Ильющенкова Татьяна Михайловна, воспитатель,
НДОУ детский сад № 59 ОАО "РЖД", г. Смоленск
Цель: расширять представления детей о воздухе, его свойствах (прозрачный, не имеет формы, легче воды), развивать интерес к экспериментальной деятельности, речь, мышление.
Материал: тазик с водой, прозрачные пластиковые стаканчики, салфетка, nрубочки, поролоновая губка
Предварительная работа: беседа о роли воздуха в жизни человека, животных и растений, чтение энциклопедической литературы, «Почемучки», сказки «Спор», рассказа Ю.Ефремова «Воздух»; игры с воздушными шариками, мыльными пузырями.
Ход деятельности:
1. Вводная беседа о воздухе.
Воздухом дышат люди, животные и растения. Он окружает нас повсюду. Почему мы его не ВИДИМ? А можно ли увидеть воздух?
2. Проведение опытов.
а) Опыт с трубочкой.
Воздух нам необходим, чтобы дышать, значит, мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Берём трубочку, опускаем в воду, выдыхаем воздух.
Делаем вывод; в воде появляются пузырьки - это воздух, который мы выдыхаем.
Он легче воды, поэтому поднимается наверх.
б) Опыт с салфеткой и стаканчиком.
Ребята, как вы считаете, этот стаканчик пустой? Внимательно посмотрите, есть ли в нём что-нибудь? А вот мы сейчас проверим.
Берем стаканчик, переворачиваем его вверх дном и медленно опускаем в тазик с водой. Обращаю внимание детей, что стаканчик нужно держать прямо.
Что происходит?
Почему вода не попадает в стаканчик?
То же проделываем и с салфеткой, положенной на дно стаканчика.
Почему салфетка осталась сухая?
Делаем вывод: в стаканчике есть воздух, поэтому он не пускает туда воду.
Опыт с губкой.
Ребята, а в губке есть воздух?
Давайте проверим?
Предложить детям сжать сухую губку.
Мы видим воздух?
А теперь опустим губку в воду и посмотрим.
Дети увидят, как вокруг губки появляются мелкие пузырьки. Что появляется в воде?
Откуда взялись пузырьки?
А если надавить на губку в воде?
Откуда ещё пузырьки?
Делаем вывод: в губке есть воздух, а в воде воздух выходит из губки и его место занимает вода.
Итог.
Почему мы не видим воздух, который нас окружает?
Не видели воздух в стаканчике, в сухой губке?
Что за пузырьки видели в воде?
Откуда они?
Вывод: воздух есть повсюду и в предметах, он прозрачный, не имеет формы, легче воды.