Учебно-исследовательская, проектная и творческая деятельность учащихся по русскому языку и литературе

Маслова Татьяна Валентиновна, учитель русского языка и литературы,

МОУ СОШ № 24, г. Подольск, Московская область

Одна из важнейших проблем современной школы – отсутствие интереса к учению, отсюда нежелание учиться, косноязычие, снижение грамотности и в результате снижение общей культуры. В данной ситуации необходимо повысить мотивацию учеников на сознательное изучение предметов школьной программы, в том числе русского языка и литературы. Что можем предложить мы, учителя, в подобном случае? Как разрешить заявленную проблему? Одним из способов повышения интереса к предмету считаю исследовательскую деятельность учащихся. Именно она активно развивает творческие и интеллектуальные способности школьников, их волевой потенциал, создаёт условия для формирования исследовательских навыков, что в итоге обогащает ученика как личность.

В настоящее время система образования настраивает учителя на организацию самостоятельной работы школьников, доведя её до уровня исследовательской деятельности, выходящей за рамки школьной программы. Именно этим объясняется интерес к организации исследовательской деятельности учеников и ежегодное (в течение 5 лет) проведение гуманитарных конференций в школе. 

Познавательная, учебно-исследовательская работа учащихся – это мощная образовательная технология, служащая комплексным средством решения многих воспитательных, образовательных задач; являющаяся важным средством адаптации современного школьника в обществе, а в итоге помогающая решать профориентационные задачи и развивать интеллектуальный и научный потенциал общества в целом.

Задачи исследовательской деятельности учащихся:

1) выявление одарённых детей;

2) развитие творческих способностей;

3) выработка исследовательских навыков;

4) формирование аналитического мышления;

5) воспитание системного подхода к решению исследовательских задач, целеустремлённости и терпения в ожидании результата;

6) самоутверждение благодаря достижению поставленных целей;

7) помощь в профориентации.

За 30 лет педагогической деятельности в школе у меня сложилась определённая, проверенная годами система работы. Её глобальная цель: развить личность одарённых учащихся в процессе активной исследовательской деятельности. Логика любой научной работы такова, что зачастую здесь необходима не урочная форма, а внеклассная деятельность. В силу возрастных психологических особенностей, стремления к самореализации и самовыражению учащихся исследовательскую деятельность необходимо начинать в подростковом возрасте (лучшим является в этом плане 7 класс). Именно в 7 классе в первый раз предлагаю ученикам несколько тем для научно-исследовательской работы: "История фразеологизма", "Моя фамилия", "Коварное ударение". Рекомендую ребятам изучить лингвистическую литературу, заглянуть на языковые сайты в Интернете, поработать со словарями, если необходимо, даю советы по организации исследования. После того, как ученики заинтересуются, составляем вместе с ними программу исследовательской деятельности, составляем план реферата, делаем обзор литературы. В данный момент важен фактор времени. Вот почему стараюсь дать рекомендации перед каникулами, чтобы дети были свободнее и могли реализовать свой творческий потенциал в сжатые сроки. Опыт подсказывает, что неопределённость в сроках приводит к охлаждению интереса к реферату и исследованию. Систематически ребята отчитываются о своей работе, а я в свою очередь даю им практические советы, подбадриваю, поддерживая интерес к выполняемой работе.

Итогом исследований учащихся становится выход на аудиторию, т.е. проведение школьных гуманитарных конференций. В нашей школе они проводились уже 5 раз. В исследовательской работе принимали участие ученики 10г, 8в, 7а классов. Первоначально в работу включились в 2008г. ребята 7а. Они стали той базой, на основе которой были проведены 1, 2, 3 конференции, затем к ним присоединились ребята 7в класса, и уже в этом году в работу включились дети из 7а.

Любая исследовательская деятельность связана с поиском ответа на поставленный вопрос. Она предполагает несколько основных этапов. Реализовать исследовательскую деятельность можно по-разному:

1) учитель ставит проблему, намечает стратегию её решения. Учащийся сам ищет решение (так было с рефератами Гудковой Н., Орловой О., Моисейкиной А., Лукьянова Р.);

2) учитель ставит проблему, но ученик ищет её решение сам (Гришанина А., Суханова А., Зароченцева М.);

3) постановка проблемы, поиск методов осуществляется самим учеником (Жирова Д., Саханова П., Салюков Д., Шеверев А.).

Основными этапами исследования становятся следующие:

1) выбор темы;

2) постановка проблемы;

3) пути решения:

а) поиск информации;

б) работа с литературой;

в) наблюдение;

г) анализ;

д) синтез.

4) итоговая конференция.

В процессе работы над рефератом формируются навыки для решения исследовательских задач:

1) увидеть проблему;

2) задать вопросы;

3) дать определения понятиям;

4) наблюдать;

5) анализировать;

6) делать выводы.

Только анализ некоторых тем исследовательских работ учащихся показывает сферу их научных интересов. Круг затронутых вопросов весьма широк: ономастика, лингвокраеведение, топонимика, фразеология, орфоэпия, стилистика, русская литература XIX века, биографии русских лингвистов.

Многие темы связаны с русской литературой. 4-я гуманитарная конференция называлась "Венок Пушкину" и была посвящена полностью биографии и творчеству великого русского поэта. Темы рефератов свидетельствуют о неподдельном глубоком интересе учеников к Пушкину:

1) Предки А.С. Пушкина;

2) Потомки А.С. Пушкина;

3) А.С. Пушкин и театр;

4) А.С. Пушкин и русский романс;

5) Иллюстраторы произведений А.С. Пушкина;

6) А.С. Пушкин и поэты Серебряного века;

7) Пушкинские места Москвы и Подмосковья;

8) Один день с А.С. Пушкиным.

Многие темы носят интегративный характер. Например, "Иллюстраторы произведений Пушкина", "А.С. Пушкин в скульптуре", "А.С. Пушкин и русский романс" вобрали в себя материалы по творчеству поэта, живописи, скульптуре, музыке. А работа "Пушкин и поэты Серебряного века" затронула историю русской литературы XIX – начала XX веков.

Ряд тем, выбранных учащимися, основаны на связях русского языка с другими языками. Так, ученицы Агашина Е. и Гриценко А. посвятили свои работы анализу связей русского языка с английским и болгарским (темы рефератов "Русско-английские перекрёстки", "Русско-болгарские перекрёстки"). Кстати, ученица Агашина Е. ("Русско-английские перекрёстки") была удостоена звания лауреата на городской конференции научно-исследовательских, проектных и творческих работ "Шаг в науку" и диплома лауреата на областных чтениях "Шаги в науку о языке".

Учащиеся проявляют стойкий интерес к истории языка, русской азбуке, к учёным-русистам. В этой связи можно упомянуть рефераты Гриценко А. "Из истории русской азбуки", Паньковой К. "Азбука, алфавит, букварь".

III школьная гуманитарная конференция была полностью посвящена теме "Русские учёные-лингвисты". Темы конференции:

1) Из истории сравнительно-исторического метода в языкознании.

2) Один день из жизни В.И. Даля.

3) Вклад М.В. Ломоносова в науку о языке.

4) Деятельность В.В. Виноградова и его вклад в науку о русском языке.

5) Учёные-лингвисты – авторы словарей русского языка.

Учащиеся изучили биографии филологов. Прочитав их главные труды, сделали выводы о вкладе лингвистов в изучение языка. Особого внимания заслуживает работа Гудковой Н. ("Один день из жизни В.И. Даля"), в которой в доступной, понятной и ненавязчивой форме говорится об огромной по объему, многогранной деятельности В.И. Даля, человека, нашедшего своё призвание в собирании слов, посвятившего сорок лет жизни созданию словаря живого великорусского языка.

Немало исследований учащихся, особенно в 7-8 классах, направлено на изучение фамилий, имен, отчеств людей: "Я и мое имя", "Русские фамилии", "Фамилия, имя, отчество", "Интересное в ономастике", "Что за наука антропонимика? " 

Дети интересуются историей родного края (8-9 классы). Рефераты, связанные с региональным компонентом, по тематике очень разнообразны: "Гидронимы Подольского края", "Улицы Подольска", "Исторический и словообразовательный анализ названий Подольского края", "Происхождение названий поселений Подольского района".

Стилистика, фразеология – ещё одна из сфер интересов учащихся: "Русские фразеологизмы", "Происхождение русских фразеологизмов", "Из истории русской фразеологии", "Молодежный сленг".

К 10-11 классу учащиеся уже способны интересоваться деятельностью русских писателей в плане развития литературного языка. 3-я гуманитарная конференция была посвящена теме "Вклад русских писателей в развитие литературного языка". Работы учащихся отразили вклад М.В. Ломоносова, Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, А.П. Чехова, И.С. Бунина.

Вышеперечисленные темы исследовательских работ позволяют проиллюстрировать многогранность интересов учащихся: от теоретического изучения до самостоятельного исследования.

Особенностью исследовательских работ по лингвистике является описание языковых единиц. С этой целью учениками создаются картотеки, которые ребята собирают, делая выписки из:

а) словарей разных видов;

б) географической карты;

в) художественных текстов и научно-популярной литературы.

Ученические картотеки насчитывают от 20 до 200-250 языковых единиц, что обеспечивает достоверность результатов. Так, ученица Орлова О. создала картотеку топонимов и гидронимов Подольского края, работая с картой (100 языковых единиц); Моисейкина А., работая с фразеологическим словарём, создала картотеку фразеологизмов по их происхождению (150 языковых единиц), Суханова А. проанализировала свыше 60 имен, Лукьянов Р. анализировал фамилии учеников своего класса.

Особого внимания заслуживает проектная работа учащихся 7в класса (Суханова А., Зароченцева М., Дудник К., Лукьянов Р.) "Русская фразеология", в которой учащиеся проанализировали более 300 устойчивы единиц языка и составили 18 диаграмм, отражающих историю, происхождение, состав русских фразеологизмов. Проектная работа была отмечена на городской конференции "Шаг в науку" в 2012 году – учащиеся стали лауреатами городской конференции. Высокую оценку получил реферат Моисейкиной А. "Из истории русской фразеологизмов". Ученица заняла I место на городской конференции в 2012 году и стала лауреатом областной научно-практической конференции "Шаги в науку о языке" (Гольцовские чтения). Материалом исследования Случ О. стала любовная лирика поэтов XVIII века, на материале которой собрана картотека из 200 наименований.

Провести самостоятельный анализ полученных данных ученику достаточно сложно, но этот навык формируется постепенно. Ребята учатся работать с текстом, видеть его, а в тексте выделяют языковые единицы. Так, ученица Жирова Д. работала со сказками М.Е. Салтыкова-Щедрина и анализировала использование фразеологизмов в тексте; Лапузина П. изучала язык басен И.А. Крылова и доказала, что почти половина предложений стала пословицами и поговорками.

Особенно интересны работы учеников, заинтересовавшихся лингвокраеведением. К таким относится работа Орловой О. "Исторический и словообразовательный анализ названий Подольского края", удостоенная диплома I степени на городской конференции научно-исследовательских, проектных и творческих работ "Шаг в науку" и диплома лауреата на областных чтениях "Шаги в науку о языке" (2011 год). Ученица выделяет семантические и словообразовательные группы топонимов, описывает их особенности, приходит к выводу, что самый древний слой топонимов – это гидронимы (слова финно-угорского происхождения): Пахра, Моча, Ока. Много на территории Подольского района слов, связанных с залежами и добычей камня: Каменка, Кременка, Кременок, Бутово, Силикатная.

Ученица сопроводила свою работу приложениями, в которых проанализировала названия по словообразовательным элементам:

-ов-(-ев-) – 35%

-ин-(-ын-) – 25%

-ск-(-кое-) – 20%

-к- – 10%

-овк- – 10%

из общего числа названий. Из названий населённых пунктов почти 50% составляют названия, связанные с именами; 25% - названия, отражающие характер людей и особенности местности; 15% - названия деревьев. Следовательно, названия связаны с освоением Подольского края славянскими племенами, особенно в XI-XIII вв., а названия гидронимов отражают освоение края в глубокой древности финно-угорскими племенами. Исследовательская работа Орловой О. заняла I место на городской конференции научно-исследовательских, проектных и творческих работ "Шаг в науку" в секциях "Русский язык" и "Краеведение" (2011 г.); стала лауреатом областной научно-практической конференции "Шаги в науку о языке" (Гольцовские чтения), областной эколого-краеведческой конференции в 2012 году.

Результаты исследований учащиеся заносят в таблицы, диаграммы, гистограммы. На конференции делаются презентации работы.

Итак, научно-исследовательская работа способствует формированию мировоззрения ребят, значительно расширяет кругозор в области филологии. Технология научного исследования даёт импульс к самообразованию, саморазвитию, самоанализу, самоорганизации. Учение – двусторонний процесс: учитель – ученик. Научно-исследовательская работа с учащимися значительно помогает и учителю: расширяет его знания в области своего предмета, способствует профессиональному росту, даёт возможность помочь одарённым детям найти себя.

Стоящая перед современной школой задача формирования активной, творческой, разносторонне образованной личности немыслима без познавательной активности. Организация исследовательской деятельности и проведение итоговых конференций – одно из важнейших условий развития такой личности. Главная черта учащихся, занимающихся исследовательской работой, - наличие у них потребности узнавать новое, поделиться на конференциях тем, что они узнали и что вошло в их сознание, подтолкнуть других к узнаванию нового.

Главным результатом своей деятельности как учителя считаю следующее:

1) формирование учащихся работать: находить и читать лингвистическую литературу, создавать текст и редактировать его, обобщать исследование, выступать перед аудиторией;

2) положительная мотивация школьников на изучение русского языка и литературы, следствием чего является развитие языковой личности учащегося;

3) помощь учащимся в выборе профессии.