, цветная бумага.
Инструменты: линейка, ножницы.
Техническое оснащение: диктофон, фотоаппарат, компьютер.
Формы занятий: игра, экскурсия, встреча, беседа, лекция.
Формы подведения итогов по разделу: тестирование.
Раздел №4. «Знаменитые люди нашего края»
4.1 Фотографии, альбомы, макеты……………………………………(папка№6)
4.2 «Федор Белов»………………………………..................................(книга №4)
Материалы: клей, бумага, карандаш, альбом, цветная бумага.
Инструменты: линейка, ножницы.
Техническое оснащение: диктофон, фотоаппарат, компьютер.
Формы занятий: игра, экскурсия, встреча, беседа.
Формы подведения итогов по разделу: тестирование.
Раздел №5. «Культура, быт, традиции Кузбасса»
5.1 Программа историко-этнографического изучения малочисленных народов Сиби-ри»…………………………………………(папка№3,книга№ 5, №6, №7)
5.1 Поисково-исследовательская работа по теме: «Социальные проблемы Теле-утов»……………………………………………………(папка№3, стр7, 30.) 5.2 «Телеутские песни»……………………………………………(аудиокассета)
5.2 «Национальная одежда телеутов поселка Черта»…………………(альбом)
5.3 «Очерки духовной культуры телеутов»…………………………(книга№3)
3.3 «Шорцы. Кто они?»………………………………………………(книга№6)
Прикладное краеведение……………………………........(набор открыток№10)
Материалы: клей, бумага, карандаш, альбом, цветная бумага.
Инструменты: линейка, ножницы.
Техническое оснащение: диктофон, фотоаппарат, компьютер.
Формы занятий: игра, экскурсия, встреча, беседа.
Формы подведения итогов по разделу: наблюдение, устный опрос.
Раздел №6. «Растительный и животный мир Кузбасса»
«Цветы»…………………………………………………………(набор открыток)
«Виды растений»………………………………………………………(гербарий)
«Зеленая аптека Кузбасса»…………………………………………..(книга №14)
Материалы: клей, бумага, карандаш, альбом, цветная бумага.
Инструменты: линейка, ножницы.
Техническое оснащение: фотоаппарат, компьютер.
Формы занятий: игра, экскурсия, беседа.
Формы подведения итогов по разделу: наблюдение, устный опрос.
Список литературы для педагога:
1.Артёмов, Г.И. История Беловского района [Текст] / Г.И.Артёмов. - Белово, 1996. - 160с.
2.Архандеева, Г.А. Учебно-исследовательская краеведческая работа в дополнительном образовании [Текст] / Г.А. Архандеева. - Кемерово: Изд-во ИУУ, 1999.- 111с.
3. Щелканов, В.П. Белово [Текст] / Под ред.В.П. Щелканова. - Белово, 2000. - 608с.
4. Кацюба, Д.В. Этнография народов Сибири [Текст] / Д.В. Кацюба, Р.В.Николаев. - Кемерово, 1994. - 202с.
5.Козлов, Б.П. Белово [Текст] / Б.П.Козлов. - Белово, 1964. - 120с.
6.Крылов, Г.В. Зелёная аптека Кузбасса [Текст] / Г.В.Крылов. - Кемерово, 1989. - 334с.
7.Лысогор, Н.А. Питание в туристском походе [Текст] / Н.А. Лысогор. – М.: Профиздат, 1980. - 48с.
8.Огородников, Б.И. С компасом и картой по ступеням ГТО [Текст] / Б.И.Огородников. – М.: Фи С, 1983
9.Панфилов, A.M. Организация и проведение полевой школьной экспедиции [Текст] / А.М.Панфилов. - М.: Ц Д Ю Тур МО РФ, 1997. -127с.
10.Константинов, Ю.С. Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краеведческой работе/ [Текст] / Сост. Ю.С.Константинов. - М.: Ф Ц Д Ю Ти К, 2006. - 95с.
11.Соловьёв, Л.И. Живи, Кузнецкая земля [Текст] / Л.И.Соловьёв. – Кемерово, 1997. - 252с.
12.Соловьёв, Л.И. География Кемеровской области. Природа [Текст] Л.И.Соловьёв. Кеме-рово: «СКИФ»- Кузбасс». - 2006. - 390с.
13.Трипольский, Л. Спутник туриста / Под ред. Л.Трипольского. - М.: Фи С, 1969. - 495с.
Список литературы для обучающихся:
1.Батьянова, В.П. Телеуты [Текст] / В.П.Батьянова. – М.: Мысль, 1993. – 269с.
2.Кацюба, Д.В. Этнография и школа. Очерки духовной культуры телеутов [Текст] / Д.В.Кацюба. – Кемерово, 1993. – 150с.
3.Кимеев, В.М. Шорцы. Кто они? [Текст] / В.М.Кимеев. – Кемеровское книжное издательство, 1989. – 189с.
4.Котляров, Ю.С. Памятники Кузбасса [Текст] / Ю.С.Котляров. – Кемеровское книж-ное издательство, 1980. – 191с.
5.Миненко, Н.А. По старому Московскому тракту [Текст] / Н.А.Миненко. – Новоси-бирское книжное издательство, 1990. – 184с.
6.Павловский, О.П. Мрассу – жёлтая река [Текст] / О.П.Павловский. – Кемеровское книжное издательство, 1977. – 125с.
7.Попок, В.Б. Посолонь. Очерки о путешествиях по Кузбассу [Текст] / В.Б.Попок. – Кемерово: «Летопись», 2002. -186с.
8.Тамма, Е.И. Энциклопедия туриста [Текст] / под ред. Е.И.Тамма – М.: Большая Российская энциклопедия, 1983. – 605с.