ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОДНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО СОБЫТИЯ»)

 Капустина Г. Х., преподаватель немецкого языка,

 Комарицких  Ю.С., преподаватель немецкого языка,

Оренбургское президентское кадетское училище

Оренбургскому президентскому кадетскому училищу, как школе нового типа,  требуются  такие методы обучения, которые формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию кадет,  развивают в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные,  формируют не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности. ФГОСы направлены на формирование компетентности. Компетентность – есть готовность и способность человека действовать в какой-либо области. Проблема компетентностного подхода в образовании на сегодняшний день является одной из самых актуальных. Тип современного человека - самостоятельный, коммуникабельный, умеющий работать в группе, готовый и способный постоянно учиться новому, самостоятельно добывать и применять нужную информацию. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащихся, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и овладение способами деятельности. Обрести компетентность можно лишь при самостоятельной постановке проблем, поиске необходимых для решения знаний и определения их путем исследования. Способом развития требуемых компетенций становится специально организованная деятельность обучающегося, основными направлениями которой становятся: его самостоятельная творческая работа, учебное и научное исследование, проектирование, эксперимент.

В соответствии с такими целями преподавателями нашего училища большое значение придается проектным формам работы, ориентированным на совместное планирование деятельности преподавателем и кадетом, совместное учение в процессе решения задач (проблем), которые имеют непосредственную связь с практическими ситуациями из реальной жизни, и,  что особенно важно, задачами, решаемыми на стыке многих областей знания. Одной из современных  педагогических технологий  является метод проектов, который  предполагает решение конкретной проблемы с использованием  современных информационных технологий. Выполнение проекта в сотрудничестве с одноклассниками позволяет обучающимся увидеть конкретный результат своей деятельности. 

Проектная деятельность – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность кадет, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая осмысление результатов деятельности. 

Работая над проектом, кадеты имеют возможность в полной мере реализовать познавательный мотив, выбирая темы, связанные со своими увлечениями, а иногда и с личными проблемами. Одной из особенностей работы над проектом является самооценивание хода и результата работы.

Групповая работа позволяет и кадету и преподавателю:

  • организовать эффективно учебный процесс;
  • приобрести опыт выполнения важнейших функций, составляющих основу умения учиться  (контроль и оценка, целеполагание и планирование);  
  • использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержание обучения;
  •  личностно-эмоциональные и деловые отношения детей, и как следствие формирование личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных универсальных учебных действий. 

Работа над проектными задачами является неотъемлемой частью учебного процесса в училище. Формы и виды сотрудничества кадет многообразны и нередко выходят за рамки училища. 

Кадеты 8А класса и преподаватели немецкого языка Комарицких Ю.С. и  Капустина Г.Х. приняли участие  и победили в международном проекте «Балтийский талант». Конкурс проводился с 5.10.2013г. по 12.01.2014г. в рамках проекта «Балтийское сотрудничество» с целью привлечения внимания школьников из России, Финляндии, Литвы, Эстонии, Латвии и Польши, изучающих немецкий язык, к проблеме защиты окружающей среды. Проект наших кадет  был отмечен призовым местом в номинации «Лучшие работы».

Проектная работа «Учите немецкий с нами» была  выполнена  кадетами 8Д класса под руководством преподавателей немецкого языка (Комарицких Ю.С., Капустина Г.Х.) . Творческим продуктом проекта в процессе урочной и внеурочной деятельности  явились дидактическое пособие «Учите немецкий с нами» и видеоприложение «Учите немецкий с нами. Видеогид», снятый кадетами. В проекте приняли участие все кадеты данного класса, вне зависимости от успеваемости. Кадеты обыгрывают бытовые ситуации - на улице, на таможне, в самолете, в ресторане, в гостинице и т.д.  Актуальность данного проекта в его практической значимости. Проект «Учите немецкий с нами»  способствовал  повышению познавательного интереса к предмету, содействовал росту успеваемости кадет по предмету, позволил кадетам проявить себя в новой роли, сформировать навыки самостоятельной продуктивной деятельности, способствовал  созданию ситуации успеха для каждого кадета.

Представляемая нами проектная работа  «Энциклопедия одного исторического события» (презентация прилагается) была выполнена  кадетами 7-9 классов под руководством преподавателей немецкого языка (Комарицких Ю.С., Капустина Г.Х.). Работа над проектом началась летом 2013г. Во время лингвистической практики по немецкому языку под руководством преподавателей  немецкого языка, изучая тему «Движение Сопротивление», кадеты ОПКУ прочитали книгу Игоря Храмова «Русская душа «Белой розы». Судьба  А. Шмореля, нашего земляка, героя- антифашиста, не могла оставить кадет и преподавателей немецкого языка  равнодушными. 70 лет назад,13 июля 1943г. был казнен один из создателей антинацистской подпольной организации - Александр Шморель. Александр Шморель, канонизированный в феврале 2012 года, родился и провел первые годы жизни в Оренбурге. Игорь Храмов - историк, переводчик и писатель давно  собирает документы, записывает рассказы очевидцев, работает в архивах, изучает письма, дневники, опубликованные ранее воспоминания  о человеке,  который вместе с друзьями создал во времена "третьего рейха" подпольную организацию сопротивления «Белая роза». 

Во многих городах Германии именем А. Шмореля названы улицы, площади, школы, а на его Родине нет места, куда можно  возложить цветы. Многие  оренбуржцы не знают своего героя. Актуальность проблемы заставила кадет  включиться  в проектно- исследовательскую работу. Была поставлена цель, определены задачи, созданы группы по подтемам.

Цель проекта – доказать, что А. Шморель внес значительный вклад в дело борьбы с фашизмом и  достоин увековечивания памяти на своей исторической родине. 

 Исходя из цели проекта, поставлены следующие задачи:

  • ознакомиться с краеведческим материалом по теме «Переселение немцев в Оренбургскую губернию»;
  • рассмотреть роль группы «Белая роза» и ее организатора А.Шмореля в борьбе с фашизмом;
  • ходатайствовать об увековечивании памяти героя-антифашиста на его Родине в названии улицы в г. Оренбурге;
  • создать альбом памяти А. Шмореля; 
  • организовать в Оренбургском президентском кадетском училище выставку памяти А. Шмореля. 

Для решения данной проблемы кадетам необходимо: 

  • составлять план деятельности, 
  • работать с разными источниками информации,
  • участвовать в съемках видеопроекта, 
  • участвовать в обсуждениях, 
  • продумывать и создавать индивидуальные и коллективные продукты,
  • анализировать и оценивать продукты деятельности,
  • создавать материалы для представления конечного продукта и публичной его защиты.

Визитная карточка проекта

Авторы участники проекта

Преподаватели Капустина Г.Х., Комарицких Ю.С.

кадеты  ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище»

Описание проекта

Название учебного проекта

«Энциклопедия одного исторического события»

Интеграция

Немецкий язык, история, краеведение

Сроки проведения:

4 недели

Цель проекта:

 

Доказать, что А. Шморель внес значительный вклад в дело борьбы с фашизмом и  достоин увековечивания памяти на своей исторической родине

 Ожидаемые результаты обучения

После завершения проекта учащиеся смогут:

1.Ориентироваться в потоке информации, работать с медиасредствами, как средствами повышения качества обучения и развития творческих способностей.

2. Решать ключевую проблему в сотрудничестве.

3. Самостоятельно заниматься проектно - исследовательской деятельностью.

4. Владеть методами убеждения.

5. Отстаивать свою гражданскую позицию.

Задачи

1. Изучить краеведческий материал по теме «Переселение немцев в Оренбургскую губернию»;

2. Рассмотреть роль движения Сопротивления и группы «Белая роза» в борьбе  с фашизмом;

3.  Проанализировать истоки патриотизма А.Шмореля;

4. Ходатайствовать об увековечивании памяти героя-антифашиста на его Родине в названии улицы в г. Оренбурге;

5. Создать альбом памяти А. Шмореля;

6. Организовать в Оренбургском президентском кадетском

училище выставку памяти  А. Шмореля.

Основополагающий вопрос проекта

Почему в городе, который является родиной героя-антифашиста, православного святого, немногие знают, какой вклад внес наш земляк в великую победу?

Проблемные вопросы проекта

1. Знаем ли мы свою историю?

2. История – это прошлое или …?

3. Имя А. Шмореля замалчивалось и в России и в Германии. Почему?

4. Жизнь А. Шмореля- судьба или подвиг?

Формируемые компетенции

Коммуникативная компетенция, умение ставить проблему и решать её, развитие навыков самостоятельного поиска информации (вкл. ИКТ), развитие навыков анализа и обобщения, умение делать вывод, высказывать и защищать свою точку зрения, развитие творческого мышления

Технологии

проектная деятельность, интерактивная технология, здоровьесберегающая, игра

Конечный продукт проекта

Альбом памяти Александра Шмореля, презентация, видеофильм

Развитие проекта – исследовательская работа

Был разработан план проекта, определены этапы, распределены задачи. Работая над проектом под руководством преподавателей немецкого языка,  кадеты посетили музей Истории города Оренбурга, музей Немецкого национального подворья в культурном комплексе «Национальная деревня», выставку «Белая роза» мемориального центра благотворительного фонда «Евразия» при Оренбургском государственном педагогическом университете. Мы встретились с писателем и переводчиком,  президентом фонда «Евразия» И.В. Храмовым,  с членом  Правления мюнхенского фонда "Белая роза", историком и публицистом  Винфридом  Фогелем, пообщались  онлайн  посредством  Skype c протоиереем Мюнхенского Православного собора –  отцом  Николаем (Артемовым), который много сделал для канонизации Александра Шмореля. Кадеты нашего училища написали эссе, рассуждая на тему «Кто такой герой?».  Был создан альбом памяти Александра Шмореля. 16 сентября 2013  в училище состоялось открытие выставки «Александр Шморель – России верный сын». Изучая личность нашего земляка, кадеты ставили перед собой цель - обратить внимание общественности на глубину и силу характера Александра, на его вклад в дело борьбы с фашизмом. Кадеты задались вопросом, почему в городе, который является Родиной героя-антифашиста, православного святого, мало кому известно, какой вклад внес наш земляк в великую победу. Чтобы привлечь внимание общественности, кадеты обратились в администрацию города с ходатайством об увековечивании памяти героя-антифашиста на его Родине в названии улицы в г. Оренбург.  

Ходатайство кадет было поддержано на заседании городской комиссии Оренбургского городского Совета. На данный момент Оренбургским президентским кадетским училищем получен ответ из Департамента градостроительства о том, что по инициативе кадет училища  имя Александра Шмореля присвоено скверу по проспекту Парковый в г. Оренбурге. Социальная инициатива кадет, их активная гражданская позиция являются гордостью Оренбургского президентского кадетского училища. Кадеты сочли своим долгом взять шефство над сквером и регулярно проводят там субботники.

Инициатива кадет оценена не только в родном городе. Кадеты получили приглашение от Центра русской  культуры «МИР» в г. Мюнхен (Германия), от фонда «Белая Роза» (г.Мюнхен) посетить г.Мюнхен, чтобы знания, полученные при исследовании темы, подкрепить знакомством с местами, где Александр боролся с нацизмом.  Проект продолжается…

Проект «Энциклопедия одного исторического события» способствовал повышению познавательного интереса кадет, содействовал росту успеваемости кадет по предмету, позволил кадетам проявить себя в новой роли, сформировал навыки самостоятельной продуктивной деятельности, способствовал созданию ситуации успеха для каждого кадета, способствовал формированию активной гражданской позиции кадет, научил отстаивать значимость своей работы, оценивать значимость личности, исторического события для своей  страны. 

Литература:

1.Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе/ О.В. Брыкова, Т.В. Громова – М.: Чистые пруды, 2006 – 32с.- Библиотечка «Первого сентября», серия «Управление школой». Вып 5(11).

2. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе.-2003.-№5

3. Леонтович А.В. Основные рабочие понятия исследовательской     деятельности учащихся.  Проектно-исследовательская деятельность: организация,  сопровождение, опыт. – М., 2005.

4. Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских   способностей  школьников. – М. : Генезис, 2005.

 

5. Ступницкая М. А. Новые педагогические технологии: Учимся работать над  проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей / М.А.  Ступницкая. – Ярославль:  Академия развития, 2008. – 256с. (В помощь   учителю).