Боханова Татьяна Викторовна ,
зам.директора по УР, учитель обществознания .
Кокоулина Светлана Владимировна, педагог-психолог,
МКС(К) ОУ для обучающихся , воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья специальная ( коррекционная)
общеобразовательная школа – интернат VIII вида
пгт Опарино Кировской области
Актуальность
В настоящее время очень остро стоит вопрос о росте детской и молодежной преступности. Профилактикой занимаются специалисты многих учреждений – проводят с подростками беседы, тестируют их, встречаются с их родителями, помогают в решении материальных проблем семьи, успеваемости и посещаемости уроков и т.д. В ряде случаев эта работа приносит положительные результаты. Подростки и их семьи откликаются на помощь, постепенно меняют свою жизнь, отказываются от противоправного поведения. Но так происходит далеко не во всех случаях. Реакция правонарушителей на оказываемую помощь зачастую не соответствует ожиданиям специалистов и управленцев, они не исправляются, не испытывают благодарности, очень часто избегают сотрудников учреждений и относятся к ним отчужденно или даже враждебно. Подросток, не удовлетворив позитивным путем свои потребности в безопасности, признании и самореализации, реализует их через совершение противоправных действий. Кроме этого, все это осложняется известными социальными и семейными условиями.
Школа является мини-социумом, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья, и от того, как научатся дети взаимодействовать с ровесниками и представителями других поколений на территории школы, зависит, как они смогут это делать в реальном взрослом социуме. Многие конфликты между школьниками скрыты от глаз взрослых - ведь дети не всегда охотно пускают их на свою «территорию». Тлеющий конфликт может проявиться внезапно и в обостренной форме. Такой конфликт урегулировать сложнее, чем «по горячим следам», к тому же он чреват серьезными последствиями. Иметь свой круг общения и быть частью группы, объединенной общностью интересов, - естественное желание подростка. В школьном возрасте это является насущной потребностью, и ребенок настойчиво ищет группу сверстников, с которой бы его что-то связывало. Эта потребность настолько высока, что зачастую дети оказываются в компаниях, исповедующих асоциальные идеалы, лишь потому, что у них не остается выбора.
Школьная служба примирения является альтернативой другим способам реагирования на спор, конфликты, противоправное поведение или правонарушения несовершеннолетних. Служба примирения осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 « Об образовании в Российской Федерации»,ФЗ от 24.07.1998 №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 23.07.2008)ФЗ от 24.06.1999 №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 23.07.2008), а также в соответствии с «Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы», «Планом первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», ФГОС основного (полного) образования и стандартами восстановительной медиации от 2009 г.
Цель: содействие созданию условий для конструктивного разрешения конфликтов, способствовать взаимопониманию и примирению участников конфликтов, воспитанию уважения достоинства личности , этико-правовому просвещению детей и взрослых.
Задачами службы примирения являются:
- проведение программ восстановительного разрешения конфликтов и противоправных ситуаций (восстановительных медиаций, кругов сообщества, школьных восстановительных конференций, семейных конференций) для участников споров, конфликтов и противоправных ситуаций;
- организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательного процесса о миссии, принципах и технологии восстановительной медиации ;
- оборудование помещения силами обучающихся и сотрудников для создания на базе школы-интерната Школьной службы примирения
( далее –ШСП);
- развитие коммуникативных возможностей воспитанников в ситуациях правового взаимодействия через активное участие в работе школьной газеты «Из-Вестник» и работы на школьном сайте;
- приобщение к процессу правового воспитания родителей и развитие их правовых знаний и умений, через организацию совместных занятий.
Принципы деятельности службы примирения
Деятельность службы примирения основана на следующих принципах.
Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие учащихся в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.
Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения, за исключением примирительного договора (по согласованию с участниками встречи и подписанный ими).
Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону какого-либо участника конфликта (в том числе администрации). Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.
Деятельность ШСП позволяет:
-своевременно выявлять школьные конфликты и латентные правонарушения;
- своевременно вмешиваться в назревающий конфликт и предотвращать его
- осуществлять конструктивное разрешение конфликтов между участниками образовательного процесса (которое не только решает проблему, но и снижает эмоциональное напряжение, восстанавливает доверие между участниками конфликта);
- осуществлять профилактику агрессивных способов разрешения неизбежных конфликтов и противоречий между обучающимися;
- формировать способность всех участников образовательного процесса цивилизованно договариваться, разрешать споры и противоречия мирным путем, не прибегая к насилию и крайним мерам.
С чем еще может работать ШСП ?
1.С длительными пропусками уроков , возникшими вследствие серии конфликтов с одноклассниками и учителями.
2.С конфликтами в ситуации низкого статуса учителя среди учеников класса.
3.С разрушенными отношениями в коллективе (классе).
4.С разрушенными отношениями в семье учащегося.
5.С социально-психологической «заброшенностью» ребенка.
6.С криминальными ситуациями в среде подростков.
7.С ситуацией прихода нового ученика в старшем классе.
8.С ситуацией смены любимого учителя (приходом нового).
9.С ситуациями дискриминации ученика одноклассниками по национальному, социальному, культурному или иному признаку.
Эффекты работы Школьной службы примирения:
Просветительский – распространение идей ненасилия, культуры диалога, толерантности, восстановительного подхода, мирного разрешения конфликтов.
Развивающий – приобретение навыков конструктивного диалога, умение видеть и слышать другого, учитывать его интересы, навык грамотного взаимодействия с «партнером по конфликту», способность договариваться.
Воспитательный –воспитание ответственности, собственного достоинства, сплоченности коллектива, толерантности.
Профилактический – профилактика пропусков уроков , неуспеваемости, суицидов, употребления ПАВ, правонарушений, «психосоматики» (и других дисфункциональных последствий конфликтов).
Реабилитационный – восстановление разрушенных отношений, доверия, самооценки, социального статуса.
Общекультурный (гуманитарный) – усвоение ценностей дружбы, понимания, толерантности, культуры общения и диалога, мирного сосуществования и цивилизованного урегулирования конфликтов.
Всего в рамках проекта примут участие 90 воспитанников школы-интерната, 40 родителей , 30 педагогов школы – интерната , специалисты Центра социальной помощи, ПДН и КДН и ЗП.
Хорошим показателем успешности проекта станет:
Успешность и эффективность реализации социального проекта также можно будет отследить по степени удовлетворенности учащихся , педагогов школы-интерната (по итогам проведения итоговой рефлексии: опросники, анкетирование , др.).
Срок реализации социального проекта 22 месяца
Этапы реализации социального проекта.
1 этап – организационный ( 3 месяца )
- утверждение локальных актов, регламентирующих деятельность школьной службы примирения «Согласие»;
- подготовка и выпуск информационного буклета о проекте: целях, задачах, мероприятиях, запланированных в рамках проекта и участниках. Буклет будет подготовлен при участии: авторов проекта, заместителей директора, педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, 10 воспитанников школы-интерната;
- размещение информации о проекте на школьном сайте;
- подготовка и проведение на базе школы-интерната круглого стола с презентацией проекта школьной службы примирения «Согласие»;
-общение в рамках клуба по теме «Школа –территория мира» при участии классных руководителей;
-проведение исследований школьных процессов и составление примерной картины о количественном и качественном составе конфликтов и правонарушений (и латентных) в ОУ;
-привлечение волонтеров-подростков и взрослых участников для работы в службе;
-заключение договоренности с администрацией ОУ:
2 этап – практический ( 1 год 2 месяца )
- организация и проведение входного опроса среди родителей, учащихся начального, основного и среднего звена и педагогов школы – интерната по правовым вопросам, конфликтным ситуациям в ОУ;
- проведение классных часов по теме «Законы мирной жизни» для учащихся в форме ролевых игр, тренингов, для отработки практических навыков формирования правовой культуры с привлечением представителей молодежного движения партии Единая Россия «Молодая Гвардия», Народного фронта ;
- издание стенгазет «Права вокруг нас» учащимися 5-9 классов; оформление интернет-страницы «Право и подросток «на школьном сайте, обмен информацией и сотрудничество с другими подростковыми клубами через интернет-общение;
- обучение навыкам работы 40 учащихся 7-9 классов со справочно-правовой системой «Консультант Плюс»;
- проведение общешкольного родительского собрания «Ребенок и закон», Дня правовой помощи с привлечением специалистов страховой компании «Росгосстрах» , специалистов ПДН, ЗАГСа , опеки ;
- организация встреч со специалистами прокуратуры и полиции; специалистами Центра социальной помощи семье и детям, КДН и ЗП, ПДН, сектора молодежной политики и спорта;
-посещение правовых мероприятий, организованных Центральной библиотекой, РЦКД;
-организация профконсультаций Центра занятости населения по вопросам правовой ответственности и жизненного самоопределения подростков с ОВЗ, с приглашением наиболее успешно адаптированных и профессионально успешных выпускников школы для представления своего положительного опыта социальной интеграции;
-консультирование родителей по вопросам правового просвещения, проблемам детей с ОВЗ через работу областного ПМПК и работу школьного психолого-педагогического консилиума.
3 этап – аналитический ( 3 месяца ) включает в себя:
- организация и проведение итогового опроса среди учащихся начального, основного и среднего звена;
- подготовка, оформление и проведение в школе выставки фотоиллюстраций и материалов, собранных в рамках проекта;
- подготовка и рассылка в СМИ пресс-релиза об итогах проекта;
- подготовка и проведение круглого стола для презентации итогов проекта;
- оформление отчетности по проекту.
Календарный план-график выполнения социального проекта:
Наименование мероприятия |
Сроки |
Исполнители |
Ожидаемые результаты |
|||
1 этап - организационный |
||||||
1. Создание рабочей группы и разработка правовой базы школьной службы примирения «Согласие» |
октябрь-декабрь |
Авторы проекта |
Утверждены школьные локальные акты, регламентирующие деятельность школьной службы примирения «Согласие» |
|||
2. Выпуск информационного буклета о проекте |
октябрь
|
Кокоулина С.В. Боханова Т.В |
Выпущен информационный буклет, 90 воспитанников, 40 сотрудников школы-интерната познакомились с проектом |
|||
3. Презентация проекта школьной службы примирения «Согласие»участникам круглого стола |
октябрь 2013 года |
Авторы проекта |
Творческая группа проекта презентовала проект для воспитанников, педагогов школы-интерната, родителей, Общее количество участников презентации – 50 чел. |
|||
4. Публикация на сайте школы-интерната |
Декабрь
|
Педагог-библиотекарь |
С целью привлечения общественного внимания к проекту на школьном сайте размещена публикация. |
|||
5. Разработка и утверждение положения о школьной службе примирения «Согласие» |
ноябрь |
Зам. директора |
Руководителем проекта разработано положение, которое утверждено приказом директора по школе |
|||
2 этап - практический |
||||||
8. Проведение опроса среди учащихся начального, основного звена родителей, педагогов |
Декабрь
|
Педагог-психолог Классные руководители |
У 90 учащихся выявлен начальный уровень знаний по правовым вопросам, круг основных правовых проблем, волнующих тем и запросов учащихся |
|||
9. Проведение классных часов по теме «Школа - территория мира и согласия» |
В течение года |
Классные руководители МУК ЦБ им. Н.Ф. Яхлакова |
учащихся 1-9 классов получили базовые знания по наиболее важным аспектам права и конфликтологии (всего 11 часов) |
|||
10.Проведение общешкольного родительского собрания «Ребенок и закон» |
Ноябрь |
Зам.директора по ВР, социальный педагог |
40 родителей приняли участие в общешкольном родительском собрании «Ребенок и закон» |
|||
11. Тренинг «День примирения» |
В течение года |
Педагог-психолог, воспитатели |
90 учащихся 1- 9 классов, 30 педагогов, расширили знания по наиболее важным аспектам права |
|||
12. Встречи со, специалистами прокуратуры, полиции, КДН и ЗП, Центра соц.помощи семье и детям, Центра занятости населения |
январь 2014 года -март2015г |
Зам. директора по ВР, соц. педагог |
Подготовлены и проведены 10 встреч. 90 учащихся 1- 9 классов получили ответы по практическим вопросам права |
|||
13. Обучение учащихся 7-9 классов работе со справочно-правовой системой «Консультант Плюс» |
декабрь
|
Педагог-библиотекарь |
Подготовлены и проведены 4 занятия по 2 часа., 34 учащихся 7-9 классов получили ответы по практическим вопросам права |
|||
14. Проведение компьютерного конкурса «Письмо другу» |
апрель 2014 года |
Педагог-библиотекарь |
25 учащихся 5-9 классов получили ответы по практическим вопросам права и взаимоотношений. Согласно положению о конкурсе подведены итоги конкурса, прошла церемония награждения |
|||
15. Проведение школьного конкурса «Безопасный Интернет» |
сентябрь
|
Соц.педагог Педагог-библиотекарь |
25 учащихся 7-9 классов получили навыки безопасной работы в сети Интернет (право на личную безопасность). Подведены итоги конкурса, прошла церемония награждения |
|||
16. Проведение семейного тестирования по праву, анкетирование родителей по вопросам взаимоотношений с детьми. |
Сентябрь 2014-январь 2015года |
Классные руководители, педагог-психолог, соц.педагог |
35 учащихся 6-9 классов и 20 родителей приняли участие в мероприятии. Подведены итоги конкурса, прошла церемония награждения |
|||
18. Работа учащихся-волонтеров по реализации примирительных программ |
на протяжении всего срока реализации проекта |
Кл. руководители, соцпедагог |
10 учащихся на практике применили полученные знания в области примирительных технологий и реализовали свой творческий потенциал: - снято 5 репортажей - проведено 15 занятий студии «Воздушный змей», раскрывающих вопросы правового воспитания школьников и способы бесконфликтного существования в школьной среде |
|||
19. Создание школьной Интернет-страницы службы примирения на школьном сайте |
на протяжении всего проекта |
Педагог-библиотекарь |
10 учащихся освоили новый образовательный социальный сервис, расширили знания в области права |
|||
Издание учащимися 1-9 классов стенгазет «Наше право людьми называться» |
октябрь 2014 года |
Кл. руководители |
Классные коллективы 1-9 классов подготовили 9 стенгазет |
|||
3 этап – аналитический март -июнь 2015 г. |
||||||
Проведение итогового социологического опроса |
апрель 2015 года |
Автор |
Проведен социологический опрос 90 воспитанников. Выявлены изменения уровня знаний по правовым вопросам |
|||
Итоговая презентация проекта |
апрель 2015 года |
Автор и руководитель проекта |
Актив школы-интерната совместно с лидерами школьной службы примирения представили итоги проекта для ученического коллектива и педагогов, представителей районного отдела образования, родителей |
|||
23. Оформление отчета по итогам реализации проекта |
июнь 2015 года |
Автор и руководитель проекта |
2 специалиста школы-интерната и 10 воспитанников задействованы в подготовке и оформлении отчета |
Возможности дальнейшего развития социального проекта организации после окончания финансирования в рамках конкурса.
На основе закупленного оборудования, практических наработок школьная служба примирения «Согласие» продолжит свою работу по созданию непрерывной системы правового образования, воспитания обучающихся, к проекту присоединятся новые участники. Мероприятия службы будут включены в план работы школы на учебный год.
СМЕТА ПРОЕКТА:
Внимание! Проект малобюджетный! Это его большой плюс!
Затраты только на расходные материалы!
Девиз проекта: «При минимальных затратах – максимальный эффект».
№ |
НАИМЕНОВАНИЕ |
КОЛИЧЕСТВО |
ЦЕНА |
СУММА |
1 |
Стенд наглядной агитации (своими силами ) |
1 |
0 |
0 |
2 |
Фотоаппарат ( телефон, планшет и т.д. ) |
1 |
0 |
0 |
3 |
Рекламная символика для лидеров ШСП (галстуки, значки, футболки) |
10 |
50 |
500 |
4 |
Канцтовары |
___ |
200 |
200 |
5 |
Призы для победителей и участников конкурсов (благодарности, сертификаты, сувениры) |
20 |
50 |
1000 |
|
ИТОГО: |
|
|
1700 |
Перечень дополнительных источников финансирования социального проекта организации (при их наличии).
Достигнуты устные договоренности с ИРО Кировской области о предоставлении литературы для организации и проведения мероприятий в рамках проекта.
Администрация школы привлечет ресурсы благотворителей для награждения победителей конкурсов призами.
Список литературы
1. Зедгенидзе В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у школьников: пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис - пресс, 2006. - 112 с.
2. Коновалов А. Четыре шага к восстановительной работе с пространством школы// Восстановительная ювенальная юстиция. Сборник статей. М.: МОО Центр «СПР», 2005, с. 113
3. Коновалов А. Ю. Школьная служба примирения.// Справочник заместителя директора школы. - №2 - 2008. - с.68 - 76
4. Лукманов Е. В. Психология школьного конфликта// Справочник заместителя директора школы. - №5 - 2008. - с. 61 - 67.
5. Овчинникова Т. С, Павлович Г. А. Служба примирения в образовательном учреждении. - Тюмень: Изд - во предпринимателя Заякина В. В., 2008. - 54 с.
6. Овчинникова Т. С. Технология восстановительного правосудия в социально -педагогической деятельности. - Тюмень: Тюменский издательский дом, 2006. - 29 с.
7. Школьная служба примирения: от идеи к действиям // «Педагогическое обозрение» - Ноябрь 2010 № 10 (107) с. 8-9
8. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М.: Академический Проект, 2005 - 336 с.
9. www.mediacia.com
10.Ефремова Н.П. Твои права, подросток.//Библиотека – №12, 2000. С.37-39.
11.Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка.//автор-составитель Маньшина Н.А. – Волгоград, 2007.