Проект художественно-эстетического воспитания дошкольников на основе произведений изобразительного искусства «Русские богатыри»

Жих Яна Вячеславовна,

старший воспитатель МБДОУ №211, г. Кемерово


Актуальность

Изобразительное искусство – главное средство эстетического воспитания детей, связано с образным познанием жизни. Художественные образы оказывают особое воздействие на эмоции детей, вызывают нравственно-эстетические переживания, активизируют познавательные процессы. Приобщая ребенка к богатейшему опыту человечества, накопленному в живописи, мы формируем у него эстетическое отношение к действительности, художественный вкус, способность воспринимать, понимать и эмоционально переживать эстетические грани мира. С этой точки зрения живопись великих русских художников является эстетическим инструментом в развитии воображения ребенка, обогащении его эмоционального опыта. «Богатырская тема» в русской живописи многогранна и этим ценна в воспитании не только нравственно-эстетических категорий, но и патриотических чувств, формировании гендерной идентификации.

Проблема

К сожалению, дети очень поверхностно знакомы с богатым наследием русских художников. А вместе с тем, именно изобразительное искусство помогает подобрать ключик к эмоционально-чувственной сфере ребенка. Выставки репродукций художников, аналитический метод изучения картин не часто используются и в педагогической практике, и в семейном воспитании. Это связано с разными причинами: трудно подобрать доступный материал для определенного возраста детей, адаптировать его, отсутствие специалистов в учреждении, которые могли бы организовать эту работу. Все дальше в прошлое уходят традиции семейного посещения выставок изобразительного искусства. Родители сталкиваются с нехваткой времени, собственной неграмотностью, неумением заинтересовать детей. Изменить ситуацию можно с помощью организации в детских садах мероприятий по приобщению детей к живописи.

Цель

Создать условия для активного творческого восприятия детьми произведений изобразительного искусства на тему «Русские богатыри».

Задачи

  • Заинтересовывать воспитанников живописными сюжетами «богатырской темы».
  • Вызывать эмоциональный отклик на содержание картин.
  • Развивать умение анализировать содержание произведения, совершенствовать речевые функции, пополнять словарный запас.
  • Знакомить детей с отдельными эпизодами истории страны на основе художественных репродукций.
  • Закреплять у воспитанников основы гендерной принадлежности, используя образы защитников Родины.
  • Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, уважение к армии, защитникам Отечества на основе образов русских богатырей.

Новизна проекта

Использование произведений русских художников и созданные ими образы в художественно-эстетическом, патриотическом, гендерном воспитании.

Уникальность проекта

- Непосредственная визуализация детьми репродукций художников.

- Синтез разных направлений развития детей в процессе восприятия произведений живописи.

Участники

Воспитанники старшей и подготовительной группы.

Организатор и ответственный

Старший воспитатель Жих Яна Вячеславовна

Сроки реализации проекта

17-28 февраля (краткосрочный) 2014г

Приемы работы

  • Выставка репродукций русских художников на тему «Русские богатыри».
  • Искусствоведческий рассказ педагога.
  • Постановка конкретных и обобщающих вопросов.
  • Словесное воссоздание событий последующих и предшествующих изображенному сюжету.
  • Расссказ-образец педагога о личностном отношении к картине.
  • Сравнение картин.
  • Выражение собственного отношения воспитанников к произведениям и их героям.
  • Постановка себя на место героев картин.

Ожидаемые результаты

Для воспитанников:

1.Получение информации о картинах, их авторах, исторических событиях, связанных с сюжетами произведений.

2.Воздействие на эмоционально-чувственную сторону детей, вызов эмоционального отклика на исторические образы и события.

3.Наличие у воспитанников интереса к изобразительному искусству, истории Родины.

4.Создание образа мужчины – смелого и сильного защитника, любящего свою родную землю (патриотическое и гендерное воспитание).

Для учреждения, педагогического коллектива.

1.Наличие оформленной выставки репродукций, которую можно использовать в перспективе.

2.Инициация перспективного продолжения работы по данной теме.

- Инновационный фотопроект «Один шаг из прошлого в настоящее»: создание ассоциативных картин по образу репродукций с выставки. (В разработке воспитателем Перфильевой О.В.)

- Разработка проекта, посвященного восприятию женских образов в живописи. (В разработке старшего воспитателя Жих Я.В.)

- Продуктивно-творческая работа с воспитанниками (рисование, лепка) на тему «Русские богатыри». (Разработка занятий педагогом дополнительного образования Петровой Ю.А.)

3.Повышение творческой активности педагогов, вовлечение их в творческий поиск инновационных проектов.

4.Разработка семинара-практикума для педагогов по направлению художественно-эстетического развития дошкольников с использованием опыта реализации проекта.

Материальные условия

Частично материалы для реализации проекта имеются в методическом кабинете:

1.Репродукция В.М.Васнецова «Богатыри».

2.Литература по данной теме.

3.Интернет-ресуры.

4.Офисная техника – компьютер, принтер.

5.Музыкальный центр.

Дополнительные вложения:

1.Приобретение репродукций картин: М.А.Врубель «Богатырь», В.М.Васнецов «Витязь на распутье», «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», И.Я.Билибин «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

2.Приобретение материала для изготовления рамок.

Условия:

- Музыкальный зал для организации выставки одной картины.

- Холл детского сада для организации выставки всех картин.

- Музыкальный фон.

- Организованная образовательная деятельность с воспитанниками.

Соответствие проекта основной образовательной программе МБДОУ №211

Проект «Русские богатыри» соответствует образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (в соответствии с ФГОС ДО), целью которой является формирование у дошкольников интереса к эстетической стороне окружающей действительности и реализует одну из задач: приобщение детей к изобразительному искусству. Материалы проекта не противоречат, а дополняют непосредственно образовательную деятельность (НОД) с воспитанниками ДОУ, полностью соответствуя реализуемой основной образовательной программе МБДОУ №211 и комплексной программе «от рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Примерные виды интеграции образовательных областей,

реализуемых в проекте

по задачам и содержанию работы

по средствам организации образовательного процесса

«Социально-личностное развитие» (развитие свободного общения между участниками проекта, устной речи, пополнение словаря, умения слушать собеседника, высказывать свои мысли и эмоции, вести беседу, описывать увиденное, формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.)

«Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в области изобразительного искусства, истории России, развитие восприятия через аудиальный и визуальный каналы, умения сравнивать.)

«Чтение художественной литературы» (мотивация к чтению художественной литературы, формирование эмоционального отношения к литературным героям.)

«Художественное творчество» (мотивация к продуктивной художественной деятельности, развитие умения передавать в собственных творческих произведениях образы художественных картин, знакомство с произведениями творчества великих русских художников.)

«Музыка» (использование музыкальных произведений как сопровождение выставочной деятельности)

Использование музыкальных, художественных произведений, детской литературы для обогащения содержания проекта.