Программа внеурочной деятельности «Азбука краеведения и туризма»

Абельганс Людмила Павловна,

педагог дополнительного образования,

 МБОУ ДОД ДДТ г. Белово

 

Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Азбука краеведения и туризма» по духовно-нравственному направлению разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Программа воспитания школьников на основе изучения истории и культуры родного края служит решению образовательных и воспитательных задач современной школы. 

Программа разработана с целью развития личности ребенка средствами туристско-краеведческой деятельности и составлена на основе типовых программ для внешкольных учреждений туристско-краеведческого направления: «Азбука краеведения и туризма» Т.В. Долгошеина (г.Кирово – Чепецк, Министерство образования Российской Федерации, 2006г.), «Живи, Кузнецкая земля» Л.И.Соловьев(г. Кемерово Российской Федерации, 2007г.)

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края.  Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью и обеспечивает межпредметные связи.

Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края. Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятель-ность учащихся.  

На основе  программ «Азбука краеведения и туризма» Т.В. Долгошеиной и  «Живи, Кузнецкая земля» Л.И. Соловьева  и с учётом  особенностей своего образовательного учреждения составлена модифицированная программа объединения «Азбука краеведения и туризма». 

Цель:  создание  условий  для духовно–ценностной ориентации ребёнка в окружающем мире, воспитание его гражданского самосознания через ознакомление с историей, природой и культурой родного края.

Задачи:

образовательные :

- дать представление о краеведении, как  о предмете исторического и культурного  развития общества; 

- дать определенные знания о природе родного края, о  культуре, обычаях и традициях своего народа;  

-научить применять полученные знания на практике. 

воспитательные :

-  формировать уважительное,  бережное  отношение к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе; 

- воспитать уважительное отношение к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких; 

- научить анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных  ситуациях.

развивающие: 

 - способствовать развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь);

 -  развивать кругозор обучающихся;  

Цели и задачи данной программы полностью соответствуют целям и задачам основной образовательной программы образовательного учреждения.

Содержание программы отражает единство учебной и внеучебной деятельности и связано с содержанием учебной деятельности по предметам: 

-  окружающий мир:  исторические,  географические  сведения о родном крае;

- литературное чтение: сведения о традициях, культуре, литературе родного края, работа с письменными источниками;

- русский язык: грамотность и активный словарный запас устной и письменной речи при реализации проектов и других формах работы;

- изобразительное искусство:  умение грамотно и эстетично оформить работу.

Программа «Азбука краеведения и туризма» рассчитана на 4 года обучения 136 часов. 1 час в неделю, 34 часа в год в 1- 4 классах.

Особенностью данной программы является организация коллективной и индивидуальной творческой деятельности обучающихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края, работа с различными источниками информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований проектов.

Формы работы:

- теоретические занятия;

- экскурсии в музеи, учреждения культуры, предприятия;

- устные журналы, беседы;

- конкурсы и викторины;

- коллективные творческие дела;

- тематические праздники;

- встречи с известными людьми, ветеранами,  уроки мужества;

- художественное творчество учащихся;

- просмотры и обсуждения кинофильмов;

- сбор, оформление материалов поисковой и исследовательской деятельности;

- выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы;

- проектная и исследовательская деятельность учащихся;

- походы, подвижные игры. 

Таким образом, в основе программы – реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников, интеграция научных знаний и образовательных технологий. При этом социальными партнерами школы могут выступать учреждения дополнительного  образования, культуры (музеи, выставочные залы, библиотеки).

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Личностные:

У выпускника будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника, направленная на положительное отношение к школе, уче-нию;

- положительная мотивация к учебной деятельности;

- понимание причины успеха в учебной деятельности;

- способность к самооценке;

- основы гражданской идентичности личности через осознание себя как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою страну, регион, город; осознание ответственно-сти человека за общее благополучие; осознание своей исторической принадлежности;

-ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков дру-гих людей;

- эстетические чувства на основе знакомства с культурой родного края.

Выпускник получит возможность для формирования:

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- адекватной самооценки;

- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

- устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям на основе учета позиций партнеров по общению;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающейся в  поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. 

Метапредметные:

1.Регулятивные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

- понимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в связи с поставленной задачей;

- осуществлять плановый и итоговый самоконтроль по результату;

- вносить коррективы в учебные действия после их оценки и учета сделанных ошибок.

Выпускник получит возможность научиться:

- ставить познавательную задачу;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий по решению по-знавательной задачи;

- вносить необходимые коррективы,  как в ходе, так и после выполнения действия.

2. Познавательные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

- осуществлять поиск и использование необходимой информации с использованием детской справочной и энциклопедической литературы;

- использовать рисунки, схемы, модели при решении познавательных и поисковых задач;

- осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах и свя-зях.

Выпускник получит возможность научиться:

-  создавать рисунки, модели, схемы для решения познавательных и поисковых задач;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от ус-ловий;

- осуществлять синтез, сравнение, классификацию;

- строить логическое  суждение, включающее установление причинно-следственных связей.

3.Коммуникативные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе и не-совпадающих с его собственными и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- формировать собственное мнение;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

-строить монологические высказывания;

-владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

- учитывать мнения и интересы других людей, обосновывать собственную позицию;

- продуктивно разрешать конфликты с учетом интересов всех участников;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества;

-   осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные

Выпускник научится:

- различать символику Кемеровской области и города Белово;

- описывать достопримечательности родного края;

- соотносить по карте свой регион с Российской Федерации и другими регионами;

- различать прошлое, настоящее и будущее;

- соотносить изученные исторические события с датами;

- использовать дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к об-разу жизни, обычаям и верованиям предков;

- на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

- оценивать характер взаимоотношений в различных социальных группах (семья, общество сверстников, коллеги и т.п.);

- использовать различные источники информации для письма и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснения явлений, создания собственных высказываний; 

- различать и описывать объекты природы и жизнедеятельности человека, выделяя их существенные признаки;

- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих взаимоотношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

- соблюдать правила оповещения и безопасности в чрезвычайных ситуациях.

Выпускник получит возможность научиться:

- осознавать причастность себя и своей семьи к родному городу, региону, стране;

- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами людей;

- ориентироваться в важнейших для города, региона, страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего;

- оценивать возможность своего участия в жизни города, региона, страны;

- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидатель-ной деятельности на благо семьи, в интересах школы, города и региона;

- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы;

- осознавать ценность природного и культурного наследия и необходимость нести ответственность за ее сохранение;

- соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;

- регулировать свое поведение адекватно современным условиям в природной и социальной среде.

Формы подведения итогов.

1. Анкетирование обучающихся и родителей на начальном этапе и при подведении  итогов и сравнительный анализ результатов анкетирования.

2. Представление проектов перед сверстниками.

3. Участие в краеведческих играх и мероприятиях  района, города, области, страны.

Возможен способ оценки деятельности обучающегося с помощью портфолио обучающегося, как коллекции его работ и результатов, которая демонстрирует усилия, прогресс и достижения обучающегося в данной области.

При оценке результатов деятельности, продемонстрированных обучающимся, необходимо и целесообразно соотносить результаты с оценками типа: «Зачет/незачет» («удовлетворительно/неудовлетворительно), то есть с оценкой, свидетельствующей об освоении (либо неосвоении) системы метапредметных и предметных планируемых результатов.

Тематическое планирование. 1 класс (34 часа)

 

Раздел, тема

 

Всего

часов

Теория

Практика

I

«Мой край Родной»

5

2

3

1.1

Знакомимся с ДДТ.

1

0.5

0.5

1.2

Безопасный маршрут из дома в школу и из школы домой.

1

0.5

0.5

1.3

Наша Родина – Кузбасс. Города Кемеровской области на карте.

1

0.5

0.5

1.4

Герб, флаг и гимн нашей области.

1

0.5

0.5

1.5

Город  Белово на карте Кузбасса.

1

-

1

II

«Начальная туристская подготовка».

12

4

8

2.1

 Туристическое снаряжение.

1

1

-

2.2

 Питание в походах.

2

1

1

2.3

Привалы и ночлеги.

2

1

1

2.4

Препятствия в пешеходных переходах.

3

-

3

2.5

Медицинская подготовка

4

1

3

III

Рождение города

5

2

3

3.1

День рождения города Белово.

2

1

1

3.2

Герб, флаг, гимн города Белово.

1

1

-

3.3

Музеи нашего города.

1

-

1

3.4

Путешествие в музей ДДТ

1

-

1

IV

Знаменитые люди нашего края.

6

3

3

4.1

Знаменитые люди поселка «Новый Городок».

1

0.5

0.5

4.2

Фёдор Белов.

1

1

-

4.3

Известные Беловчане – наши современники.

1

-

1

4.4

Профессии людей родного края.

1

0.5

0.5

4.5

Профессии людей родного края. Представление проекта

2

1

1

V

Культура, быт, традиции  Кузбасса.

4

1

3

5.1

Традиции шорцев и телеутов.

1

0.5

0.5

5.2

Игры и забавы.

1

-

1

5.3

Народные промыслы.

1

0.5

0.5

5.4

Элементы народных промыслов в нашем творчестве.

1

-

1

VI

Растительный и животный мир Кузбасса.

2

1

1

6.1

Край, в котором мы живём.

1

0.5

0.5

6.2

Знакомство с «Красной книгой»

1

0.5

0.5

 

Итого:

34

14

20

Содержание программы . (1 класс)

Раздел №1. «Мой  край  Родной» (5 часов)

Здание «Дома детского творчества». Правила поведения по дороге в школу. 

Местоположение Кемеровской области на карте Российской Федерации. Её соседи. Символы родного края и города. Крупнейшие достопримечательности Кузбасса. Роль родного города и региона в жизни современной России.

Практическая работа: составление безопасного маршрута из дома в школу, определение местоположения Кемеровской области на контурной карте Российской Федерации,  моделирование символов родного края и города.

Раздел №2. «Начальная туристская подготовка» (12 часов)

Тема 2.1. «Туристское снаряжение». 

Вводный инструктаж.  

Знакомство с обучающимися. Правила поведения в Доме детского творчества. Туристское снаряжение. Личное и групповое снаряжение. Демонстрация различных типов палаток, рюкзаков, спальных мешков. Их достоинства и недостатки.

Форма проведения занятия – беседа. 

Практическая часть: укладка рюкзака.

Тема 2.2. «Питание в походе». 

Организация питания в походе. Хранение продуктов в походных условиях. Рекомендации по составлению походного меню.

Форма проведения занятия – лекция. 

Практическая часть: составление меню для похода выходного дня, приготовление пищи в походных условиях.

Тема 2.3. «Привалы и ночлеги». 

Устройство привалов и биваков в пешеходных походах. Меры безопасности при организации ночлега в полевых условиях

Форма проведения занятия – лекция. 

 Практическая часть: установка палатки, оборудование места бивака.

Тема 2.4. «Препятствия в пешеходных походах». 

Препятствия, встречающиеся в пешеходных походах: бурелом, высокотравье, водные преграды. Способы из преодоления. Меры безопасности.

Форма проведения занятия -  лекция. 

Практическая часть:  переправа через искусственное препятствие по кочкам или жердям, преодоление различных препятствий в походах выходного дня.

Тема 2.5. «Медицинская подготовка». 

Походная аптечка, её состав.

Форма проведения занятии - лекция. 

Практическая часть: остановка кровотечений с помощью жгута, наложение    повязок    при    ранениях, наложение шин при переломах, способы транспортировка пострадавших.

Раздел № 3. «Рождение города» (5часов). 

 «День рождения города Белова».  История возникновения города Белово. Музеи города. Ви-ды музеев. Топонимика родного города. Герб, флаг, гимн города Белово.  Музеи нашего го-рода. Путешествие в музей ДДТ.

Практическая работа:  моделирование флага и герба города Белово, экскурсии в музеи го-рода, исследование истории возникновения географических названий города Белово и его окрестностей, представление результатов исследования.  

Раздел №4. «Знаменитые люди нашего края» (6 часов).

Люди нашего края. Фёдор Белов - основатель города Белово. Жизнь известных людей  Куз-басса.  Их вклад в развитие региона. Профессии людей родного города и края.

Практическая работа:  экскурсия в краеведческий музей, проектная работа по изучению мира профессий людей родного края и представление результатов проектной деятельности.

Раздел № 5. «Культура, быт,  традиции Кузбасса» (4 часа).

Народы, населяющие наш край. Традиции, обычаи, фольклор и традиционные игры шорцев и телеутов как представителей коренных народов Кузбасса. Праздники в родном крае. Деко-ративно-прикладное творчество народов, населяющих родной край.

Практическая работа:

экскурсия в музеи сёл Беково, Шанда, разучивание игр и забав коренных народов, воссозда-ние элементов народных промыслов, изучение карты Родного края.

Раздел № 6. «Растительный и животный мир Кузбасса» (2 часа). 

Знакомство с «Красной книгой». Редкие исчезающие виды растений и их охрана  Раститель-ный и животный мир (ландыш, медуница, стрекоза, ящерица); значение редких видов. 

Практическая часть: 

экскурсия в природу «Знакомство с исчезающими видами растений и животных и их охра-на». 

Методическое обеспечение к программе (1 класс)

Для реализации этой программы используются следующие педагогические методы: 

- формирование сознания (методы убеждения): объяснение, рассказ, беседа; 

- организация деятельности и формирования опыта поведения: приучения, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации; 

- стимулирование поведения и деятельности: поощрение. 

Имеют место различные типы и формы занятий:

- изучение нового материала; 

- практические занятия (применение умений и навыков) 

- творческие отчеты; 

- соревнование; 

- эстафета;  

- викторины; 

- игры. 

Применение различных форм и методов в организации занятий позволяет сохранить активность обучающихся, их интерес к занятиям в течение всего периода обучения. 

Дидактический материал

Раздел №1. «Мой край Родной». 

1.1 Историческое краеведение……………………………(папка№1, книга№11)

1.3 « География Кемеровской области»………………………………(книга№9) 

1.5 «Карта Кемеровской области»

1.5 «Земля Беловская»…………………………………………………(книга№1) 

Материалы: бумага, картон, карандаши, тетрадь, ручка. 

Инструменты: ножницы, линейка.

Техническое оснащение: фотоаппарат, компьютер, диктофон.

Формы занятий: лекция, игра, викторина, КВН.  

Формы подведения итогов по разделу: тесты «Краеведение»

Раздел №2. «Начальная туристская подготовка». 

Оформление кабинета. 

Уголок безопасности. 

2.1 Туристское снаряжение…………………………………(лекция, папка №) 

2.1 «Туристу школа выживания»…………………(книга№3, стр11) (книга№2)

2.2Питание в походах…………………………………………………(книга№2)     

2.3Привалы и ночлеги…………………………………………(книга№3, стр41)    

2.4 Препятствия в пешеходных переходах………………(лекция, папка № 4)

2.5 Медицинская подготовка…………………………(лекция, папка№5,стр13) 

Материалы: набор «Полезные ископаемые», бумага, карандаш, ручка, тетрадь.

Инструменты: личное и групповое туристское снаряжение.

Техническое оснащение: фотоаппарат, компьютер, компас. 

Формы занятий: лекция, викторина, соревнование, игра, просмотр фильмов.

Формы подведения итогов по разделу: тесты «Начальная туристская подготовка».

Раздел 3. «Рождение города». 

3.1 «Федор Белов»……………………………………………………(книга№4)

3.3 Литературное краеведение……………………………..(папка№1, книга№8) 

Белово, Кемерово……………………………………………(наборы открыток)

Материалы: клей, бумага, карандаш, альбом, цветная бумага.  

Инструменты: линейка, ножницы.

Техническое оснащение: диктофон, фотоаппарат, компьютер.

Формы занятий: игра, экскурсия, встреча, беседа, лекция. 

Формы подведения итогов по разделу: тестирование.

Раздел №4. «Знаменитые люди нашего края» 

4.1 Фотографии, альбомы, макеты……………………………………(папка№6)

4.2 «Федор Белов»………………………………..................................(книга №4)

Материалы: клей, бумага, карандаш, альбом, цветная бумага.  

Инструменты: линейка, ножницы.

Техническое оснащение: диктофон, фотоаппарат, компьютер.

Формы занятий: игра, экскурсия, встреча, беседа. 

Формы подведения итогов по разделу: тестирование.

Раздел №5. «Культура, быт, традиции Кузбасса»

5.1 Программа историко-этнографического изучения малочисленных народов Сиби-ри»…………………………………………(папка№3,книга№ 5, №6, №7)

5.1 Поисково-исследовательская работа по теме: «Социальные проблемы Теле-утов»……………………………………………………(папка№3, стр7, 30.) 5.2 «Телеутские песни»……………………………………………(аудиокассета)

5.2 «Национальная одежда телеутов поселка Черта»…………………(альбом)

5.3 «Очерки духовной культуры телеутов»…………………………(книга№3)

3.3 «Шорцы. Кто они?»………………………………………………(книга№6)

 Прикладное краеведение……………………………........(набор открыток№10)

 Материалы: клей, бумага, карандаш, альбом, цветная бумага.  

Инструменты: линейка, ножницы.

Техническое оснащение: диктофон, фотоаппарат, компьютер.

Формы занятий: игра, экскурсия, встреча, беседа. 

Формы подведения итогов по разделу: наблюдение, устный опрос.

Раздел №6. «Растительный и животный мир Кузбасса» 

«Цветы»…………………………………………………………(набор открыток)

«Виды растений»………………………………………………………(гербарий)

«Зеленая аптека Кузбасса»…………………………………………..(книга №14)

Материалы: клей, бумага, карандаш, альбом, цветная бумага.  

Инструменты: линейка, ножницы.

Техническое оснащение:  фотоаппарат, компьютер.

Формы занятий: игра, экскурсия, беседа. 

Формы подведения итогов по разделу: наблюдение, устный опрос.

Список литературы для педагога:

1.Артёмов, Г.И. История Беловского района [Текст] / Г.И.Артёмов. -  Белово, 1996. - 160с.

2.Архандеева, Г.А. Учебно-исследовательская краеведческая работа в  дополнительном образовании [Текст] / Г.А. Архандеева. - Кемерово: Изд-во ИУУ, 1999.- 111с.

3. Щелканов, В.П. Белово [Текст] / Под ред.В.П. Щелканова. - Белово, 2000. - 608с.

4. Кацюба, Д.В.   Этнография   народов   Сибири   [Текст] / Д.В. Кацюба,    Р.В.Николаев. - Кемерово, 1994. - 202с.

5.Козлов, Б.П. Белово [Текст] / Б.П.Козлов. - Белово, 1964. - 120с.

6.Крылов, Г.В. Зелёная аптека Кузбасса [Текст] / Г.В.Крылов. - Кемерово,     1989. - 334с.

7.Лысогор, Н.А. Питание в туристском походе [Текст] / Н.А. Лысогор. – М.: Профиздат, 1980. - 48с.

8.Огородников, Б.И. С компасом и картой по ступеням ГТО [Текст] / Б.И.Огородников. – М.: Фи С, 1983

9.Панфилов, A.M. Организация и проведение полевой школьной экспедиции [Текст] / А.М.Панфилов. - М.: Ц Д Ю Тур МО РФ, 1997. -127с.

10.Константинов, Ю.С. Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краеведческой работе/ [Текст] / Сост. Ю.С.Константинов. - М.: Ф Ц Д Ю Ти К, 2006. - 95с.

11.Соловьёв, Л.И. Живи, Кузнецкая земля [Текст] / Л.И.Соловьёв. – Кемерово, 1997. - 252с.

12.Соловьёв, Л.И. География Кемеровской области. Природа [Текст] Л.И.Соловьёв. Кеме-рово: «СКИФ»- Кузбасс». - 2006. - 390с.

13.Трипольский, Л. Спутник туриста / Под ред. Л.Трипольского. - М.: Фи С, 1969. - 495с. 

Список литературы для обучающихся:

1.Батьянова, В.П. Телеуты [Текст] / В.П.Батьянова. – М.: Мысль, 1993. – 269с.

2.Кацюба, Д.В. Этнография и школа. Очерки духовной культуры телеутов [Текст] / Д.В.Кацюба. – Кемерово, 1993. – 150с.

3.Кимеев, В.М. Шорцы. Кто они? [Текст] / В.М.Кимеев. – Кемеровское книжное издательство, 1989. – 189с.

4.Котляров, Ю.С. Памятники Кузбасса [Текст] / Ю.С.Котляров. – Кемеровское книж-ное издательство, 1980. – 191с.

5.Миненко, Н.А. По старому Московскому тракту [Текст] / Н.А.Миненко. – Новоси-бирское книжное издательство, 1990. – 184с.

6.Павловский, О.П. Мрассу – жёлтая река [Текст] / О.П.Павловский. – Кемеровское книжное издательство, 1977. – 125с.

7.Попок, В.Б. Посолонь. Очерки о путешествиях по Кузбассу [Текст] / В.Б.Попок. – Кемерово: «Летопись», 2002. -186с.

8.Тамма, Е.И. Энциклопедия туриста [Текст] / под ред. Е.И.Тамма – М.: Большая Российская энциклопедия, 1983. – 605с.