Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе. Тема «Радость».

Гольнева Ирина Михайловна, воспитатель, 

Детский сад №59 ОАО «РЖД», г. Смоленск

Цель: знакомство с чувством радости, развитие способности к эмоционально-волевой регуляции; активизирование эмоционального и моторного самовыражения; снятие мышечных зажимов, психоэмоционального напряжения.

Задачи:

  • Развитие зрительного и слухового восприятия.
  • Развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние.
  • Развитие мелкой и крупной моторики, координации движений.
  • Активизация и обогащение словарного запаса.
  • Развивать правильный речевой вдох и выдох.
  • Обучать элементам самомассажа.
  • Воспитывать способность подчинять свои действия инструкции.
  • Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие.
  • Воспитывать уважение друг к другу.

Методические приёмы:

  • Наглядные (показ, демонстрация, рассматривание);
  • Словесные (беседа, вопрос-ответ, побуждающие к активной мыслительной деятельности, рассказ педагога);
  • Игровые (пальчиковые игры);
  • Практические (упражнения, сюрпризный момент);

Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика с использованием массажных шариков, зарядка для глаз, психогимнастика.

Оборудование: пиктограмма «Радость», фотографии весёлых людей; игрушки: солнышко, медвежонок, зайчик, ёжик, сова; лист Ватмана, «ручеёк»; по количеству детей: массажные мячики, круги из жёлтой цветной бумаги, цветные карандаши, клей.

Ход занятия:

1. Приветствие «Солнышко».

Солнышко встало (круговое движение перед собой)

Утро настало

Утро настало (дети машут руками)

Птицы проснулись

Птицы запели (руки вверх - потянулись)

Дети проснулись

Дети проснулись (дети улыбаются друг другу)

Улыбки повсюду.

Педагог-психолог предлагает детям отправиться на прогулку вместе с  Солнышком, чтобы поиграть с ним в разные игры.

- Дети, а солнышко на месте не стоит оно дальше идет и нас  с собой зовет - посмотрите какие густые заросли, чтобы пройти нам надо их раздвинуть, раздвигаем их (упражнение - перекрестная ходьба). 

- Смотрите, кто это на высоком дереве сидит да головой вертит – сова  (упражнение сова снимает напряжение в районе шеи, улучшает приток крови к головному мозгу, благодаря «уханью» снимаются челюстные зажимы, что делает речь более связной).

-  Дети, посмотрите, что это у нас на пути? Ручеек! 

 -  А как же нам через него перейти? (перепрыгнуть, построить мостик).

 -  Правильно, можно построить мостик. А мы с вами перепрыгнем через ручеек. 

 - Вот мы и пришли. Какая красивая поляна! Здесь живёт медвежонок (здороваемся, рассматриваем), он приглашает нас поиграть. 

Упражнение «Шарик» (цель-развитие способности расслабления мышц живота).

Надуваю шарик, - мы сейчас будем надувать свои животики, словно воздушные шарики. Давайте ляжем.

Вот как шарик надуваем!

А рукою проверяем (вдох) 

Шарик лопнул, выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Дети кладут руку на живот и акцентируют внимание на том, как на вдохе рука поднимается, а на выдохе - опускается. 

-А теперь посмотрите на лицо этого человека (пиктограмма «радость»). Как вы думаете, этот человек грустный? А может быть, он сердитый? Или веселый, радостный?.. Да, этот человек радостный. Попробуем изобразить радость на своем лице. Что для этого нужно сделать?..

Но перед этим поиграем с другом нашего Солнышка - Солнечным зайчиком. (Цель – снятие напряжения мышц лица.)

Упражнение "Солнечный зайчик" (психогимнастика).

- Солнечный зайчик заглянул каждому из вас в глаза. Закройте их. Он пробежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживайте аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот – погладьте животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает каждого из вас, подружитесь с ним. Отлично! Мы подружились с Солнечным зайчиком, глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу! 

- А сейчас посмотрим вот на эти фотографии  (фотографии веселых, улыбающихся людей). Какое чувство, по вашему, испытывают эти люди?.. Как вы догадались?.. А это мои фотографии. Я на них тоже радостная. Как вы думаете, почему?.. 

- Поговорим о том, что же такое радость для вас?.. Подумайте хорошенько и закончите предложение «Я радуюсь, когда…» (высказывания детей записываются). 

- Дети, а ещё на нашу поляну Солнышко привело ёжика и зайчика, которые тоже хотят с нами поиграть.

Упражнение «Мячики».

Мы возьмем в ладошки «Ежик» (берем массажный мячик)

И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)

Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем то же самое)

Помассируем бока (катаем между ладошек)

«Ежик» я в руках кручу, (пальчиками крутим мячик)

Поиграть я с ним хочу (подкидываем мяч)

Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках)

Гимнастика для глаз «Зайка» (цель: снять усталость и напряжение глаз, профилактика глазных заболеваний, развитие межполушарного взаимодействия). Упражнение выполняется, не поворачивая головы, сидя.

- А теперь и нашим глазкам дадим поиграть, следите внимательно, за тем, в какую сторону прыгает зайчик.

Зайка вправо поскакал

Каждый зайку увидал

Зайка влево поскакал

Каждый зайку увидал

Зайка – вправо, зайка влево

Ах, какой зайчонок смелый!

Зайка скачет вверх и вниз

Ты на зайку оглянись (потереть друг о друга ладони)

Зайчик спрятался от нас (приложить к глазам)

Открывать не надо глаз.

- Наше путешествие заканчивается. Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем «Спасибо» зверятам, которые играли с нами в интересные игры и попрощаемся с ними и вернёмся вместе с Солнышком в нашу группу.

- Дети, понравилось вам играть с Солнышком? А какое у вас было настроение? Давайте нарисуем и подарим Солнышку радостные лица – смайлики. (Цель – рефлексия чувств). Смайлики приклеиваются в виде солнца на листе Ватмана. 

5. Прощание. Дыхательное упражнение «До свидания». 

-Вдыхаем воздух через нос, а выдыхаем через рот. На вдохе поднимаем руки вверх, а на выдохе опускаем руки и говорим: «До свидания».