Проект на тему: «Сенсорное развитие дошкольников»

Матвеенко Галина Павловна, воспитатель,

НДОУ детский сад № 59 ОАО "РЖД", г. Смоленск

Паспорт проекта:

Вид проекта: познавательно - экспериментальный.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети старшей группы , воспитатели, муз .рук., родители.

Образовательные области: социализация, познание, коммуникация, продуктивная деятельность, физическая культура, труд,  чтение художественной  литературы,  музыка.

Актуальность проекта:

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.   

Цель проекта:

Создание развивающей среды, в которой дети  смогут  получить  большое разнообразие  сенсорных  впечатлений  для развития восприятия, а также формирование умения перцептивным  действиям.

Задачи проекта:

1.Содействовать становлению познавательного интереса у детей способствовать развитию у детей правильных сенсорных эталонов, всех  органов чувств и восприятия

2.Привлечь родителей к сотрудничеству  по созданию в группе предметно-развивающей среды, а также  детей к созданию наглядного и дидактического материала

3.Консультации для воспитателей и родителей

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы и их родители, воспитатели других возрастных групп.

Направления работы:

1.Создание предметно-развивающей среды

2.Организация педагогического процесса по приобщению детей и родителей

3.Установление связи с другими социальными институтами 

Прогнозируемый результат:

1.Пополнение предметно- развивающей среды в группе;

2.Проявление интереса детей к познавательной и экспериментальной деятельности;

3.Наличие основ национального самосознания и национальной толерантности у детей;

4.Необходимый минимум исторических знаний у детей и родителей;

5.Обогащение знаний и представлений о традициях и праздниках еврейского народа у детей и родителей;

6.Пополнение предметно-развивающей среды в детском саду.

Этапы реализации:

Подготовительный этап.

1.Определение цели и задач проекта.

2.Составление перспективного плана по реализации данного проекта.

3.Подбор литературы, пособий, атрибутов, сбор информации из различных источников по теме.

4.Создание развивающей среды в группе, диагностирование участников проекта.

Практический этап.

1.Разработка конспектов занятий, бесед.

2.Подбор дидактических игр, игр на мелкую  и крупную моторику для детей на закрепление полученных  образов, сенсорных эталонов, ощущений.

3.Сбор и оформление наглядного материала.

Заключительный этап.

1.Обобщение результатов работы

2.Презентация опыта работы по проекту

Используемые в проекте виды детской деятельности:

 -Игровая,

 -Коммуникативная,

-Трудовая,

-Познавательно-исследовательская,

-Продуктивная,

-Музыкально-художественная.

Используемая литература:

1. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы. - М., 1968. С. 354.

2. Берулава Г.А. Психодиагностика умственного развития учащихся. Новосибирск, 1990 г.

3. Богословский В.В. Общая психология. -М., 1978.

4. Брушлинский А.В. Мышления и прогнозирование. М.: Мысль. 1979г.

5. Волкова А. А. Дошкольное воспитание. 1933. №7-8.

6. Выготский Л. С, Сахаров Л. С. Исследование образования понятий: Методика двойной стимуляции//Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления,- М., 1981.

7. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М: Академия пед. наук РСФСР. 1960

8. Гальперин П. Я. Формирование умственных действий//Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления.- М., 1981.

9. Гуружапов В.А. Предметная диагностика теоретического мышления учащихся (система Эльконина - Давыдова).- по материалам сети Интернет.

10. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы. М., 2000 г. - М. - С. - 33, 36. 39.

11. Дубровина И., Данилова Е.Е., Прихожан A.M. Психология. - М.,1998.

12. Елесина Г.Е., Мульдаров В.К. Особенности действий детей 6-7 лет при переходе от наглядно-действенного и образного мышления к мышлению о понятиях. //Психологическая наука и образование. - №3, 1997. 

13. Елесина Г.Е., Мульдаров В.К. Особенности действий детей 6-7 лет при переходе от наглядно-действенного и образного мышления к мышлению о понятиях. //Психологическая наука и образование. - №3, 1997.