КОНСПЕКТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «ЕСТЬ ВОЗДУХ!»

Ильющенкова Татьяна Михайловна, воспитатель,

НДОУ детский сад № 59 ОАО "РЖД", г. Смоленск

Цель: расширять представления детей о воздухе, его свойствах (прозрачный, не имеет формы, легче воды), развивать интерес к экспериментальной деятельности, речь, мышление.

Материал: тазик с водой, прозрачные пластиковые стаканчики, салфетка, nрубочки, поролоновая губка

Предварительная работа: беседа о роли воздуха в жизни человека, животных и растений, чтение энциклопедической литературы, «Почемучки», сказки «Спор», рассказа Ю.Ефремова «Воздух»; игры с воздушными шариками, мыльными пузырями.

Ход деятельности:

1. Вводная беседа о воздухе.

Воздухом дышат люди, животные и растения. Он окружает нас повсюду. Почему мы его не ВИДИМ? А можно ли увидеть воздух?

2. Проведение опытов.

а) Опыт с трубочкой.

Воздух нам необходим, чтобы дышать, значит, мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Берём трубочку, опускаем в воду, выдыхаем воздух.

  • Что появляется па поверхности воды?
  • Откуда пузырьки?
  • Куда они поднимаются?

Делаем вывод; в воде появляются пузырьки - это воздух, который мы выдыхаем.

Он легче воды, поэтому поднимается наверх.

б) Опыт с салфеткой и стаканчиком.

Ребята, как вы считаете, этот стаканчик пустой? Внимательно посмотрите, есть ли в нём что-нибудь? А вот мы сейчас проверим.

Берем стаканчик, переворачиваем его вверх дном и медленно опускаем в тазик с водой. Обращаю внимание детей, что стаканчик нужно держать прямо.

Что происходит?

Почему вода не попадает в стаканчик?

То же проделываем и с салфеткой, положенной на дно стаканчика.

Почему салфетка осталась сухая?

Делаем вывод: в стаканчике есть воздух, поэтому он не пускает туда воду.

Опыт с губкой.

Ребята, а в губке есть воздух?

Давайте проверим?

Предложить детям сжать сухую губку.

Мы видим воздух?

А теперь опустим губку в воду и посмотрим.

Дети увидят, как вокруг губки появляются мелкие пузырьки. Что появляется в воде?

Откуда взялись пузырьки?

А если надавить на губку в воде?

Откуда ещё пузырьки?

Делаем вывод: в губке есть воздух, а в воде воздух выходит из губки и его место занимает вода.

Итог.

Почему мы не видим воздух, который нас окружает?

Не видели воздух в стаканчике, в сухой губке?

Что за пузырьки видели в воде?

Откуда они?

Вывод: воздух есть повсюду и в предметах, он прозрачный, не имеет формы, легче воды.