ОБУЧАЯ, Я ВОСПИТЫВАЮ, А ВОСПИТЫВАЯ, Я ОБУЧАЮ!

Свидерская Ирина Петровна, учитель английского языка

МБОУ гимназии№2 города Чехов, Московской области

 

Самым важным явлением в школе,

Самым поучительным предметом, 

Самым живым примером для ученика

является сам учитель.

Он - олицетворенный метод обучения,

Само воплощение принципа воспитания.

Адольф Фридрих Дистверг

Задачи, связанные с гуманизацией и гуманитаризацией современного образования, не могут быть осуществлены без решения проблемы социализации школьника. Социализация- это процесс включения личности в социальные отношения. Характер процесса социализации напрямую связан с таким понятием, как социальный опыт личности, и его формированием.  Все компоненты, которые интегрируются в понятие «социальный опыт», свидетельствуют о том, что в основе формирования социального  опыта  лежит деятельность, отражающая взаимодействие личности с окружающим миром и его различными составляющими. 

Современная педагогика полагает, что человек, обладающий личностным «Я», приобретаемым в ходе социализации, реалистичен  в своих оценках окружающего мира и себя. Он способен выполнять принятые решения; организовать  и планировать дальнейшую деятельность; не  подчиняться слепо общим стремлениям, а направлять их в соответствии со своими представлениями; он может противостоять давлению извне, обдумывая и выбирая свой собственный курс. «Иностранный язык» как учебный предмет очень значим в системе начального образования для подготовки младшего школьника к жизни в условиях поликультурного и многоязычного мира. Практика обучения иностранному языку и анализ программ показывают, что предметное содержание учебной дисциплины «Иностранный язык» и содержание большинства учебных дисциплин начальной ступени общего образования во многом перекликаются.  Именно этот фактор благотворно влияет на овладение младшими школьниками социальными нормами принятыми в обществе, и на достаточно раннее формирование их социального опыта в целом.

Характер предмета «Иностранный язык» позволяет создавать соответствующую дидактическую среду. Имеется в виду среда, способствующая актуализации имеющегося у ребенка личностно-социального значимого опыта. Например, помещение ребенка в ситуации в рамках тем «Я и общество», «Общество и Я», «Мой зарубежный сверстник и Я» и т.д, позволяет  не только обогащать социокультурную осведомленность ребенка, развивать его эмоциональную и познавательную сферы. Необходимо включать зрительную  наглядность на уроках, во-первых, для создания дидактической среды в целях обеспечения условий для общения и социального взаимодействия, во-вторых, у детей первых лет обучения сформированность языковых навыков находится на элементарном уровне. Чтобы обеспечить непроизвольное усвоение лексических единиц по теме «Транспорт в твоем городе» и не перегружать детей, я использую прием «Ассоциативные связи» между предметом и его обозначением.

Для учащихся первого года обучения я предлагаю такие задания.

  • Обведи по точкам изображаемый предмет и назови его. Такими рисунками были точечные изображения (автобус, машина, светофор, трамвай).  
  • Закончи рисунок с помощью образца, назови предмет и напиши его название. В рисунке ребенку необходимо было обвести по контуру только часть предполагаемого предмета, поскольку другая его часть уже была изображена. При этом, я сообщала некоторые сведения, касавшиеся изображенных видов транспорта в столицах России и Британии. Эту информацию  я давала на родном языке. В течении первых лет обучения в условиях дидактической среды, которая предусматривает социальную направленность процесса обучения, уделяется большое внимание таким видам деятельности как раскрашивание и рисование. Часто цвет может являться основным информативным признаком: например флаги, дорожные знаки, цвета светофора, цвет специальной одежды людей, занятых в различных службах. Например, такие задания в изучении темы «Правила дорожного движения».
  • Раскрась кружки светофора  по  названию цвета, соединив его стрелкой. Дается рисунок светофора и фразы. It is red, yellow, green. Для проверки понимания и усвоения правил поведения пешеходов, я предлагаю такие виды заданий:

1)Скажи своему другу и напиши, что нужно делать, если: 1) красный цвет светофора!....!

2) зеленый цвет светофора !...!

3) желтый цвет светофора !...!. Если горит красный свет светофора, знак какого «человечка» будет гореть на табло перехода в этот момент? 

4)Раскрась один из кружков светофора таким цветом, чтобы пешеходы могли перейти улицу; чтобы пешеходы ждали разрешения перейти улицу. 

Выполняя такого рода задания, дети видят материализованный результат своего значимого опыта по освоению и взаимодействию с окружающим миром. Рисование и раскрашивание включаются в контекст речевой деятельности, а  образы, несущие информацию, включаются в процесс мышления ребенка и связываются с речью, благодаря чему происходит  непроизвольное запоминание. Ознакомление с чужим социальным опытом и приобретение собственного опыта в рамках родной  и иной культуры предполагает использование приема контрастивной ситуативности. Это прием позволяет развивать чувство осознания своего социального «Я», служит источником положительной мотивации к процессу обучения, способствует формированию эмоционально-позитивного фона занятий. Так, для учащихся третьего года обучения предлагаю сюжетно-ролевую ситуацию: «Твой английский друг Дэйв находится у тебя в гостях. Вы решили вместе отправиться в магазин, чтобы купить сувениры для его родителей. Для этого вам надо проехать две остановки на трамвае». В Англии такой вид транспорта отсутствует. Необходимо приобщать на начальной ступени младших школьников приобщать к новому социальному опыту. Поинтересуйтесь у своего зарубежного друга, есть ли в том городе, где он живет метро. По каким «знакам» можно найти находящуюся недалеко станцию метро? Какие виды транспорта есть в его городе? Каковы правила пользования этими видами транспорта в твоем городе? Есть ли что-то общее?

Использование междисциплинарных связей на уроках английского языка позволяет формировать социальный опыт младших школьников, поможет внести существенный вклад в процесс формирования ценностных ориентаций и в процесс социализации личности школьника в целом.

Список литературы:

1.Авдуевская Е.П., Баклушинский  С.А. Особенности социализации подростков в условиях быстрых социальных изменений.- М.,1995.-С.46

2.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Стандарты второго поколения. -М.: Просвещение, 2010.-Ч.2,-С.104

3.Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. -М.: Просвещение, 2010