Конспект непосредственной образовательной деятельность с детьми подготовительной группы «Заповедные места России»

Мирошниченко Наталия Геннадьевна, воспитатель

МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 28 «Цветик – семицветик» г.о. Балашиха. 

 

Цель: формирование  в представлении детей образа России, как огромной по территории стране, имеющей богатую и разнообразную природу.

Задачи:                                                                                                                                    

обучающие:                                                                                                                                                      

-  Познакомить  детей с климатическими зонами России: тундрой, тайгой, средней полосой, степью;

-  Познакомить с наиболее известными заповедниками на территории нашей страны, их назначением;

развивающие:  

- Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.

воспитательные:

-  Воспитывать бережное отношение к родной природе, патриотические чувства.  

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций и беседы о разных климатических зонах нашей страны: климатических условиях, растительном и животном мире; наблюдения в природе, чтение художественных произведений; просмотр видеофильмов о животных и растениях  разных климатических зон, о представителях флоры и фауны, занесенных в Красную книгу.

Словарная работа:

Развитие и обогащение словаря детей новыми словами: заповедник, тундра, тайга, степь, Крайний север, средняя полоса России, названиями животных и птиц разных климатических зон России,  заповедников. 

Интеграция образовательных областей «Познание», «Социализация». «Коммуникация», «Музыка», «Физическая культура»

Используемые медиа – объекты: ноутбук

Используемое оборудование: 

Презентация на тему «Природные зоны России», иллюстрации с изображением обитателей заповедника средней полосы России «Лосиный остров», картинки для дидактической игры «Кто, где живет», шапочки с изображением обитателей  заповедника «Лосиный остров» для физкультминутки, карта природных зон России. 

                                                                          Ход непосредственной образовательной деятельности:                                                                                    

 Воспитатель:  Сегодня мы поговорим с вами о нашей стране – о России (показывает на карту) Вы знаете, что это? (карта). Да это карта России. Посмотрите, какая она разноцветная, на ней много и голубого, и зеленого, и коричневого и желтого цветов. Как вы думаете, что обозначают голубые пятна и линии на ней? (ответы детей – это озера и реки) А что обозначено зеленым цветом? Правильно, леса, луга и поля. Коричневым цветом обозначены горы и степи. Обратите внимание, какого цвета на карте больше? (зеленого) Да это так. Наша страна очень большая, на ее территории много лесов. Лес, для насекомых, птиц, зверей – дом родной. Люди приходят в этот дом, как в гости, и как в гостях должны соблюдать определенные правила, чтобы не потревожить жителей леса. Но не всегда люди соблюдают эти правила: ломают деревья в лесу, загрязняют водоемы, мусорят, шумят, пугают хозяев леса: птиц и зверей и тогда звери убегают и даже погибают. Уже сегодня в России есть очень редкие, исчезающие виды птиц, животных и растений. Если о них не позаботиться, то они совсем исчезнут. Чтобы сохранить животных защитники природы создали такие места, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения и животные. Эти места называются - заповедники. В заповедниках, запрещена не только охота и рыбалка, но и сбор ягод и грибов. В заповедниках нельзя ездить на машинах, можно ходить только по тропинкам. Жизнь здесь течет по своим правилам и устанавливает эти правила сама природа. Тишина, покой, отсутствие людей и машин помогают животным спокойно жить и растить потомство. В России создано много заповедников и расположены они в разных природных зонах.

- С какими природными зонами мы с вами знакомы? (ответы детей: тундра, тайга, леса средней полосы России, степи, пустыни)

- На территории каждой природной зоны существуют свои заповедные места и сегодня, мы отправимся в видеопутешествие по самым известным из них. Занимайте места перед экраном (показ презентации). Комментарии педагога по ходу фильма: на Крайнем севере нашей страны расположена зона тундры. На территории тундры находится Лапландский заповедник. Здесь нет лесов, очень холодно, а на территории заповедника произрастают мох, лишайники, карликовые деревца. Главные обитатели  заповедника – это  песец, полярный волк, полярная сова,  белый медведь, северный олень. Долгое время люди охотились на этих животных, и чтобы сохранить их  был создан заповедник.

- Если мы сядем на оленью упряжку (слайд) можно доехать до следующей природной зоны, она называется тайга (слайды с природой и животными). На территории тайги расположен Саяно-Шушенский заповедник. Тайга – это хвойные леса. Какие хвойные деревья вы знаете? (ель , сосна) (слайд) (воспитатель дополняет ответ: пихта, кедр, лиственница и показывает слайды)Самое ценное хвойное дерево –  кедр (слайд), оно дает полезные для здоровья орешки – кедровые, их любят и люди, и животные. На территории Саяно – Шушенского заповедника животных видимо-невидимо: это и медведи, и лисы, и волки, и белки, и бурундуки (слайды), есть и такие животные, с которыми вы еще не знакомы – это рысь, соболь. 

- А теперь перенесемся на юг нашей страны – в зону степей (слайд). В степной зоне находится Астраханский заповедник, на его территории под охраной проживают такие животные, как  сайгаки, тушканчики, енотовидная собака, степной волк  (демонстрация слайдов). В этом заповеднике живет редкая красивая птица – белая цапля (слайд). У нее длинные ноги, изящная шея, красивое оперение. Самое знаменитое и редкое растение Астраханского заповедника это лотос (слайд).  Все эти прекрасные, редкие животные и растения занесены в Красную книгу (слайд) и охраняются государством.

- А сейчас, поиграем в дидактическую игру «Кто, где живет» (на столе разложены иллюстрации животных разных природных зон, их надо выбрать и разложить по месту обитания. Дети раскладывают животных тундры, тайги, степи).

- Ребята, на территории какой природной зоны мы с вами проживаем? (ответы детей) Недалеко от того места, где мы с вами живем, находится самый настоящий заповедник. Он расположен на северо-востоке Москвы и захватывает часть Балашихи, называется он «Лосиный остров». Как вы думаете, почему заповедник получил такое название? (ответы детей, воспитатель подводит детей к мольберту с картинками)

- Правильно, главным животным здесь всегда был и остается лось, но встречаются  кабаны, лисы , зайцы, белки, бобры, пятнистые олени. Природы «Лосиного острова» очень разнообразна и я предлагаю вам отправиться на экскурсию по заповеднику. Но сначала давайте вспомним правила поведения в лесу.

Дети повторяют правила поведения и подходят к указателю заповедника  «Лосиный остров». Читают надпись «Посторонним вход воспрещен».

Воспитатель – А что же нам делать? (в зависимости от ответа детей) Я тоже в растерянности, но я захватила волшебные маски. Мы наденем их и превратимся из ребят в зверят, и станем лесными жителями. Вы согласны? (надевают маски) Итак мы отправляемся в путь, изображая животных (дети идут в обход по залу, имитируя движения животных под звуки леса). Вот мы и в заповеднике у  ручья, который носит название «Громовой ключ». Как вы думаете, почему он так называется? Тогда послушайте легенду. Давным-давно  над лесом разразилась гроза. Сверкающая молния ударила в землю, и на этом месте забил ключ. С тех пор этот ручей стали называть «Громовым ключом», вода в нем оказалась чистой и вкусной. Посмотрите на берегу ручья для нас приготовлены загадки (изображения птиц) Как можно назвать этих птиц одним словом? (зимующие)

Воспитатель – Молодцы! Продолжим нашу прогулку по заповеднику.

Воспитатель – Ребята, здесь чей-то дом (дупло). Как вы думаете, чей это дом? (ответы детей)

Белка – Сколько ребят ко мне в гости в заповедник  пожаловало. Но я вас не боюсь. В заповеднике, никого люди не обижают, наоборот берегут растения и животных. Весной и летом в нашем заповеднике растет много разных растений . Есть очень редкие, они занесены в Красную книгу.

Воспитатель – Белочка, а наши ребята хорошо знают редкие  растения.

Белка – А я сейчас проверю (белка показывает изображения редких растений). Весной расцветает (подснежник, ландыш), летом (мать и мачеха ). 

Воспитатель – В заповеднике живет много зверей, люди подкармливают их зимой сеном, овощами, зерном. Отгадайте, кого недавно встретила белочка:

Белый на белом

Написал, где бегал,

Рыжая прочтет - белого найдет (лиса и заяц) 

Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко, Рога раскинув широко (лось)

Дружбу водит он с лисой,

Для других ужасно злой.

Всё зубами щёлк да щёлк,

Очень страшный серый  (волк)

Белочка – Молодцы! Вот вам за отгадки мои подарки (орешки и силуэты животных) Не забывайте меня и моих друзей.

Воспитатель – Спасибо, белочка, до свидания. А наша экскурсия подошла к концу и нам пора возвращаться в детский сад (дети снимают маски и рассаживаются на стулья)

Воспитатель – Вот мы и в детском саду. Сегодня мы с вами познакомились со многими заповедными местами России и в одном даже побывали.

Воспитатель -  Скажите мне, как вы понимаете, что такое заповедник? Как называется заповедник, где мы были на экскурсии?

Воспитатель – На этом наше путешествие заканчивается. Домашним заданием для вас будет раскрашивание силуэтов птиц, которые вам подарила белочка.