ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО – ПОИСКОВАЯ АКТИВНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ПРОЦЕССА САМОРАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Мессеева Татьяна Петровна, воспитатель,

МДОУ «Детский сад «Кэскил» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому

развитию детей села Харбалах муниципального района «Таттинский улус» Республики Саха (Якутия)

Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире, а исследовательское обучение строится на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.

Главная цель исследовательского обучения – формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности в любой  сфере человеческой культуры.

Под исследовательским понимается такой метод обучения при котором:

- ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения;

- познавательная деятельность детей состоит  в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, умения анализировать;

- основными составляющими процесса исследования являются выявления проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения.

Чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подобрать содержание, доступное их пониманию.

Окружающий мир, природа наиболее близки и понятны дошкольнику, и исследования в этой области интересны и занимательны. В процессе исследования постепенно обогащаются, систематизируются знания об окружающем мире, детское «магическое мышление», волшебные фантазии замещаются реальным объяснением неизвестного.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Именно она порождает исследовательское поведение и создает условие для того, чтобы психическое развитие разворачивалось как процесс   саморазвития.

Для успешного развития любознательности и потребности в самостоятельном поиске ответа на возникающие вопросы одинаково неблагоприятными представляются две противоположные ситуации:

1.Ситуация при которой все действия ребенка наталкиваются на неизменное сопротивление. Тогда всякая активность, прежде всего поисковая, обесценивается в глазах ребенка, воспринимается им как бессмысленная и ведущая к наказанию. Дошкольник постепенно убеждается, что поиск опасен и не сулит удачей.

2.Ситуация, при которой все желания ребенка удовлетворяются немедленно и безо всяких усилий с его стороны; если родители и окружающие оберегают от малейшего проявления самостоятельности, как следствие потребность в поисковой активности у дошкольника не развивается, угасает, ибо в этой активности нет никакой необходимости. Таким образом, должны существовать преодолимые препятствия, развивающие вкус к поиску путей их преодолению.

Такого рода занятия играют огромную роль в ознакомлении детей дошкольного возраста  с явлениями природы, предметным миром, организмом человека. Они становятся все более и более популярными в практике работы детских садов. 

На занятиях наиболее активно развиваются познавательная деятельность, мышление и речь, формируются познавательные интересы.

Структура занятия – экспериментирование.

1.Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации;

2.Тренинг внимания, памяти, логики, мышления;

3.Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования;

4.Уточнение плана исследования;

5.Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования;

6.Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, лидеров группы, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах;

7.Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Входя в науку не через освоение готовых знаний, а через собственное наблюдение, впечатление и размышления, ребенок сохраняет свое видение мира, а значит, способность к самостоятельным открытиям. Действуя самостоятельно, производя пробы – опыты поискового и подражательного характера, каждый ребенок приобретает личный опыт, в основе которого лежит его активная субъектная позиция.

Мыслительную и познавательную активность дошкольника стимулируют вопросы:

1.Требующие установления сходства и различия;

2.Нацеливающие на некие поисковые действия и осмысления их результатов;

3.Связанные с рассуждением, установлением причинно – следственных связей; 

4. Предполагающие  прогнозирование результатов действия.

 

Конспект занятия «Спасем планету!»

Цель: развивать у детей творческие, познавательные способности в процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций.

Задачи: 

- Научить детей разрабатывать гипотезы, развивать их стремление к  самостоятельному получению знаний опытным путем, умение синтезировать свои знания и пользоваться ими при решении познавательных  и практических задач;

- Развить аналитическое мышление (поисковая деятельность в ходе решения проблемы);

- Расширить знания о свойствах света и цвета;

- В процессе обсуждения систематизировать ранее полученные и вновь приобретенные знания;

- Закрепить приемы рисования;

- Закрепить умение самостоятельно выбирать цвета и составлять оттенки;

- Развивать цветовое восприятие и художественный вкус.

Предварительная работа:

1.Опытная деятельность детей с различными оптическими приборами и приспособлениями;

2.Знакомство с понятиями «световой луч», «прямолинейность», «распределения света», «свет и тень», «прозрачность предметов»;

3.Знакомство с принципом зеркального отображения;

4.Знакомство с новым видом оформительского искусства – витражом;

5.Занятия по изодеятельности, рисование карандашом и фломастером.

Материалы: зеркала, свечки, призмы, подсветка, проектор, волчки, предметные стекла, приспособление для пускания мыльных пузырей, рамки, пленка, гуашь, палитра, кисти, салфетки, непроливайки.

Этапы:

1.Сообщение о катастрофе на планете;

2.Разделение детей на группы;

3.Обсуждение результатов экспериментирования;

4.Практическая деятельность  детей направляется на получение результата;

5.Итоги работы.

Ход занятия:

Сообщение воспитанникам о крушении НЛО на планете Земля. На месте крушения найден ящик.

Всем участникам эксперимента по расшифровке сообщения предлагается прикрепить визитки с эмблемой их группы. Затем воспитанникам предлагается посмотреться в зеркало, чтобы проверить правильно ли они прикрепили визитки (изображение перевернуто). Далее дети проверяют друг у друга правильность изображения на визитках. Воспитанникам предлагается подумать, почему так происходит?

Подводим выводы, что во всем виновато зеркало, которое показывает перевернутое отражение.

Воспитанники открывают ящик и находят послание (послание нарисовано с помощью копировальной бумаги, положенной красящей стороной вверх, из-за чего ее не видно).

Высказывание детьми своего мнения.

Воспитатель читает послание: - Сердце планеты погасло. Исчезли цвета. Все стало белым.

Вопрос воспитанникам: «Почему исчезли цвета?»

Эксперимент №1.

Детям предлагается перейти в лабораторию и попробовать смешать все цвета красок (получится грязный цвет).

Вывод: Смешиванием красок белый цвет получить нельзя.

 Эксперимент №2.

Разложение солнечного света с помощью призмы – радуги. Свет через призму кажется цветным, радужным. Белый луч  разделяется на составляющие цвета (показ схемы).

Вывод: Солнечный цвет состоит из 7 цветов.

- Как вы думаете, почему днем мы все видим разноцветным? Например: мяч – красный, а в темной комнате мяч какого цвета будет? (Ответ детей).

- Значит, цвета мы видим благодаря свету. Мяч красный, потому что от него отражаются красные лучи, остальные поглощаются.

Изостудия.

Исследования витражей, обсуждение, диалог (пленки натянутые на каркас, по совместному замыслу).

Таким образом, я выбрала эту тему, потому что опытно – поисковая деятельность развивает мышление ребенка. А мышление – это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Участвуя  в опытах, у ребенка более развивается словесно-логическое (понятийное) мышление, посредством которого ребенок, опираясь на коды языка, становится способным отражать сложные связи, отношения, формировать понятия, делать выводы и решать сложные теоретические задачи. Более того, человеческое мышление невозможно без языка, в каких бы формах оно не осуществлялось. Благодаря словесному мышлению ребенок может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов в природе и в обществе, обобщать различный наглядный материал.

Развивая познавательную сферу ребенка, мы стремимся создать такие условия для его жизни, чтобы богатейшее эмоционально-чувствительное восприятие мира позволило малышу стать человеком.