ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ НА ОСНОВЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ТРАДИЦИЙ

Власенко Елена Юрьевна

преподаватель ДМШ №5 г. Белгорода,

аспирант кафедры Педагогики и методики 

профессионального образования БГИИК

В современном российском обществе остро стоят вопросы духовно-нравственного воспитания и формирования ценностно-смысловых ориентаций подростков. Глубокая преемственность в духовных традициях, основывающихся на православной культуре, веками складывалась в российских семьях и образовательных учреждениях, но была резко прервана в годы Советской власти. Сформировалось уже несколько поколений людей, духовно–нравственные начала которых развращены массовой попкультурой. Наиболее резко проявляются эти негативные тенденции в два последних десятилетия – период реформ, когда, с одной стороны – начался вновь процесс возрождения православной культуры, с другой – в молодежной среде развились идеи вседозволенности, потребительского отношения к жизни, происходит обезличивание души, подмена ценностей.

В этот период особенно остро встает вопрос ценностно-ориентированного воспитания, с раннего школьного возраста до старших классов. К подростковому периоду у школьников должна сформироваться система духовно-нравственных ценностей, а не только определенная база знаний, умений, навыков. Действительно, согласно реформам последних лет, в образовательных учреждениях России актуализируется проблема духовно–нравственного просвещения и формирования системы ценностей школьников на государственно уровне.

Ценностно-ориентированному воспитанию должно способствовать внедрение таких предметов, как: «Православная культура» 2–11 классы (в редакции закона Белгородской области от 04.06.2009, N282), «Искусство» 8–9 классы (соответствует ФГОС Основного общего образования пункт 11.6.), «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (соответствует ФГОС Основного общего образования пункт 11.4) [10]. Вся эта деятельность направлена на духовно–нравственное воспитание, основанное на национально-ценностном аспекте отечественной культуры.

При этом важнейшим из предметов, располагающих богатейшими возможностями в духовно–нравственном воспитании школьников, является «Музыка». Это заявление является аксиоматичным, исторически доказанным всем ходом истории развития образования, истоки которого уже были «убаюканы» музыкой. Особенности содержания этого учебного предмета обусловлены тем, что музыка является социальным явлением, которое не только развивает интерес к мировому культурному наследию, но и может оказывать влияние на формирование музыкальной культуры личности. 

Воспитание общечеловеческих ценностей и идеалов подрастающего поколения – это тот критерий, к которому, как правило, стремятся люди на протяжении всех веков и разных исторических эпох.  Примером может служить высказывание В.А. Сухомлинского, который отмечал: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездумности. Вера в святыни, вера в идеалы – это один из самых и тонких и глубоких корней духовной стойкости, мужества непоколебимости, полноты жизни, подлинного счастья. Настоящий человек начинается там, где есть святость души…» [7:41].

Ценностные ориентации это не только основа личности, но и средство познания окружающего мира. В.П. Тугаринов говорит, что человек может пользоваться лишь теми ценностями, которые имеются в обществе. Глядя на актуальные ценности современного общества, начинаешь задумываться о возвращении к истокам русских духовных и культурных традиций (в том числе и православных). В.П. Тугаринов выделяет три категории ценностей [9]. Это материальные ценности (техника, материальные блага), общественно-политические (свобода, братство, справедливость) и духовные ценности (образование, наука, искусство). Если посмотреть на богатство и неисчерпаемый потенциал православных традиций, то можно сказать, что они оказывают влияния на формирование не только духовных ценностей, но и общественно-политических. А также эти традиции способствуют правильному пониманию и отношению к материальным благам, в том  смысле, что материальные ценности выполняют лишь функцию стимулятора индивидуально-психологического развития личности.

Ценностно-ориентированное воспитание неразрывно связано с эстетическим воспитанием. Оно призвано воспитать чувства красоты, способности видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни. Важнейшие его формы:  приобщение к различным видам искусства, таким как литература, музыка, изобразительное искусство, танец, театр, кино. Опора же на православные традиции в процессе духовно-нравственного воспитания формирует, по нашему мнению, ядро личности, позитивно влияет на все стороны развития подростка, его мировоззрение и гражданскую позицию, эмоциональную сферу, физическое и психическое развитие. «Наличие ценностно-смысловых измерений превращает предметный мир человека в действительность – расширяющееся, устойчивое (благодаря ценностным координатам) пространство жизни и развития, которое, в свою очередь, понимается как способ сохранения жизни через акты ее осуществления» [11:129].

Русская духовная музыкальная традиция является одним из  самых древних  пластов культурного наследия нашей страны. Корни русской духовной музыки уходят вглубь веков. Она насчитывает уже более чем тысячелетний период своего развития с момента принятия христианства. Как известно, светская авторская музыка была сформирована на основе богатейшего музыкального наследия фольклора и духовной музыки в конце XVIII века. 

Аксиомой является тот факт, что «изучение музыки в школе, ориентированное на освоение общечеловеческих ценностей и нравственных идеалов, творческое постижение мира через искусство, обеспечивает в целом успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции» [6:54].

В этой связи, изучив и проанализировав несколько программ по предмету «Музыка», мы постарались выявить место духовно-религиозной православной музыки в этих программах. Для анализа были взяты программы по предмету «Музыка» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной 1-4 [1] и 5-7 классы[2]; «Музыка» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак 1-4 и 5-7 классы [5]. Анализ программ позволяет утверждать, что тематические объемы изучения духовной музыки значительно меньше по сравнению  с тем количеством, который имеет место в программе «Музыка» для начальной школы. Невольно возникает вопрос: неужели для подростков неважно знание основ духовной музыки, как огромной части родной культуры?  По мнению психолога Б.В. Ничипорова, именно в этом возрасте наблюдается спад в духовной жизни подростка, вследствие психологических возрастных особенностей: «Детский возраст до полового созревания имеет большие потенции для вхождения в духовные сферы. Подростковый и юношеский возраст характеризуется спадом интереса к духовной стороне жизни»[3:154-155]. Следовательно, вопрос о внедрении в образовательную программу по предмету «Музыка» разделов и тем, связанных с изучением православной духовно-религиозной музыки, становится еще более актуальным.

Школьники, учащиеся в 5-7 классах по возрастному цензу относятся к младшему подростковому возрасту. Он характеризуется «началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых» [4:10] (выделено нами – Е.В.). В психолого-педагогическом аспекте этот возраст отличается тем, что школьники начинают задумываться о своем «Я», сравнивать себя с окружающими. Этот возраст сопровождается поиском идеала.

Подростки 5-7 классов очень подвержены влиянию моды и времени. Музыкальные предпочтения отдают современным жанрам и стилям. Вследствие неустойчивости своего мнения, считают классическую музыку не современной и не модной. А духовную музыку и народный фольклор считают вообще пережитком прошлого. Поэтому только педагог, владеющий  своим предметом глубоко профессионально, сможет заинтересовать, удержать внимание учеников, увлечь в ходе урока.

В настоящее время заметно повысился интерес к духовной музыке, в результате чего она заняла значительное место в концертном репертуаре и педагогической практике.  Православное церковное Богослужение, как основа православной культуры, представляет синтез многих видов православных традиций и искусств. Это архитектурная традиция, иконописная традиция, музыкальная в виде песнопений, традиция и искусство колокольного звона, ораторское и декоративно-прикладное искусство. В этом ансамбле традиций и искусств музыка занимает особое место в силу самостоятельного эмоционального воздействия.

Н.Г. Трубин говорит, «что у каждого человека должны быть обязательно, кроме родителей, четыре корня, как четыре матери: это родная земля, родной язык, родная культура и родная история» [8:9]. Духовная музыка — это часть нашей родной культуры и истории. Своим же происхождением она обязана возникновению православия на Руси, которое играет огромную роль в духовном развитии человечества. Духовная церковная музыка является не только частью нашей русской национальной духовной культуры, она в значительной степени повлияла в свое время и на светскую музыку. 

Введение духовной музыки как части наследия нашей русской истории и «православной культуры» является абсолютно новым в содержании предмета «Музыка» в общеобразовательной школе, но очень благотворным в воспитательном отношении. Вводить церковную духовную музыку нужно уже с  начальной школы постепенно и очень бережно. На начальном этапе это пьесы из «Детского альбома» Чайковского («Утренняя молитва», «В церкви»), произведения их народного музыкального фольклора (колядки, христосовки, псальмы), виды  колокольных звонов. То есть, первое знакомство детей с духовной музыкой должны быть представлены сочинениями композиторов-классиков, духовным фольклором. И  только потом, по мере накопления  слуховых впечатлений, как основной из форм подачи музыкального материала,  представляются для слушания и изучения православные богослужебные произведения. Полезно слушание музыки совмещать с наглядными пособиями. Показ лучших образцов архитектурной традиции, живописи, иконописи многократно усилит и  поможет восприятию и пониманию песнопений. Эти церковные произведения настолько многогранны и в тематике и мировосприятии. Образ материнства,  героического патриотизма, самопожертвования ради ближнего  становятся темами для подражания. Так мы формируем направленность личности на высшие духовные ценности, вследствие чего, и происходит становление системы ценностных ориентаций.

В православии образ материнства прикован к образу Девы Марии, Богородицы. В качестве знакомства с образом Пресвятой Богородицы можно прослушать «Богородице Дево, радуйся», «Достойно есть», «Марие Дево» разных композиторов и в исполнении нескольких хоров, тем самым знакомя не только с духовной музыкой, но и хоровым исполнительством. Для умножения музыкальных впечатлений можно показать любые иконы Матери Божией и полотна знаменитых художников (например «Богоматерь» В. Васнецова).  В процессе слушания главное — помочь детям прочувствовать красоту гармонии, чистого и благозвучного обращения к образу Богородицы. Подобного рода шедевры трудно описывать своими словами, лучше прочитать поэтические строки литературных классиков.

Немаловажным является воспитание чувства патриотизма. У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках, дела и поступки их не только не стираются в памяти потомков. Те же из них, чья жизнь стала святой еще более чтимы на земле. Это в полной мере относится к Александру Невскому,  Сергию Радонежскому, Дмитрию Донскому и многим другим   святым земли Русской. Свой рассказ можно подкрепить показом презентаций, а также прослушиванием стихир русским святым «Земле Русская». Реально существовавшие русские люди, ставшие впоследствии святыми, представлены не только церковной музыкой, но и композиторской, не только иконами, но и произведением художников. Слушанию детей может быть представлена вторая часть кантаты Сергея Прокофьева «Александр  Невский». А картины художников М. Нестерова и П. Корина помогут учащимся полнее представить себе образ данного героя. Необязательно посвящать православию целый урок. Можно лишь вскользь коснуться этой темы и этого уже будет достаточно для формирования представлений о православной культуре и ценностях. Например, изучая «Богатырскую симфонию» Бородина, или слушая «Богатырские ворота» из «Картинок с выставки» Мусоргского,  можно рассказать об Илье Муромце, как реально существовавшем народном герое – богатыре, мощи которого до сих пор находятся в Киево-Печерской Лавре. 

И только после того, как учащиеся начнут воспринимать, ощущать, чувствовать духовную музыку, можно коснуться пения. Одно дело слушать музыку, другое петь. В процессе самостоятельного исполнения музыкальных произведений, когда подростки пропускают смысл через свое сердце, понимая значение поэтического или богослужебного текста, связывая его со средствами музыкальной выразительности, у детей на сознательном уровне формируется активная жизненная позиция, система ценностных ориентаций. 

Для внедрения в практику (в качестве эксперимента) были разработаны темы уроков по освоению основ православной духовной музыки, которые можно внедрить в план изучения предмета «Музыка» в старших классах общеобразовательных школ (см. Приложение №1).

Русская православная традиция способна заинтересовать подростков, сделать так, чтобы их души нуждались в  духовной музыке как в защитном механизме против зла, бездушия, различных пагубных пороков нашего времени. Духовная музыка может научить подростков противостоять пошлости, бескультурию, псевдокультуре в виде попмузыки, тяжелого металла, репа и других псевдомузыкальных веяний нашего времени. 

Библиографический список

1.  Критская, Е.Д., Музыка 1-4 классы: Методическое пособие. 3-е изд. / Е.Д. Критская, Д.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. — М.: Просвещение, 2006. – 206с.

2.  Музыка. 5-7 классы. Искусство 8-9 классы. Сборник рабочих программ: Пособие для учителей образовательных учреждений / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Э.И. Кашекова. – М.: Просвещение, 2011.

3.   Ничипоров, Б.В. Введение в христианскую психологию / Б.В. Ничипоров. — М.: Школа-Пресс, 1994.

4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с. 

5. Программы по музыке 5–8 классов для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. – М.: Дрофа, 2004.

6.  Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство 8-9 классы. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.

7.  Сухомлинский, В. А. Его же. Как воспитать настоящего человека. / В. А. Сухомлинский (Этика коммунистического воспитания). М., 1990. 

8. Трубин, Н.Г. Духовная музыка / Н.Г. Трубин // Учебное пособие для студентов высших и средних музыкально-педагогических учебных заведений. – Смоленск: Смядынь, 2004.

9. Тугаринов, В.П. Теория ценностей в марксизме / В.П. Тугаринов. Л., 1968. – 124 с.

10.   Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2013.

11. Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / отв. Ред. В.В. Знаков, Г.В. Завалевский. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН» 2008. – 344 с.

 

Приложение №1

Темы уроков по освоению основ православной духовной музыки

Тематический блок «Праздников праздник и торжество есть торжеств»

Цель тематического блока: Познакомить учащихся с самыми известными православными Господскими праздниками; углублять представления о православной музыкальной культуре нашего народа;

1.Христос воскресе из мертвых, смертию смерь поправ.

2.Христос рождается – славите.

3.Вознесися на небеса Боже, и по всей Земли Слава Твоя.

4.Кресту Твоему покланяемся, Владыко.

5.Во Иордане крестился еси, Господи.

6.Преобразился еси на горе, Христе Боже.

Тематический блок «Пресвятая Богородице, спаси нас» 

Цель тематического блока: Представить образ Пресвятой Богородицы, как символ Материнства в Православии; способствовать воспитанию духовно-нравственный качеств посредством изучения, понимания и восприятия молитвословий, посвященных Деве Марии; познакомить школьников с самыми известными песнопениями, посвященными Божией Матери;

1.Древнейшая песнь материнства.

2.Радуйся, Благодатная, Господь с тобою.

3.Богородице Дево, радуйся. 

4.Достойно еть яко воистину величати Тя Богородицу. 

5.Взбранной Воеводе победительная.

6.Не имамы иныя помощи, кроме Тебя, Владычице. 

Тематический блок «Святые защитники Земли Русской»

Цель тематического блока: Познакомить школьников-подростков с жизнью и деяниями русских святых; сформировать представление о героическом прошлом нашей Родины; способствовать развитию музыкального восприятия церковных и светских произведений, отражающих пример гражданского служения своему отечеству; 

1.Князья Владимир и Ольга – устроители Православия на Руси.

2.Страницы жития святого благоверного князя Александра Невского.

3.Ратный и молитвенный подвиг святого благоверного князя Дмитрия Донского и преподобного Сергия Радонежского.

4.Былинный герой и православный святой преподобный Илья Муромец.

5.Просветители русские Кирилл и Мефодий (ко дню Славянской письменности и культуры).

6.Покровители супружества князья Петр и Феврония.