Я-учитель!

Королева Татьяна Юрьевна, методист,

преподаватель русского языка и литературы,

ГАОУ СПО МО "Губернский профессиональный колледж" ,

Захарова Елена Викторовна, учитель

русского языка и литературы, МОУ СОШ № 1, г. Серпухов

Один из вечеров моего детства… Я (наверное, очень смешная!) диктую бабушке слова, а потом старательно «проверяю» написанное. Мы играем «в школу»…

Прошло много лет. Я каждый день склоняюсь над тетрадками, исписанными рукой настоящих учеников, исправляю настоящие ошибки, радуюсь настоящим успехам, огорчаюсь из-за настоящих неудач. Моя профессия – учитель.

Был ли мой выбор осознанным? Трудно сказать. Многие в детстве, играя, представляют себя в роли учителя; некоторые, становясь взрослее, мечтают об этой профессии. Но далеко не каждый решится воплотить детскую мечту в жизнь. А закончив педколледж или пединститут, все ли, сохранив верность этой мечте, придут работать в школу?

Что знали мы, пятнадцатилетние девчонки, недавние школьницы, а теперь – студентки педколледжа, о работе тех, кто изо дня в день, приходя в наш класс, отдавал нам частицу души – беспокойной, неравнодушной, умеющей понимать такие же беспокойные детские души? И разве представляли мы, что 40 минут урока постепенно складываются в часы, месяцы, годы – в целую жизнь? Жизнь, отданную школе.

Школа… О чём вспоминаем мы, когда слышим это слово? У каждого возникают разные образы. Я вижу старое четырёхэтажное здание, недавно засверкавшее современными окнами, новыми яркими красками. Это моя школа – та, в которой я училась, та, в которую я пришла работать. Мне удалось то, о чём мечтают, наверное, многие: работая в своей школе, я сохраняю связь с теми счастливыми днями детства, юности, которые здесь провела.

Я бесконечно благодарна своим учителям: они не только пробудили во мне стремление возвращаться в школу – долгие годы после её окончания, но и смогли увидеть в бывшей ученице нынешнюю свою коллегу. Когда-то они учили меня читать, писать, считать, открыли мне огромный мир в бесконечном его многообразии. Сегодня я учусь у них быть учителем. Наверное, довольно скоро моя школа узнает меня и в другой роли: стремительно приближается тот миг, когда мой сын станет первоклассником. И я снова буду учиться…

Когда-то прочитала у Сухомлинского: «Альфой и омегой моей педагогической веры является глубокая вера в то, что человек таков, каково его представление о счастье». Я потом часто вспоминала эти слова. И недавно задумалась: а каково представление о счастье у учителя? Что я сама как учитель считаю счастьем? Счастье – это когда в глазах детей интерес, а не равнодушие. Счастье, когда о школе вспоминают не с обидой и горечью, а с радостью и сожалением об ушедших и невозвратимых годах. А ещё – помните? – «счастье – это когда тебя понимают…»

Все мы, захваченные нашей сегодняшней суматошной, стремительно мчащейся жизнью, пытаемся найти понимание. Ищут его и дети. Но, к сожалению, находят не всегда. Не секрет, что часто именно школа, а не семья даёт ребёнку чувство стабильности, теплоту человеческих отношений. Именно учителю  порой доверяются самые «страшные» тайны.

Доверие ученика – то, к чему должен стремиться педагог. И если дети идут к нам со своими проблемами, ищут у нас защиты, помощи, совета, значит, за нашу работу нам поставлена высшая оценка. 

Но важно и другое. Работа в школе – это серьёзная проверка не только для человека, выбравшего такую профессию, это и испытание для его близких. Представьте: домашние дела накопились, ребёнок требует внимания, на столе – непроверенные тетради, и ещё нужно подготовиться к завтрашним урокам, а за окном уже стемнело, уже поздний вечер – где взять на всё силы? Как это всем нам знакомо! И как в такие минуты необходимо нам сочувствие родных людей! А если будет оно, то и силы найдутся обязательно, и времени на всё хватит, и на смену отчаянию придёт воодушевление. Ведь учитель – это не только одна из самых трудных, но и одна из счастливейших профессий: каждый день нас окружают дети – смешливые, задумчивые, упрямые, озорные, независимые, ранимые – непростые современные дети. Их детство совсем не похоже на наше, они и родились-то в другой стране. Они на «ты» с компьютером, «блуждание» в Интернете увлекает их больше, чем самая захватывающая книга. Они хуже нас? Лучше нас? Нет, просто они другие. И поэтому нам иногда бывает трудно их понять. Но мы уже пришли к выводу, что наше понимание им необходимо, а их доверие нужно нам. Мы нужны друг другу. Признав это, научившись смотреть на мир глазами ребёнка, учитель сможет каждый день, на каждом уроке создавать свою Вселенную – неповторимую, полную открытий, ту, в которой уютно всем: и ученикам, и учителю. И однажды он поймёт: работа в школе – и огромная радость, минуты которой искупают недели и месяцы кропотливого труда, усталости, разочарований.

Я не знаю, был ли мой выбор осознанным, но убеждена, что он был правильным. Потому что не представляю своей жизни без школы. Потому что на вопрос, где работаю, могу с гордостью ответить: «Я – учитель».