Деловая игра для педагогов МБДОУ "Знатоки природы"

Седых Елена Владимировна, старший воспитатель

МБДОУ г.о. Балашиха «Детский сад комбинированного  вида № 28 «Цветик – семицветик» 

Цель: повышение профессионализма педагогов в осуществлении экологического образования дошкольников.

Задачи:

- Расширение представлений педагогов и родителей о возможных методах и приемах, используемых в работе с детьми по экологическому образованию;

- Выявить имеющиеся знания у воспитателей по вопросам экологии (явления живой и неживой природы, растения, животные);

- Развивать познавательный интерес у педагогов;

- Учить использовать полученные знания о природе в разных видах деятельности.

Само слово «экология» образовано от греческого «экос» - дом и «логос» - наука. То есть экология в широком смысле – наука о доме, в котором мы живем. В более узком смысле экологией называют науку «об отношениях растений и животных между собой и окружающей средой». Цель экологического воспитания в дошкольном учреждении – научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим его большим миром. 

 1 Задание: (домашнее) Описание эмблемы «Узнай, о чем?» Каждая команда описывает свою эмблему таким образом, чтобы соперники могли по описанию узнать  ее. Описание может дополняться музыкальным и стихотворным сопровождением. Наивысший  балл получает команда, полнее и оригинальнее всего описавшая свою эмблему (задание оценивается по 5 –ти бальной шкале).

Методическая часть игры

2 Задание: «Экологический уголок» 

Расставьте по значимости (с помощью цифр)  приведенные ниже принципы создания экологического уголка в группе (на первое место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд положение):

- наличие как можно большего числа видов растений и животных;

- наличие объектов неживой природы (почвы, камней, раковин и т.д.);

- обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, обеспечение необходимой им среды обитания и ухода;

- безопасность  (отсутствие или недоступность ядовитых растений, отсутствие опасных видов животных, насекомых);

- обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными;

- обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы;

- обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы.

(задание оценивается по 5 –ти бальной шкале)

3 Задание:  «Моделирование» Попробуйте смоделировать, как элементы экологического воспитания можно ввести в занятия по образовательным областям «Социализация», «Познание», «Физическая культура» (задание оценивается  по 5 –ти бальной шкале) 

4 Задание: «Составь вопросник» Для бесед с детьми на разные темы можно составить систему вопросов. Например, для закрепления знаний по теме «Деревья и кустарники» можно предложить детям следующий перечень вопросов:

а) назови и покажи деревья и кустарники, растущие на участке или на улице;

б) назови и покажи части деревьев;

в) назови и покажи хвойные и лиственные деревья;

г) как и откуда дерево получает питательные вещества?

д) зачем дереву ствол, ветки, листья?

е) чем дерево отличается от кустарника?

ж) какую пользу деревья приносят окружающей среде и человеку?

з) как человек помогает деревьям и кустарникам?

и) для каких обитателей живого мира дерево является их домом?

Попробуйте составить аналогичные перечни вопросов по темам «Овощи, фрукты, ягоды», «Дикие животные», «Времена года» (задание оценивается по 5 –ти бальной шкале).

Непосредственно игровая часть игры

5 Задание: «Вопрос – ответ» Какая команда наберет большее количество балов за правильные ответы (за каждый правильный ответ – 1 балл)  Свою готовность к ответу  команда демонстрирует зеленой карточкой. Вопросы:

1.Отличительные черты природной и экологической катастроф? (экологические катастрофы возникают в результате деятельности человека, природные – стихийно)

2.Что такое цепь питания? (это пищевые связи, которые устанавливаются в природном сообществе)

3.Что такое «кислотный дождь»? (предприятия выбрасывают в атмосферу вредные химические вещества, которые растворяются влагой атмосферы, когда идет дождь, эти вещества также выпадают на землю, убивая все живое)

4.Какие приспособления помогают птице летать? (полые кости, воздушные мешки внутри тела, быстрое пищеварение и, конечно крылья) 

5.Куда зайцу бежать удобнее: в гору или с горы? (в гору, у зайца передние лапы короткие, задние длинные, а с горы он катится кубарем)

6.Сколько ног у паука? (8)

7.Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (одинаковая)

8.В воде родится, а воды боится? (соль)

9.У кого уши на ногах? (у кузнечика)

10.Весной или летом цветет сирень? (весной, начало лета считается с отцветания сирени)

11. Что ест зимой жаба? (ничего, она спит)

12. Невидимое живое существо (бактерия)

13. Необратимое историческое развитие живой природы (эволюция)

6 Задание: Кроссворд «Природа вокруг нас» (см. приложение) (задание оценивается по 8 –ми бальной шкале).

Вопросы для 1 –ой команды:

1. Загадка: Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок,

В землю теплую уйду, кверху колосом взойду,

В нем тогда таких, как я, будет целая семья (зерно)

2. Это лекарственное луговое растение и ценная кормовая трава, в народе его называют «кашка» (клевер)

3. Раскаленное небесное тело шарообразной формы, звезда, состоит из очень горячих (раскаленных) газов (солнце)

4. Самое высокое дерево в мире (около 100м) (эвкалипт)

5. Живой организм, живущий в лесу, не образующий цветков, семян, размножающийся спорами (гриб)

6. Низкорослое растение с очень мелкими листочками, растущее обычно в сырых местах . В жару становится белым. Может быть сухим несколько лет, но пройдет дождь … и оно опять зеленое. Во время войны его использовали вместо ваты, оно заменяло также йод (мох)

7. Самый многочисленный класс животного мира, их еще называют «шестиногими» хозяевами земли (насекомые)

8. Как называются животные, приспособленные к жизни в воде и на суше? (земноводные)

Вопросы для 2 –ой команды:

1.Санитар леса и большой труженик, переносит груз,  во много  раз превышающий вес собственного тела (муравей)

2.С помощью какого растения карлик Нос смог опять обратиться в мальчика? (одуванчик)

3.Лекарственное растение с сильным запахом, растет в лесу, цветет в мае – июне мелкими белоснежными цветками, собранными в красивую кисть. Плоды ядовиты.   Занесено в Красную книгу (ландыш)

4.Сколько на Земле материков? (6)

5.Влаголюбивые растения зеленого, красного и бурого цвета. Им земная атмосфера обязана появлению свободного кислорода (водоросли)

6.Самое быстрорастущее растение – трава – за сутки вырастает на 1 метр (бамбук)

7.Как одним словом назвать корову, овцу, лошадь, козу, зайца, лося (травоядные)

8.Как называется большой участок охраняемого природного ландшафта, на котором запрещена вырубка, покос, разведение костров, охота и природа сохранена в первозданном виде? (заповедник)

Вопросы для 3 –ей команды:

1.Лекарственное растение, растущее по обочинам дорог, у заборов, на огородах. Свежие листья употребляют для лечения ожогов, гнойных ран и фурункулов (подорожник)

2.Как называется наука об окружающем нас мире? (экология)

3.Дерево с самым толстым стволом (12 метров) (баобаб)

4.Во впадине шляпок этого гриба часто скапливается дождевая влага. Насекомые, желая напиться, прилетают на «водопой». Утолив жажду, они погибают и падают замертво возле гриба. Напишите название этого гриба (мухомор)

5.Растение, состоящее из водоросли и гриба, способно расти там, где  никакое другое растение  не может выжить, легко переносит сильные морозы, жару и отсутствие дождей. Однако, если в воздухе содержатся загрязняющие вещества – исчезает (лишайник)

6.Как называются животные, завершающие любую пищевую цепочку (во множественном числе) (хищники)

7.Сидячее морское животное, покрытое твердой оболочкой, прикрепленное к морскому дну.  Любит тепло, питается мельчайшими рачками, захватывая их своими нежными щупальцами. Постепенно разрастаются, почти как деревья (в единственном числе) (коралл)

8.Земноводное животное, молодость свою проводит в воде, а зрелость – в воздухе. Самец кормится соком растений и нектаром, а вот самки – кровососы (комар)

 

 7 Задание: Блиц – конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду»

По каким приметам в поведении животных  и растений можно предсказать погоду? Выигрывает команда, назвавшая больше всех примет. За каждый правильный ответ – 1 балл.

- Паук усиленно плетет паутину – к сухой погоде;

- Уж на дороге греется – перед дождем;

- Стрижи низко летают – дождь предвещают;

- За сутки до оттепели мыши выходят из- под подстилки на снег;

 - Собака катается по земле, мало ест и много спит – к вьюге;

-  Когда цветет черемуха – всегда жди холодов;

- Если к утру трава сухая – к вечеру ожидай дождя;

- Цветы перед дождем пахнут сильнее;

- Из березы течет много сока – к дождливому лету;

- С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – к хорошей погоде;

- Особенно бывает холодно, когда дуб развернется.

8 Задание: «Экологические задачи» Представителям команд предлагается вытянуть по два текста с экологическими задачами, обсудить их со своей командой и ответить на вопросы задачи. По 5-ти бальной системе оценивается не только правильность ответа, но и время подготовки.

Задача 1: С чем связано такое поведение лисицы, которое описал Ю. Дмитриев в «Книге природы»:                                                                                           «Часто где – нибудь на лесной поляне или на поле можно увидеть лисицу, которая бежит легкой рысцой, то и дело останавливаясь и прислушиваясь. Вдруг она круто сворачивает несколько раз, ударяя всеми четырьмя конечностями о снег, поднимаясь на задние лапы, и, извернувшись, падает» (лисица добывает пищу –  мышей, «мышкует»)

Задача 2: Березовый лес площадью в 1 га выделяет 47 тыс. л. воды в день. В  лесу даже в сухую погоду воздух влажнее, чем на открытом месте. Благодаря какому свойству растения выделяют такое большое количество воды? (испарение)

Задача 3: Одна сова за лето сохраняет 1 кг пшеницы, т.к. уничтожает до 1000 мышей – полевок. Одна полевка за лето съедает 1 кг зерна. Можно ли считать полевку вредным животным? (нет, в природе все взаимосвязано и находится в равновесии. Если истребить полевку, как вредителя, то исчезнут и совы, т.к. не будет источника питания и нарушится пищевая цепь)

Задача 4: На поверхности воды обитают водомерки. На длинных ногах водомерки – подушечки из густых волосков. Эти волоски покрыты жиром. Все тело водомерки покрыто такими же волосками. Между волосками много воздуха. Какое значение для водомерок имеют такие приспособления в водоемах? (для того, чтобы не утонуть в воде. Волоски покрыты жиром, поэтому ноги и тело не смачиваются водой).

Задача 5: Жуки – вертячки обычно кружатся на поверхности водоема, но могут  уходить и  в глубину. Они имеют приспособления к условиям обитания – каждый глаз вертячки поделен  на две части: одна смотрит в воздух, другая – в воду. Какое  значение для жуков – вертячек имеют их приспособления к обитанию в водоемах? (опасность подстерегает жуков и сверху, и в воде. Добыча также может оказаться и в воде, и на ее поверхности, поэтому глаз поделен на  две части: одна смотрит в воздух, другая – в воду).

Задача 6: На муравейник опустился дрозд, вытянув в стороны крылья, и сидел так несколько минут. Почему? (муравьи опрыскивают тело птицы муравьиной кислотой, и она убивает всех паразитов)

9 Задание: Конкурс песен на экологическую тематику. Командам  по очереди друг за другом предлагается исполнить по одному куплету из песен, отражающих нашу природу. Команда, долго выдерживающая паузу, выбывает из игры (за каждую песню – 1 балл)

10 Задание: (домашнее) Инсценировка любого литературного произведения или его фрагмента природоохранной направленности  с обязательным кратким изречением, выражающим основную идею произведения экологической направленности (оценивается по 5 – бальной системе).

Подведение итогов деловой игры. Награждение победителей.