Кудис Елена Николаевна, воспитатель,
Детский сад №59 ОАО «РЖД», г. Смоленск
Задачи:
1. Продолжать развивать познавательный интерес к работе грузового ж/д транспорта, уточнить представление детей о функциональном назначении разных видов грузовых вагонов.
2. Создавать проблемные ситуации для развития игровой деятельности, при свободе реализации собственного замысла.
3. Развивать познавательные способности в процессе игровой деятельности: ориентировка в пространстве и ориентировке «от себя» (далеко-близко, впереди, вправо, влево и т.д.); уточнение представлений о величине (длинный - короткий, высокий - низкий и т.д.); закреплять множество 5, использовать метки для уточнения множества; активизация словаря: локомотив, цистерна, буфер, сцепка, пантограф, контейнер и т.д.; и создавать условия для развития речевой среды (использование определений).
План:
I. Игра с мячом, с целью координации движений и вхождению в единый ритм, а так же активизации словаря: «Мы знаем названия грузовых вагонов...»
П. А на нашей железной дороге есть грузовые составы? А сколько составов?
- А кто поедет на тепловозе, у которого 5 цистерн? (Молодец!).
- А куда ты поедешь? А зачем? ( Повезешь в деревню бензин заправлять машины и трактора).
Иди, прогревай двигатель у тепловоза.
- А ты поедешь по какому пути, по ближнему или дальнему, до станции «Дачная»?
-А в какую поворачивает путь? И не забудь соблюдать правила.
- А кто поведет состав с вагонами-холодильниками? ( Ой, как здорово, что ты быстро к нему подошел, ты знаешь как он должен выглядеть! )
-А куда ты поведешь свой состав? А, до станции «Дачная», забирать в деревне молоко?
-А диспетчер сказал, по какому пути, первому или второму отправляться твоему составу?
-А твой состав скорый, мчащийся или быстрый?
- А твоя хозяйка уже идёт доить на ферму коров? Ей надо поторопиться, а то скоро придет состав, забирать молоко в город.
- А сколько коров на твоей ферме? А какие у тебя коровы? А куда ты сливаешь молоко? А как повезешь молоко к станции? Не забудь плотно закрыть бидоны, крышками. Найди из чего их можно сделать.
- А твоя хозяйка покормила лошадок? Напоила? Шерстку причесала?
Ты их будешь отправлять в город сегодня? А зачем ты их будешь туда отправлять? (Ой, здорово, они наверное будут у тебя самые лучшие цирковые лошадки! Они будут мчаться по арене цирка, резво, весело, легко, грациозно. Но поторопись, а то скоро прибудет состав. Их аккуратно надо погрузить в закрытые вагоны, чтобы они не поранились).
- А к вам сегодня приедут гости из города? А на чем они приедут?
А, на электропоезде (скоростном, быстрая, комфортная). Надо приготовиться и навести порядок возле дома.
-А у вас есть стол и скамейки возле дома? Надо съездить за строительным материалом и их сделать.
-А на чем поедите, на машине или закажете материал из города и вам его доставит грузовой состав, в открытых вагонах контейнерах?
Но пока нет материала, посадите на клумбе, цветочную рассаду, весенние первоцветы (легкие, гибкие, нежные, хрупкие).
Посадите по 5 цветов на каждой клумбе. Найдите из чего их можно сделать.
- Ой, ты сегодня работаешь на грузовом составе, с открытыми платформами? Надо срочно привести в деревню строительные материалы и надо отправиться за ними на станцию «Строительная». Загрузи на каждую платформу по 5 брусков.
- А как ты будешь загружать материал в вагоны? Не забудь вызвать, рабочий поезд с подъемным краном.
- Тебе сегодня надо съездить на станцию «Дачная» на грузовой машине. Скоро прибудет состав, с цистернами и привезет бензин. Не забудь загрузить в машину бочки и взять шланг, что бы слить из цистерн бензин. Найди на складе бочки и возьми с собой 5 штук.
- Из овощехранилища в город попросили прислать картошку. Надо загрузить 5 ящиков. На чем повезешь ящики до станции? По какой дороге поедешь, которая поворачивает влево или вправо? Поторопись, а то скоро на станцию прибудет грузовой состав.
- Позвонили из деревни и попросили прислать уголь, а то нечем протапливать печки. Нужно загрузить пять секций в вагоне для угля.
-Чем будешь грузить уголь из машины? А, так нужен экскаватор. Нагружай аккуратно.
В дальнейшей игровой деятельности дети и педагог продолжают разворачивать сюжет игры, воспитатель создаёт соответствующие условия вопросами, заранее обдумав из какого материала будут детьми сделаны предметы, постройки и как дети будут с ними играть.