Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Город мастеров»

                                                                       Захарченко Валентина Парфирьевна 

                                                                   педагог дополнительного образования

                                                                                   МБОУ ДОД ДДТ г. Белово  


Пояснительная записка

                                                       

Свой идеал я вижу в том, чтобы 

буквально каждый ребенок увидел прекрасное,

 остановился перед ним в изумлении,

 сделал прекрасное частицей своей души...

В.А. Сухомлинский

Новые  условия  жизни перед обучающимися выдвигают свои новые требования:

  • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые решения;
  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.  Декоративно – прикладное творчество является составной частью общекультурного на-правления внеурочной деятельности в образовании. Оно готовит обучающихся к пони-манию художественных образов, знакомит с различными средствами выражения.  На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности. Оно развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов». 

 Актуальность

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов воспитания и образования личности младшего школьника относятся – художественно – эстетическое воспитание, в частности повышение качества знаний по декоративно – прикладному искусству.  

При разработке программы «Город мастеров» был учтен уже имеющийся опыт работы образовательного учреждения и проанализированы программы дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению. Эти программы в основном пред-ставлены одним направлением декоративно-прикладного творчества: лепка, вышивка, ба-тик, плетение бисером, и т.п. Содержание программы «Город мастеров» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства.  Программа знакомит со следующими направлениями декоративно – прикладного творчества: флористика,  пластилиновая графика,  бумажная пластика, изготовление кукол, плетение бисером, которые  разработаны для более глубокого изучения в предметных областях. В процессе творчества у ребенка развиваются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление. 

Программа «Город мастеров»  способствует творческому развитию обучающихся, повы-шению качества базовых знаний и умений  изобразительного искусства, технологии, ок-ружающего мира, развивает пространственное воображение, память, творческие и  иссле-довательские способности, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию  внимания, уверенность в своих силах и  способностях, так как неуспевающих на занятиях нет. 

Педагогическая целесообразность осуществляемой программы состоит в том, что она раз-вивает интерес к изучению: 

1.изобразительного искусства; 

2.пластилиновой графики; 

3.плетения бисером; 

4.аппликации; 

5.бумажной пластики; 

6.конструирования по замыслу детей. 

Программа способствует: 

-  развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера; 

-  помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни; 

-  формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни; 

-  освоению различных видов декоративно – прикладного искусства; 

-  обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств; 

-  созданию творческой атмосферы в группе обучающихся на основе взаимопонимания коллективной работы; 

-  знакомству с историей пластилина, плетения бисером,  бумажной пластики,  изготовле-ния кукол и народными традициями в данных областях. 

Цель программы: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора посредством выполнения работ различных видов декоративно – прикладного искусства.

Задачи программы: 

Образовательные

  • научить понимать и применять профессиональные термины, ориентироваться в разновидностях декоративно – прикладного искусства; 
  • научить наблюдать и передавать в сюжетных работах пропорции, композиции, со-держание и форму предметов живой и неживой природы; 
  • научить замечать и выделять основные средства выразительности изделий;
  • обучить различным приемам работы с бумагой, природным материалом; 
  • применять знания, полученные на уроках окружающего мира, технологии, рисова-ния и других, для создания композиций  выполненных в технике аппликации. 

Развивающие: 

  • развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение; 
  • развивать мелкую моторику рук и глазомера; 
  • развивать художественный  вкус, творческие способности и фантазию детей. 

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к искусству декоративно – прикладного творчества; 
  • расширять коммуникативные способности детей; 
  • формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки. 

Цели и задачи данной программы соответствуют целям и задачам основной образователь-ной программы образовательного обучения. Содержание программы отображает единство учебной и внеучебной деятельности, связь с предметами (окружающий мир, изобрази-тельное искусство, технология, литературное чтение, история). 

Программа «Город мастеров» рассчитана на 136 часов, 1 час в неделю, 34 часа в год, для обучающихся 1-4 классов.

Особенностью данной программы является построение на основе дидактической и сю-жетно – ролевой сказки и игры. Эти формы и методы являются ведущими в воспитании и образовании детей младшего школьного возраста. Работа в объединении состоит из теоре-тических и практических занятий. Основой содержания теоретических занятий являются беседы о природе, животных, птицах, профессиях. Теоретические сведения по основам цветоведения, материаловедения представлены в форме художественно – дидактической игры. Также запланированы встречи с художниками, посещение творческих выставок, экскурсии на природу. 

 Дети увлечённо изучают литературу, связанную с декоративно – прикладным творчест-вом, находятся в постоянном поиске нового. 

Можно рассматривать программу в учебно-воспитательном процессе как:

  • конечный результат уроков технологии (все авторы существующих программ по этому курсу используют) – поделки аппликации;
  • объект исследования – например, куб, пирамида при изучении объёмных геометри-ческих тел;

Программа создана на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам декоративно – прикладного творчества. 

Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе.

Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания простых композиций до сочинения сказок, коллективных работ, творческих проектов детей, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.

Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка. 

 Формы работы

Программа предполагает использование, как традиционных методов работы, так и нетра-диционных для более глубокого усвоения знаний и эмоционального их восприятия. 

1. Теоретические занятия. 

2. Экскурсии (в музей, на природу). 

3. Конкурсы и викторины. 

4. Коллективные творческие дела. 

5. Тематические праздники. 

6. Встречи с интересными людьми. 

7. Просмотр и обсуждение фильмов. 

8. Сбор и оформление материалов поисково-исследовательской деятельности. 

9. Выступление перед сверстниками по итогам проделанной работы. 

10. Походы, подвижные игры. 

Таким образом, на основе программы «Город мастеров» происходит реализация личностно – ориентированного подхода в обучении и воспитании обучающихся, интеграция научных знаний и образовательных технологий, при этом социальными  партнёрами  могут быть (школы, родители, другие учреждения культуры, библиотеки).  

Планируемые результаты

освоения обучающимися программы внеурочной деятельности. 

1.Личностный:  

У выпускника будут сформированы: 

-- способности к самооценке; 

-- чувства  прекрасного;  

-- навык самостоятельной работы и работы в группе; 

-- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности; 

-- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности; 

-- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию. 

Выпускник получит возможность для формирования: 

--устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности; 

-- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство, как зна-чимую сферу человеческой жизни; 

-- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне; 

-- эмоционально-ценностное отношения к искусству и жизни, осознавать систему общече-ловеческих ценностей. 

2. Метапредметные: 

В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся научатся: 

-- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ, решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий; 

-- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои дейст-вия;  

-- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности; 

-- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих; 

-- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредст-вом различных технологий; 

-- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок. 

3. Познавательные учебные действия: 

В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научатся: 

-- различать изученные виды декоративно-прикладного искусства, определять их место и роль в жизни человека и общества; 

-- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творче-стве; 

-- осваивать особенности художественно-выразительных средств, материалов и техник; 

-- развивать художественный вкус; 

-- художественно-образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира; 

-- развивать фантазию, воображения, интуицию, память; 

-- развивать способности аргументировать свою точку зрения к различным произведениям изобразительного, декоративно-прикладного искусства; 

4. Коммуникативные универсальные учебные действия:  

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся научатся: 

-- первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности; 

-- доброжелательно и уважительно общаться со сверстниками и взрослыми; 

-- формировать собственное мнение и позицию. 

5. Предметные; 

Обучающиеся получат возможность научиться: 

-- создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач; 

-- понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном ми-ре, и уважать их; 

-- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно-творческой деятельности в целом. 

Формы подведения итогов.

Наиболее  плодотворным  фактором, в  оценочной  работе  итогов  обучения, являются  выставки  работ  учащихся. Параметры  оценивания  представленных  участниками  работ  могут  изменяться  в  зависимости  от  уровня  и  целей  проводимых  выставок. Выставки  позволяют  обмениваться  опытом, технологией, оказывают  неоценимое  значение  в  эс-тетическом  становлении  личности  ребенка. Однако,  выставки  проводятся  один–два  раза  в  учебный  год, творческая  же  работа  ребенка  постоянно  требует  поощрения  в  стремлениях.

 Большое  значение  в  оценивании  итогов  обучения  имеют  разнообразные  конкурсы  к  «красным»  дням  календаря. Подарки, поделки, сувениры ребята  готовят  к  праздникам  с  большим  удовольствием. В  декоративном  решении  работы  детей  выглядят  красочно, празднично, а  иногда  и  фантастически.  Результативность  развития  художественно-го  мышления  ребят  оценивается  по  следующим  критериям: степень  оригинальности  замысла, выразительность  выполненной  работы, овладение  приемами  работы  в  мате-риале. В  процессе  таких  занятий  более  интенсивно  развиваются  творческие  способности  детей (воображение, образное  и  техническое  мышление, художественный  вкус). 

 Тематическое планирование (1 класс)

Раздел, тема

Всего часов

Теория

Практика

I

«Волшебный мир природы»

10

2

8

1.1

Заготовка и хранение природных материалов.

2

1

1

1.2

Орнамент в квадрате. Аппликация из листьев.

4

1

3

1.3

Орнамент в круге.

2

-

2

1.4

Аппликация из природного материала.

2

-

2

II

«Пластилиновая графика»

10

2

8

2.1

«Путешествие в Пластилинию»

1

0.5

0.5

2.2

 «Подарки осени». Плоскостное изображение

1

0.5

0.5

2.3

«Червячок в яблочке». Знакомство со средствами выразительности.

1

0.5

0.5

2.4

«Кактус в горошке»

1

-

1

2.5

 «Рыбка» Плоскостное изображение.

1

-

1

2.6

«Натюрморт из чайной посуды»

1

-

1

2.7

 «Ферма» Рельефное изображение.

1

-

1

2.8

«Бабочки». Аппликация Знакомство с симметрией.

1

0.5

0.5

2.9

«Божьи коровки на ромашке».

1

-

1

2.10

«Цветы для мамы». Лепная картина.

1

-

1

III

«Бумажная  пластика»

6

1

5

3.1

«Волшебные комочки».  Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги.

1

0.5

0.5

3.2

«Фрукты».

1

0.5

0.5

3.3

«Чудо-дерево»

1

-

1

3.4

«Птенчики»

1

-

1

3.5

«Снегирь»

1

-

1

3.6

«Праздничная открытка»

1

-

1

IV

«Изготовление кукол»

8

1

7

4.1

История куклы.

2

1

1

4.2

Кукла на картонной основе.

2

-

2

4.3

«В лесу»

2

-

2

4.4

«Куклы-актеры»

2

-

2

 

Итого:

34

5

29

Содержание программы «Город мастеров» (1 класс).

Программа направлена на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами (пластилин, бума-га и картон, проволока и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно-прикладного искусства, изготовление простейших декоративно-художественных изделий, учатся организации своего рабочего места. 

 Раздел 1. «Волшебный мир природы»

 1.1 «Заготовка и хранение природного материала». 

Заготовка листьев. Инструктаж  по правилам техники безопасности.  Раскладка листьев между листами бумаги.

Практическая часть. Сбор листьев, раскладка листьев для засушивания.

1.1«Орнамент в квадрате».  Аппликация из листьев.

Виды аппликации. Клей для аппликации. Последовательность выполнения работы. 

Практическая часть. Выполнение аппликации в квадрате.

1.2«Орнамент в круге».  

Последовательность выполнения орнамента в круге. Материалы, применяемые для выполнения работы. 

Практическая часть.  Выполнение самостоятельной работы «Орнамент в круге». 

1.3«Аппликация из природного материала».

 Свободный выбор сюжета композиции. 

Практическая часть.  Выполнение аппликации из природного материала.

Раздел 2. «Пластилиновая графика»

2.1 Путешествие в «Пластилинию». Историческая справка о пластилине. Виды пласти-лина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином. 

2.2  «Подарки осени». Плоскостное изображение.

Знакомство с понятием натюрморт. Закрепление знаний о колорите осени. 

Практическая часть. Показать прием «вливания одного цвета в другой».

2.3 «Червячок в яблочке» знакомство со средствами выразительности.

2.4  «Кактус в горшке». 

Создание выразительного образа посредством объема и цвета. Анализ свойств материа-лов, используемых в работе.  Применение полученных знаний в работе.  Раскатывание. 

Практическая часть. Сплющивание, разглаживание поверхностей в создаваемых объек-тах. Практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилиновой графики.

2.5  «Рыбка». Плоскостное изображение.  

Особенности построения композиции подводного мира.

Практическая часть. Создание сюжета о подводном мире, используя технику пластили-новой графики. Совершенствование  технических и изобразительных  навыков и умений.

2.6 «Натюрморт из чайной посуды»

Композиция и цвет в расположении элементов на поверхности. 

Практическая часть. Соединение частей изделия, путем сглаживания мест крепления.

2.7 «Ферма». Рельефное изображение.

Создание сюжета в полу - объеме.

Практическая часть. Создание композиции из отдельных деталей, с  использованием имеющихся навыков работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание.

2.8 «Бабочки». Аппликация.  Знакомство с симметрией.

Понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке. 

Практическая часть.  Работа в технике мазок пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения.  Закрепление технического приема работы с пластилином в технике пластилиновой графики. Создание рельефа. 

2.9 «Божьи коровки на ромашке».

2.10 «Цветы для мамы» лепная картина. 

Формирование композиционных навыков.

Практическая часть.  Выполнение лепной картины, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. Выполнение тонких и удлиненных лепестков с использованием чеснока - давилки.

Раздел 3. «Бумажная пластика»

3.1  «Волшебные комочки» технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги. 

История возникновения  и развития бумажной пластики,  сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с использованием мятой бумаги.  Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности.

3.2 «Фрукты», 

Последовательность изготовления работы с использованием аппликации и кусочков мятой бумаги.

 Практическая часть.  Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги 

3.3 «Чудо – дерево»

 Последовательность выполнение работы. Благоприятные цветовые сочетания.

 Практическая часть.  Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги

3.4 «Птенчики» 

Последовательность выполнения работы. Цветовые сочетания. 

Практическая часть.  Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги.

3.5 «Снегирь»

Последовательность выполнение работы.  Пространственные представления. Композиционные навыки.

 Практическая часть.  Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги.

3.6 «Праздничная открытка»,

Композиционные навыки. Закрепление умений и навыков работы  с использованием мятой бумаги. Последовательность выполнение работы.

Практическая часть.  Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги.

Раздел 4. «Изготовление кукол»

4.1 « История куклы». Техника безопасности

Игровые и  куклы – «обереги». Бабушкины уроки или как самим сделать народную куклу. Правила техники безопасности.

4.2 «Кукла на картонной основе». 

Традиционные виды аппликации из пряжи. Технология создания силуэтной куклы. История русского  народного костюма.

Практическая часть. Создание картонного силуэта девочки и мальчика в русском народ-ном костюме. Оплетение с использованием пряжи. Создание образа. Цветовое решение.

4.3 «В лесу» композиция.

Особенности построения композиции

Практическая часть.   Прикрепление элементов к основе. Создание композиции.

4.4 «Куклы – актеры» пальчиковые куклы. Аппликация. 

Разнообразие техники аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Технология создания кукол, которые одеваются на палец из бумаги.

Практическая часть.  Создание героев сказки «Теремок». Цветовое решение

 Методическое обеспечение (1 класс)

Раздел 1. «Волшебный мир природы»

Беседа: Общие сведения о природных материалах…………(папка №2 стр.3-5)

Беседа: Свойства и особенности природного материала…(папка №2 стр.1-2)

Техника безопасности при работе с ножницами……………(папка №1 стр.2)

Фотографии детских работ..................................................(папка № 2 стр.64-65)

Пушица………………………………………………………(папка№2стр.78-79)                                                               

Беседа: Пушистые материалы…………………………(папка №2 стр.109-112) 

Природные материалы………………………………………………(книга №99)

Материалы:  бумага,  картон,   кисти для клея, коробочки  для листьев, клей  ПВА, орехи, шишки, косточки от фруктов  и овощей, пластилин.

Инструменты: ножницы,  

Техническое оснащение раздела: компьютер, фотоаппарат. 

Формы занятий: заочное путешествие по Родному краю, экскурсия, фото - сессия, традиционное занятие, игра.

Формы подведения итогов по разделу: устные ответы на вопросы викторины «Волшебный мир природы»……………………………………(папка№10)

Раздел 2. «Пластилиновая графика»

 «Новогодние открытки и подарки»………………………………(журнал№88) 

Фигурки из соленого теста…………………………………………(книга№36) 

«Цветы»…………………………………………………………(набор открыток) 

«Оригинальные картины из зерен»………………………………(книга №26) 

«Птичьи хлопоты»……………………………………………………(книга №54) 

«Рыбки»………………………………………………………………(книга №55)

Материалы: клей ПВА,  проволока,  цветная бумага, бумажные салфетки, фольга.

 Инструменты: ножницы, деревянная палочка, стеки. 

Техническое оснащение раздела: фотоаппарат.

Формы занятий: традиционное занятие, занятие - практикум, праздник. 

Формы подведения итогов по разделу: выставка, устные ответы на вопро-сы………………………………………………………………………(папка№10) 

Раздел 3. «Бумажная  пластика» 

 «Аппликация из кусочков бумаги»………………………………...(книга №65) 

Иллюстрации к сказкам………………………………………(.набор открыток) 

«Искусные поделки из разных материалов»………………………(стр. 15 – 31) 

«Вырезаем из бумаги»…………………………………………….(книга№98) 

«Цветы»…………………………………………………………(набор открыток) 

«Оригинальные картины из зерен» (цветы и букеты)……………(книга №26) 

«Самоделки из бумаги»……………………………………………(книга №53) 

«Декоративная бумага»………………………………………………(книга№37) 

«Цветы из бумаги»…………………………………………………(книга №78)

Материалы: картон, цветная бумага, бумажные салфетки, клей ПВА. 

Инструменты: ножницы, пинцет.  

Техническое оснащение раздела: фотоаппарат. 

Формы занятий: традиционное занятие, занятие – практикум. 

Формы подведения итогов по разделу: устные ответы на вопросы викторины………………………………………………………………………(папка№10) 

Раздел 4. «Изготовление кукол»

«Игрушки из помпонов»……………………………………………(книга№76) 

 Библиотека по прикладному творчеству. 

Стежка и аппликация………………………………………………(книга №38) 

«Делаем сами»  народная кукла………………………(журнал №101, стр26-27) 

 Материалы:  пряжа разного цвета, нитки ирис, картон, цветные кусочки ткани, простые нитки.

Инструменты: ножницы, иголка. 

Техническое оснащение раздела:  компьютер. 

Формы занятий: традиционное занятие, занятие – практикум.

Формы проведения итогов по разделу:  наблюдение, праздник, выставка, устные ответы на вопросы……………………………………………(папка№10)

Литература для педагога.

1. Закон Российской Федерации «Об образовании»- М.: Астрель: АСТ: Профиздат, 2005г. – 6 чс.

2. Программа для внешкольных учреждений и образовательных школ, разработанной Министерством просвещения СССР, 1981г.

3. Маракаев, О. Первый букет [Текст]:/ О.Маракаев. –  Ярославль.: Академия развития, – 1999.224с.

4. Паньшина, И. Декоративно-прикладное искусство [Текст]: / И.Паньшина. – 1998.

5. Шпикалова, Т. В мире народного творчества [Текст]: / Т.Шпикалова. – Изобразительное искусство – 1998г.

7. Усова, А.П.  Русское народное творчество детскому саду [Текст]: / А.П. Усова.

8. Конышева,Н.М. Лепка в начальных классах[Текст]: / Н.М. Конышева. Пособие для учителя из опыта работы.

9. Рисуем 50 персонажей любимых сказок [Изоматериал] : /  Попури – Минск: -2001 - 100 с.

10. Стенюк,В. Картины из цветов [Текст]: / В.Стенюк.-  Издательство,  Культура и традиции.1998 -50с. 

Литература для детей

1. Нагибина, М. И. Природные дары для поделок и игры. [Текст]: / М.И. Нагибина. - Ярославль: Академия развития. – 1997.-192 с.,

2. Федотов, Г. Сухие травы. [Текст]: / Г. Федотов. Основы Художественного ремесла – М.: АСТ-ПРЕСС, – 1997.- 208 с.

3. Филенко, Ф. Поделки из природных материалов. [Текст]: / Ф.Филенко. – Просвещение, – 1999.-112 с.

4 Гомозова,Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел.[Текст]: / Ю.Б.Гомозова.- Ярославль:  Академия развития,-1998.-208с.

5. 100 идей для украшения вашего дома. Сухие цветы [Текст]: / АСТ-ПРЕСС, -1997.- 108 с.

6. Гришина, Н.И. Поделки из кусочков бумаги. [Изоматериал]/ А.А.Анистратова, Н.И.Гришина – 2009.- 8с.

7. Дубровская, Н. В. Аппликации из природных материалов [Текст]: / Н.В.Дубровская. – 2007.-80с.

8. Белецкая, Л.Б. Флористика. [Текст]: / Л.Б.Белецкая, К.Б. Боброва – М.:АСТ; Донецк: Сталкер,2007.-77 с.

9. Перевертень, Г.И. Сказка из листьев и лепестков [Текст]: / Г.И.Перевертень. – М.:АСТ; Донецк: Сталкер,2008.-31с.

10. Перевертень, Г.И. Искусные поделки из разных материалов [Текст]: / Г.И.Перевертень,  – М.:АСТ; Донецк: Сталкер,2007.-14с.

11. Перевертень, Г.И. Волшебная флористика [Текст] :/ Г.И.Перевертень. – М.:АСТ.-2007.-14с.

12. Вохринцева, С.В. Птицы [Изоматериал]: / С.В.Вохринцева. – Екатеринбург, Страна фантазий. 2005.-18с. 

  Терминологический словарь к программе «Город мастеров»

•Авторская кукла – особое направление современного прикладного творчества, чаще всего выполняется в единственном экземпляре. 

•Барельеф – вид рельефа, в котором фигуры слегка возвышаются над фоном.

•Горельеф – вид рельефа, в котором фигуры выступают более чем на половину своего объема.

•Декоративность – общая художественная выразительность. Красота изделия в целом.

•Задача – то, что требует исполнения,  разрешения. Это работа или часть ее, выпол-ненная определенным способом в определенный период. 

•Инструкция — содержащий правила, указания или руководства, устанавливающих порядок и способ выполнения или осуществления чего-либо.

•Интерьер – художественно оформленное убранство помещения.

•Бисер (бусины) — маленькие декоративные объекты с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку.

•Бисероплетение — вид декоративно-прикладного искусства,  рукоделия - создание украшений, художественных изделий из бисера,  к которой,  в отличие от других техник где он применяется ( ткачество с бисером,  вязание с бисером,  плетение из проволоки с бисером - так называемых бисерных плетений, бисерной мозаики и вы-шивки бисером ) бисер является не только декоративным элементом, но и конструктивно-технологическим. 

•Кукла — предмет в виде человека или животного, сделанный из фарфора, пластика, бумаги, дерева и других материалов. Слово «кукла» используется не только в пря-мом, но и в переносном смысле.

•Куклы-актёры — самостоятельный вид средства для изображения или обозначения внешности активно или пассивно действующих персонажей в спектаклях, эстрадных миниатюрах, фильмах, телепрограммах и в других аналогичных произведениях искусства. 

•Кокошник – от слова «кокош» - курица. Убор замужних женщин, «молодух». Носи-ли до рождения первого ребенка.

•Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей.

•Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение) по-свящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

•Народная игрушка – неотъемлемый элемент каждой этнической культуры, специальный предмет, использующийся в детских играх.

•Обряд – совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются традиции.

•Обрядовые куклы – служили изображением духов и божеств, выполняли функции талисманов и оберегов, выступали в роле символа в ритуальных играх и представлениях, а также были средством передачи детям религиозных верований и приобщения их к традиционной культуре народа.

•Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъ-емных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин.

•Рельеф – один из видов скульптуры, в переводе с французского означает «выпуклое изображение на плоскости».

•Силуэт — ограниченное контуром отображение чего-либо.

•Символ – то, что служит условным знаком какого – либо понятия, явления, идеи.

•Сувенир (фр. souvenir - воспоминание, память) — предмет, предназначенный напо-минать о чём-то.

•Сувенирная кукла - относится к куклам-игрушкам, перешедшим в пассивную кате-горию интерьерных кукол, предназначенных для украшения.

•Технология – совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве.

•Традиция — набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической дея-тельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуля-торов общественных отношений.

•Тряпичная кукла – детская кукла – игрушка, выполненная из ткани. Одна из самых распространенных в мире. 

•Эскиз (фр. esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художе-ственного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Эскиз — быстро выполненный свободный рисунок, не предполагаемый как готовая работа, часто состоит из множества перекрывающих линий.