Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП для детей старшей группы «Путешествие по Вселенной Гео»

Барчукова  Марина Александровна, воспитатель, 

МБДОУ № 28 «Цветик-семицветик»,  г. Балашиха, Московская  область

Игровая ситуация: путешествие в математическую Вселенную.

Программное содержание.

Цель:  закрепить представления детей о геометрических  линиях ( прямая, луч, отрезок, ломаная, кривая) и  плоских геометрических фигурах (треугольник, квадрат,  прямоугольник, круг, овал,  трапеция).

Задачи.

Образовательные: 

- закреплять умение выделять свойства геометрических фигур и   линий , находить признаки сходства и различия;

- продолжать учить ориентироваться на плоскости, определяя положение геометрических фигур (в правом верхнем углу, в левом нижнем углу,  «под»,  «над», «рядом, около» и т.д.);

-  совершенствовать навыки обратного счёта от 1 до 10  и счет двойками  в пределах 10;

-закрепить знание основных цветов и оттенков.

Развивающие:

- развивать память, мышление, внимание;

-учить анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать, делать выводы;

- развивать диалогическую речь, используя в речи математические понятия.

Воспитательные:

- воспитывать умение слушать друг друга;

-воспитывать  умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;

- воспитывать интерес к математическим занятиям.

Интеграция образовательных областей: Познание. Коммуникация. Социализация.

Методические приёмы: 

-Игровой (использование сюрпризных моментов). 

-Наглядный (использование демонстрационных материалов, телевизионные слайды). 

-Словесный ( вопросы, загадки,   словесная инструкция). 

Словарная работа

- активизировать в речи детей название геометрических фигур и линий. 

Оборудование и материал: звездочка, телевизионные слайды (ракета, дома),  номера для стульев,  набор геометрических линий  и набор геометрических фигур, «планеты», бумажный макет дома, геометрические фигуры на липучках, «волшебный» шар серебряного цвета) 

Предварительная работа. Дидактические игры на темы «Геометрические линии» и «Геометрические фигуры»

Организационный компонент.

 Воспитатель:

 - Ребята, сегодня я открывала окно, чтобы проветрить группу и только хотела закрыть, как на подоконник упала маленькая звёздочка, на своём хвосте она принесла нам  послание.

С неба звездочка упала, по секрету мне сказала:

Во Вселенной Гео хаос, беспорядок, тарарам.

Спешить на помощь срочно надо  - навести порядок там.

Ребята, а вы знаете, что есть таинственная, необыкновенно-красивая Вселенная геометрических фигур и линий. Она называется  «Гео». В ней много нераскрытых тайн и загадок. Жителям Вселенной Гео   нужна наша помощь: они   заблудились и не могут найти свою планету.

-На чем можно отправиться  путешествовать  по планетам Вселенной Гео?

-Конечно же,  на ракете! 

 На экране телевизора появляется изображение ракеты.

Воспитатель:

-Чтобы занять место в ракете, вам нужно выполнить задание. Я называю число, а вы находите место с номером на 1 больше, чем мое число. 

Дети  выполняют задание и занимают места в ракете .

Воспитатель:  - Итак, отправляемся в полет!  Считаем  в обратном порядке от 1 до 10. 10, 9,…1! Пуск! 

Звучит аудиозапись «космической» музыки

Воспитатель: - Пока мы с вами летим, посчитаем, сколько геометрических фигур в нашей ракете.

-Сколько кругов? (2)

-Сколько прямоугольников? (2)

-Сколько овалов? (1)

Сколько квадратов? (1)

-Сколько  треугольников? (6)

-А какая еще здесь есть фигура? (один пятиугольник)

Воспитатель:  - Вот мы и прилетели на планету геометрических линий. Но здесь никто ни живет. Давайте заселим планету.

Здесь должны жить прямые линии.

Дети находят из разложенных на столе карточек прямые линии и «заселяют»  планету (прикрепляют с помощью липучек ) 

-У какой линии  есть начало,  но нет конца? ( у луча).  Дети находят лучи на карточках. 

Соседкой луча является линия, у которой есть и начало, и конец. Как она называется? (отрезок)  Найдите отрезки на карточках.

С кривыми линиями будет гораздо веселее на планете. Дети находят кривые линии. 

Каких линий еще не хватает, как вы думаете?  (ломаных)

Молодцы, планета геометрических линий спасена. Нам нужно спешить на планету геометрических фигур.

Чтобы туда попасть, надо сделать звездную дорожку из геометрических фигур. Каждая следующая фигура  в дорожке должна быть другого цвета и другой формы. 

Дети выполняют задание в индивидуальном порядке по цепочке, произнося вслух, какую фигуру и какого цвета они выкладывают.

Воспитатель: Мы свами оказались на планете геометрических фигур. Они хотят с вами  размяться, физкультурой  позаниматься.

Воспитатель поочередно показывает геометрические фигуры.

 Физкультминутка.

Треугольник – прошагай,

Квадрат – приседай,

Ну, а если круг – дружок,

Выполняя скорей прыжок. 

Воспитатель: А сейчас я предлагаю поселить все геометрические фигуры в один дом, тогда они будут соседями и никогда друг друга не потеряют. 

 1. не овал я, и не круг, треугольнику я – друг. Прямоугольнику я – брат, а зовут меня ……   (квадрат) . Квадрат будет жить в центре дома.  

2. . четыре угла, как квадрат я имею, но только квадратом назваться не смею, но всё же похож на квадрат, между прочим. У меня 2 длинные стороны и 2 покороче. (прямоугольник). Прямоугольник живет в правой верхней квартире. 

-Чем отличаются квадрат и прямоугольник? ( у квадрата все стороны равны, у прямоугольника противоположные стороны равны; в данном случае отличаются еще цветом).

3.   я как обруч, колесо, как чудесное кольцо.(круг) Круг поселится в левой нижней квартире. -Чем отличаются квадрат и круг?  (у круга нет углов,  как у квадрата)

4.  три вершины, три угла, три сторонки – вот и я!  (треугольник) Треугольник  будет жить в левой верхней квартире 

5. Осталась свободной квартира в каком углу? ( в правом нижнем углу)

Треугольник сунул нос в реактивный пылесос.

А без носа он, – о, боже! стал на юбочку похожим.

Интереснее всего, как теперь зовут его. (трапеция) 

 6. Над квадратом живет  не красный овал  (например, желтый)

7. Под треугольником поселился  фиолетовый прямоугольник.

8. Слева от трапеции теперь живет не желтый и не зеленый  треугольник.

9.В последнюю квартиру поселим  светло-зеленый круг.

 Наш дом стал уютным, светлым. Мне кажется,  все фигуры заулыбались. Ребята, у меня появилась идея  назвать этот дом «Дом дружбы». 

  Мы с вами навели порядок  на планетах Вселенной Гео: линии и фигуры нашли свои планеты.  Нам пора в  детский сад. Занимайте свои места в ракете.  (дети вспоминают номер своего места) Считаем двойками до 10. (2, 4, 6, 8, 10) Пуск!

Звучит аудиозапись «космической» музыки. 

Появляется слайд с изображением домов. 

-Сравните, чем отличаются дома.

Воспитатель: Вот мы и прилетели в наш родной детский сад. Нашему возвращению он очень рад.

Воспитатель находит на подоконнике серебряный шар.

-Как вы думаете,  что этот такое? 

Дети предполагают: метеорит, волшебный шар и т.д. 

Воспитатель: - Наверное, жители Вселенной Гео решили нас отблагодарить и подарили  серебряный шар. Мы можем  с  ним поиграть.

Итог занятия.

Воспитатель кидает шар каждому ребенку и называет вопрос.

-Как называется линия, у которой есть начало, но нет конца? (луч)

-Как можно одним словом назвать квадрат и прямоугольник?  (четырехугольники).

-Сколько углов у квадрата?  (4)

-Сколько углов у овала?( нисколько, ноль)

-Сколько углов у трапеции? (4)

-Где мы с вами сегодня были?  Что вам больше всего запомнилось? Какого цвета у вас сейчас настроение?