СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ «СОГЛАСИЕ»

Боханова Татьяна Викторовна ,

 зам.директора по УР, учитель обществознания .

Кокоулина Светлана Владимировна, педагог-психолог,

МКС(К) ОУ для обучающихся , воспитанников с ограниченными

возможностями здоровья специальная ( коррекционная)

общеобразовательная школа – интернат  VIII вида

пгт Опарино Кировской области

  Актуальность

В настоящее время очень остро стоит вопрос о росте детской и молодежной преступности. Профилактикой занимаются специалисты многих учреждений – проводят с подростками беседы, тестируют их, встречаются с их родителями, помогают в решении материальных проблем семьи, успеваемости и посещаемости уроков и т.д. В ряде случаев эта работа приносит положительные результаты. Подростки и их семьи откликаются на помощь, постепенно меняют свою жизнь, отказываются от противоправного поведения. Но так происходит далеко не во всех случаях. Реакция правонарушителей на оказываемую помощь зачастую не соответствует ожиданиям специалистов и управленцев, они не исправляются, не испытывают благодарности, очень часто избегают сотрудников учреждений и относятся к ним отчужденно или даже враждебно. Подросток, не удовлетворив позитивным путем свои потребности в безопасности, признании и самореализации, реализует их через совершение противоправных действий. Кроме этого, все это осложняется известными социальными и семейными условиями.

Школа является мини-социумом, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья, и от того, как научатся дети взаимодействовать с ровесниками и представителями других поколений на территории школы, зависит, как они смогут это делать в реальном взрослом социуме. Многие конфликты между школьниками скрыты от глаз взрослых - ведь дети не всегда охотно пускают их на свою «территорию». Тлеющий конфликт может проявиться внезапно и в обостренной форме. Такой конфликт урегулировать сложнее, чем «по горячим следам», к тому же он чреват серьезными последствиями. Иметь свой круг общения и быть частью группы, объединенной общностью интересов, - естественное желание подростка. В школьном возрасте это является насущной потребностью, и ребенок настойчиво ищет группу сверстников, с которой бы его что-то связывало. Эта потребность настолько высока, что зачастую дети оказываются в компаниях, исповедующих асоциальные идеалы, лишь потому, что у них не остается выбора.

Школьная  служба примирения является альтернативой другим способам реагирования на спор, конфликты, противоправное поведение или правонарушения несовершеннолетних. Служба примирения осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 « Об образовании в Российской Федерации»,ФЗ от 24.07.1998 №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 23.07.2008)ФЗ от 24.06.1999 №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 23.07.2008), а также в соответствии с «Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы», «Планом первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», ФГОС основного (полного) образования и стандартами восстановительной медиации от 2009 г.

Цель: содействие созданию условий для конструктивного разрешения конфликтов, способствовать взаимопониманию и примирению участников конфликтов, воспитанию уважения достоинства личности , этико-правовому просвещению детей и взрослых.

Задачами службы примирения являются:

- проведение программ восстановительного разрешения конфликтов и противоправных ситуаций (восстановительных медиаций, кругов сообщества, школьных восстановительных конференций, семейных конференций) для участников споров, конфликтов и противоправных ситуаций;

- организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательного процесса о миссии, принципах и технологии восстановительной медиации ;

- оборудование помещения силами обучающихся  и сотрудников для создания на базе школы-интерната Школьной службы примирения 

( далее –ШСП);

- развитие коммуникативных возможностей воспитанников в ситуациях правового взаимодействия через активное участие в работе школьной газеты «Из-Вестник» и работы на школьном сайте;

- приобщение к процессу правового воспитания родителей и развитие их правовых знаний и умений, через организацию совместных занятий.

Принципы деятельности службы примирения

Деятельность службы примирения основана на следующих принципах.

Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие учащихся в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе. 

Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения, за исключением примирительного договора (по согласованию с участниками встречи и подписанный ими). 

Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону какого-либо участника конфликта (в том числе администрации). Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение. 

Деятельность ШСП позволяет:

-своевременно выявлять школьные конфликты и латентные правонарушения;

- своевременно вмешиваться в назревающий конфликт и предотвращать его 

- осуществлять конструктивное разрешение конфликтов между участниками образовательного процесса (которое не только решает проблему, но и снижает эмоциональное напряжение, восстанавливает доверие между участниками конфликта);

- осуществлять профилактику агрессивных способов  разрешения неизбежных конфликтов и противоречий между обучающимися;

- формировать способность всех участников образовательного процесса цивилизованно договариваться, разрешать споры и противоречия мирным путем, не прибегая к насилию и крайним мерам. 

 С чем еще может работать ШСП ?

1.С длительными пропусками уроков , возникшими вследствие серии конфликтов с одноклассниками и учителями.

2.С конфликтами в ситуации низкого статуса учителя среди учеников класса.

3.С разрушенными отношениями в коллективе (классе).

4.С разрушенными отношениями в семье учащегося.

5.С социально-психологической «заброшенностью» ребенка.

6.С криминальными ситуациями в среде подростков.

7.С ситуацией прихода нового ученика в старшем классе.

8.С ситуацией смены любимого учителя (приходом нового).

9.С ситуациями дискриминации ученика одноклассниками по национальному, социальному, культурному или иному признаку.

Эффекты работы Школьной службы примирения: 

Просветительский – распространение идей ненасилия, культуры диалога, толерантности, восстановительного подхода, мирного разрешения конфликтов.

Развивающий –  приобретение  навыков  конструктивного диалога, умение видеть и слышать другого, учитывать его интересы, навык грамотного взаимодействия с «партнером по конфликту», способность договариваться.

Воспитательный –воспитание  ответственности, собственного достоинства, сплоченности коллектива, толерантности.

Профилактический –  профилактика пропусков уроков , неуспеваемости, суицидов, употребления ПАВ, правонарушений, «психосоматики» (и других дисфункциональных последствий конфликтов).

Реабилитационный – восстановление разрушенных отношений, доверия, самооценки, социального статуса.

Общекультурный (гуманитарный) – усвоение ценностей дружбы, понимания, толерантности, культуры общения и диалога, мирного сосуществования и цивилизованного урегулирования конфликтов. 

Всего в рамках проекта примут участие 90 воспитанников  школы-интерната, 40 родителей , 30  педагогов школы – интерната , специалисты Центра социальной помощи, ПДН и КДН и ЗП.

   Хорошим показателем успешности проекта станет: 

  • участие воспитанников школы-интерната в районных , оластных , всероссийских  конкурсах и проектах 
  • снижение количества самовольных уходов учащихся, снижение уровня совершения противоправных действий учащихся, стоящих на всех формах учета.

Успешность и эффективность реализации социального проекта также можно будет отследить по степени удовлетворенности учащихся , педагогов школы-интерната (по итогам проведения итоговой рефлексии: опросники, анкетирование , др.).

Срок реализации социального проекта 22 месяца 

Этапы реализации социального проекта.

1 этап – организационный ( 3 месяца )

- утверждение  локальных актов, регламентирующих деятельность  школьной службы примирения «Согласие»;

- подготовка и выпуск информационного буклета о проекте: целях, задачах, мероприятиях, запланированных в рамках проекта и участниках. Буклет будет подготовлен при участии:  авторов проекта, заместителей директора, педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, 10 воспитанников  школы-интерната;

- размещение информации о проекте на школьном сайте;

- подготовка и проведение на базе школы-интерната круглого стола с презентацией проекта школьной службы примирения «Согласие»; 

-общение в рамках клуба по теме «Школа –территория мира» при участии классных руководителей;

-проведение исследований школьных процессов и составление примерной картины о количественном и качественном составе конфликтов и правонарушений (и латентных)  в ОУ;

-привлечение волонтеров-подростков и взрослых участников для работы в службе;

-заключение договоренности с администрацией ОУ:

  • разработка и утверждение нормативно-правовой документации;
  • включение мероприятий по развитию службы в планы работы школы-интерната;-

2 этап – практический  ( 1 год 2 месяца )

- организация и проведение входного опроса среди родителей, учащихся начального, основного и среднего звена и педагогов школы – интерната  по правовым вопросам, конфликтным ситуациям в ОУ;

- проведение  классных часов по теме «Законы мирной жизни» для учащихся  в форме ролевых игр, тренингов, для отработки практических навыков формирования правовой культуры с привлечением представителей молодежного движения партии Единая Россия  «Молодая Гвардия», Народного фронта ;

- издание стенгазет «Права вокруг нас» учащимися 5-9 классов; оформление интернет-страницы «Право и подросток «на школьном сайте, обмен информацией и сотрудничество с другими подростковыми клубами через интернет-общение;

- обучение навыкам работы 40 учащихся 7-9 классов со справочно-правовой системой «Консультант Плюс»;

- проведение общешкольного родительского собрания «Ребенок и закон», Дня правовой помощи  с привлечением специалистов страховой компании  «Росгосстрах» , специалистов ПДН, ЗАГСа , опеки ;

- организация  встреч со  специалистами прокуратуры и полиции; специалистами Центра социальной помощи семье и детям, КДН и ЗП, ПДН, сектора молодежной политики и спорта;

-посещение правовых мероприятий, организованных Центральной библиотекой, РЦКД;

-организация профконсультаций  Центра занятости населения по вопросам правовой ответственности и жизненного самоопределения подростков с ОВЗ, с приглашением  наиболее успешно адаптированных и профессионально успешных выпускников школы для представления своего положительного опыта социальной интеграции;

-консультирование родителей по вопросам правового просвещения, проблемам детей с ОВЗ через работу  областного  ПМПК и  работу школьного психолого-педагогического консилиума.

3 этап – аналитический (   3 месяца ) включает в себя:

- организация и проведение итогового опроса среди учащихся начального, основного и среднего звена;

- подготовка, оформление и проведение в школе выставки фотоиллюстраций и материалов, собранных в рамках проекта;

- подготовка и рассылка в СМИ пресс-релиза об итогах проекта;

- подготовка и проведение круглого стола для презентации итогов проекта; 

- оформление отчетности по проекту. 

                 Календарный план-график выполнения социального проекта:

Наименование мероприятия

Сроки

Исполнители

Ожидаемые результаты

                                           1 этап - организационный

1. Создание рабочей группы и разработка правовой базы школьной службы примирения «Согласие»

октябрь-декабрь

Авторы проекта

Утверждены школьные локальные акты, регламентирующие деятельность школьной службы примирения «Согласие»

2. Выпуск информационного буклета о проекте

октябрь

 

Кокоулина С.В.

Боханова Т.В

Выпущен информационный буклет, 90 воспитанников, 40 сотрудников  школы-интерната познакомились с проектом

3. Презентация проекта школьной службы примирения «Согласие»участникам круглого стола

октябрь

2013 года

Авторы проекта

Творческая группа проекта презентовала проект для воспитанников, педагогов школы-интерната, родителей, Общее количество участников презентации – 50 чел.

4.  Публикация на сайте школы-интерната 

Декабрь

 

Педагог-библиотекарь

С целью привлечения общественного внимания к проекту на школьном сайте размещена публикация.

5. Разработка и утверждение положения о школьной службе примирения «Согласие»

ноябрь

Зам. директора

Руководителем проекта разработано положение, которое утверждено приказом директора по школе

                                             2 этап - практический

8. Проведение опроса среди учащихся начального, основного звена  родителей, педагогов

Декабрь

 

Педагог-психолог

Классные руководители

У 90 учащихся выявлен начальный уровень знаний по правовым вопросам, круг основных правовых проблем, волнующих тем и запросов учащихся

9. Проведение классных часов по теме «Школа  - территория мира и согласия»

В течение года

Классные руководители

МУК ЦБ им. Н.Ф. Яхлакова

учащихся 1-9 классов получили базовые знания по наиболее важным аспектам права и конфликтологии (всего 11 часов)

10.Проведение общешкольного родительского собрания «Ребенок и закон»

Ноябрь 

Зам.директора по ВР, социальный педагог

40 родителей приняли участие в общешкольном родительском собрании «Ребенок и закон»

11. Тренинг «День примирения»

В течение года

Педагог-психолог,

воспитатели

90 учащихся 1- 9 классов, 30 педагогов, расширили знания по наиболее важным аспектам права

12. Встречи со, специалистами прокуратуры, полиции, КДН и ЗП, Центра соц.помощи семье и детям, Центра занятости населения

январь

2014 года -март2015г

Зам. директора по ВР, соц. педагог

Подготовлены и проведены  10 встреч. 90 учащихся 1- 9 классов получили ответы по практическим вопросам права

13. Обучение учащихся 7-9 классов работе со справочно-правовой системой «Консультант Плюс»

 декабрь

 

Педагог-библиотекарь

Подготовлены и проведены 4 занятия по 2 часа., 34 учащихся 7-9 классов получили ответы по практическим вопросам права

14. Проведение компьютерного конкурса «Письмо другу»

апрель

2014 года

Педагог-библиотекарь

25 учащихся 5-9 классов получили ответы по практическим вопросам права и взаимоотношений. Согласно положению о конкурсе подведены итоги конкурса, прошла церемония награждения

15. Проведение школьного конкурса «Безопасный Интернет»

сентябрь

 

Соц.педагог

Педагог-библиотекарь

25 учащихся 7-9 классов получили навыки безопасной работы в сети Интернет (право на личную безопасность). Подведены итоги конкурса, прошла церемония награждения

16. Проведение семейного тестирования  по праву,  анкетирование родителей по вопросам взаимоотношений с детьми.

 Сентябрь 2014-январь

2015года

Классные руководители,

педагог-психолог,

соц.педагог

35 учащихся 6-9 классов и 20 родителей приняли участие в мероприятии. Подведены итоги конкурса, прошла церемония награждения

18. Работа  учащихся-волонтеров по реализации примирительных программ

на протяжении всего срока реализации проекта

 Кл. руководители, соцпедагог

10 учащихся на практике применили полученные знания в области примирительных технологий и реализовали свой творческий потенциал:

- снято 5 репортажей

- проведено 15 занятий студии «Воздушный змей», раскрывающих вопросы правового воспитания школьников и способы бесконфликтного существования в школьной среде

19. Создание школьной Интернет-страницы службы примирения на школьном сайте

на протяжении всего проекта

Педагог-библиотекарь

10 учащихся освоили новый образовательный социальный сервис, расширили знания в области права

Издание учащимися 1-9 классов стенгазет «Наше право людьми называться»

октябрь

2014 года

Кл. руководители

Классные коллективы 1-9 классов подготовили 9 стенгазет

               3 этап – аналитический    март -июнь 2015 г.

Проведение итогового социологического опроса

апрель

2015 года

Автор

Проведен социологический опрос 90 воспитанников. Выявлены изменения уровня знаний по правовым вопросам

 Итоговая презентация проекта

апрель

2015 года

Автор и руководитель проекта

Актив школы-интерната совместно с лидерами школьной службы примирения  представили итоги проекта для ученического коллектива и педагогов, представителей районного отдела образования, родителей

23. Оформление отчета по итогам реализации проекта

июнь

2015 года

Автор и руководитель проекта

2 специалиста школы-интерната и 10 воспитанников задействованы в подготовке и оформлении отчета

Возможности дальнейшего развития социального проекта организации после окончания финансирования в рамках конкурса.

На основе закупленного оборудования, практических наработок   школьная служба примирения «Согласие» продолжит свою работу по созданию непрерывной системы правового образования, воспитания обучающихся, к проекту присоединятся новые участники. Мероприятия службы будут включены в план работы школы на учебный  год.

                СМЕТА ПРОЕКТА:

Внимание! Проект малобюджетный! Это его большой плюс!

Затраты только на расходные  материалы!

Девиз проекта: «При минимальных    затратах – максимальный   эффект».

НАИМЕНОВАНИЕ

КОЛИЧЕСТВО

ЦЕНА

СУММА

1

Стенд наглядной агитации (своими силами )

1

0

0

2

Фотоаппарат ( телефон, планшет и т.д. )

1

 0

0

3

Рекламная символика для лидеров ШСП (галстуки, значки, футболки)

10

50

500

4

Канцтовары

___

200

200

5

Призы для победителей и участников конкурсов (благодарности, сертификаты, сувениры)

20

50

1000 

 

ИТОГО:

 

 

1700

Перечень дополнительных источников финансирования социального проекта организации (при их наличии).

Достигнуты устные договоренности с ИРО Кировской области о предоставлении   литературы для организации и проведения мероприятий в рамках проекта. 

Администрация школы  привлечет ресурсы благотворителей для награждения победителей конкурсов призами. 

        Список литературы

1. Зедгенидзе В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у школьников: пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис - пресс, 2006. - 112 с.

2. Коновалов А. Четыре шага к восстановительной работе с пространством школы// Восстановительная ювенальная юстиция. Сборник статей. М.: МОО Центр «СПР», 2005, с. 113

3. Коновалов А. Ю. Школьная служба примирения.// Справочник заместителя директора школы. - №2 - 2008. - с.68 - 76

4. Лукманов Е. В. Психология школьного конфликта// Справочник заместителя директора школы. - №5 - 2008. - с. 61 - 67.

5. Овчинникова Т. С, Павлович Г. А. Служба примирения в образовательном учреждении. - Тюмень: Изд - во предпринимателя Заякина В. В., 2008. - 54 с.

6. Овчинникова Т. С. Технология восстановительного правосудия в социально -педагогической деятельности. - Тюмень: Тюменский издательский дом, 2006. - 29 с.

7. Школьная служба примирения: от идеи к действиям // «Педагогическое обозрение» - Ноябрь 2010 № 10 (107) с. 8-9

8. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М.: Академический Проект, 2005 - 336 с.

9. www.mediacia.com

10.Ефремова Н.П. Твои права, подросток.//Библиотека – №12, 2000. С.37-39.

11.Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка.//автор-составитель Маньшина Н.А. – Волгоград, 2007.