Жих Яна Вячеславовна,
старший воспитатель МБДОУ №211, г. Кемерово
Актуальность
Изобразительное искусство – главное средство эстетического воспитания детей, связано с образным познанием жизни. Художественные образы оказывают особое воздействие на эмоции детей, вызывают нравственно-эстетические переживания, активизируют познавательные процессы. Приобщая ребенка к богатейшему опыту человечества, накопленному в живописи, мы формируем у него эстетическое отношение к действительности, художественный вкус, способность воспринимать, понимать и эмоционально переживать эстетические грани мира. С этой точки зрения живопись великих русских художников является эстетическим инструментом в развитии воображения ребенка, обогащении его эмоционального опыта. «Богатырская тема» в русской живописи многогранна и этим ценна в воспитании не только нравственно-эстетических категорий, но и патриотических чувств, формировании гендерной идентификации.
Проблема
К сожалению, дети очень поверхностно знакомы с богатым наследием русских художников. А вместе с тем, именно изобразительное искусство помогает подобрать ключик к эмоционально-чувственной сфере ребенка. Выставки репродукций художников, аналитический метод изучения картин не часто используются и в педагогической практике, и в семейном воспитании. Это связано с разными причинами: трудно подобрать доступный материал для определенного возраста детей, адаптировать его, отсутствие специалистов в учреждении, которые могли бы организовать эту работу. Все дальше в прошлое уходят традиции семейного посещения выставок изобразительного искусства. Родители сталкиваются с нехваткой времени, собственной неграмотностью, неумением заинтересовать детей. Изменить ситуацию можно с помощью организации в детских садах мероприятий по приобщению детей к живописи.
Цель
Создать условия для активного творческого восприятия детьми произведений изобразительного искусства на тему «Русские богатыри».
Задачи
Новизна проекта
Использование произведений русских художников и созданные ими образы в художественно-эстетическом, патриотическом, гендерном воспитании.
Уникальность проекта
- Непосредственная визуализация детьми репродукций художников.
- Синтез разных направлений развития детей в процессе восприятия произведений живописи.
Участники
Воспитанники старшей и подготовительной группы.
Организатор и ответственный
Старший воспитатель Жих Яна Вячеславовна
Сроки реализации проекта
17-28 февраля (краткосрочный) 2014г
Приемы работы
Ожидаемые результаты
Для воспитанников:
1.Получение информации о картинах, их авторах, исторических событиях, связанных с сюжетами произведений.
2.Воздействие на эмоционально-чувственную сторону детей, вызов эмоционального отклика на исторические образы и события.
3.Наличие у воспитанников интереса к изобразительному искусству, истории Родины.
4.Создание образа мужчины – смелого и сильного защитника, любящего свою родную землю (патриотическое и гендерное воспитание).
Для учреждения, педагогического коллектива.
1.Наличие оформленной выставки репродукций, которую можно использовать в перспективе.
2.Инициация перспективного продолжения работы по данной теме.
- Инновационный фотопроект «Один шаг из прошлого в настоящее»: создание ассоциативных картин по образу репродукций с выставки. (В разработке воспитателем Перфильевой О.В.)
- Разработка проекта, посвященного восприятию женских образов в живописи. (В разработке старшего воспитателя Жих Я.В.)
- Продуктивно-творческая работа с воспитанниками (рисование, лепка) на тему «Русские богатыри». (Разработка занятий педагогом дополнительного образования Петровой Ю.А.)
3.Повышение творческой активности педагогов, вовлечение их в творческий поиск инновационных проектов.
4.Разработка семинара-практикума для педагогов по направлению художественно-эстетического развития дошкольников с использованием опыта реализации проекта.
Материальные условия
Частично материалы для реализации проекта имеются в методическом кабинете:
1.Репродукция В.М.Васнецова «Богатыри».
2.Литература по данной теме.
3.Интернет-ресуры.
4.Офисная техника – компьютер, принтер.
5.Музыкальный центр.
Дополнительные вложения:
1.Приобретение репродукций картин: М.А.Врубель «Богатырь», В.М.Васнецов «Витязь на распутье», «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», И.Я.Билибин «Илья Муромец и Соловей Разбойник».
2.Приобретение материала для изготовления рамок.
Условия:
- Музыкальный зал для организации выставки одной картины.
- Холл детского сада для организации выставки всех картин.
- Музыкальный фон.
- Организованная образовательная деятельность с воспитанниками.
Соответствие проекта основной образовательной программе МБДОУ №211
Проект «Русские богатыри» соответствует образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (в соответствии с ФГОС ДО), целью которой является формирование у дошкольников интереса к эстетической стороне окружающей действительности и реализует одну из задач: приобщение детей к изобразительному искусству. Материалы проекта не противоречат, а дополняют непосредственно образовательную деятельность (НОД) с воспитанниками ДОУ, полностью соответствуя реализуемой основной образовательной программе МБДОУ №211 и комплексной программе «от рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Примерные виды интеграции образовательных областей, реализуемых в проекте |
|
по задачам и содержанию работы |
по средствам организации образовательного процесса |
«Социально-личностное развитие» (развитие свободного общения между участниками проекта, устной речи, пополнение словаря, умения слушать собеседника, высказывать свои мысли и эмоции, вести беседу, описывать увиденное, формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.) «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в области изобразительного искусства, истории России, развитие восприятия через аудиальный и визуальный каналы, умения сравнивать.) «Чтение художественной литературы» (мотивация к чтению художественной литературы, формирование эмоционального отношения к литературным героям.) «Художественное творчество» (мотивация к продуктивной художественной деятельности, развитие умения передавать в собственных творческих произведениях образы художественных картин, знакомство с произведениями творчества великих русских художников.) «Музыка» (использование музыкальных произведений как сопровождение выставочной деятельности) |
Использование музыкальных, художественных произведений, детской литературы для обогащения содержания проекта. |