Школа исследовательских проектов - школа будущего

Антропова Ирина Петровна, учитель английского языка, 

МБОУ СОШ №2, г. Салехард, ЯНАО

Аннотация

Данная статья адресована педагогическим работникам системы образования и отражает передовой педагогический опыт в области использования проектной методики в образовательном процессе. В статье речь идет об исследовательском проекте, его цели, задачах и результативности. Автор обращает внимание на преимущества использования исследовательского проекта  для учителей и для учащихся.

Цель работы: повышение интереса педагогов, учащихся и родителей к исследовательскому проекту, способствующему развитию творчества детей.

Задачи:

-привлечение внимания педагогов, учащихся и родителей  к исследовательскому проекту как одного из основ школы будущего;

-развитие положительной мотивации к исследовательскому проекту;

-знакомство с этапами работы над исследовательским проектом.

Многому я научился у своих наставников, 

еще большему — у своих товарищей,

 но больше всего — у своих учеников.

Талмуд

Творческий, нестандартный подход учителя к проведению уроков ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи.

Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку.

Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество. Исследовательский проект многогранен, Эффективен, перспективен, неисчерпаем. Основная школа в будущем- это школа исследовательских проектов, которыми мы занимаемся со своими учащимися вот  уже второй год.  Учитель при этом, по моему убеждению, является консультантом, направляющим учеников в исследовательской работе.

В 2012-2013 учебном году мы со своим учеником Ширыкаловом Стасом, 7 класс, занимались научно-исследовательским проектом по английскому языку. Тема проекта обсуждалась на протяжении нескольких дней, поскольку важно было создать положительную мотивацию и интерес к работе у школьника. 

Этапы работы над исследовательским проектом:

1. Подготовительный, или вводный (погружение в проект)

-Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).

- Определение цели, формулирование задач.

-  Рекомендации  (требования, сроки, график, консультации и т.д.).

- Утверждение темы проекта и индивидуального плана.

 2. Поисково-исследовательский этап

-Определение источников информации.

-Планирование способов сбора и анализа информации.

- Подготовка к исследованию и его планирование.

- Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций.

- Организационно-консультационные занятия. 

3. Трансляционно-оформительский этап

- Предзащита проекта  (в классе)

- Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.

- Подготовка к публичной защите проекта:

-Определение программы и сценария публичной защиты (медиаподдержка, подготовка презентации )

-Стендовая информация о проекте.

4. Заключительный этап

-Публичная защита проекта.

- Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.

- Итоговая конференция.

 Результаты исследовательского проекта представлены  в презентации (см. рис. ниже): «Сравнительный анализ перевода английского детского стихотворения «Шалтай-Болтай» Ширыкалов Станислав Александрович, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2», 7  класс

Краткая аннотация
 
Мир английской поэзии для детей удивителен, а детские стихи “Nursery Rhymes” издавна привлекали к себе внимание выдающихся русских поэтов-переводчиков. Большое место они занимают и в творчестве Самуила Яковлевича Маршака, стихи и песенки которого знакомы мне с детства.  Особый интерес вызвал у меня персонаж одного из стихов Шалтай-Болтай, поэтому я решил  выбрать  тему научно-исследовательской работы- «Сравнительный анализ перевода английского детского стихотворения «Шалтай- Болтай». 
    Образ Шалтай-Балтая в английской культуре
Особенности перевода английских стихотворений Анализ перевода стихотворений С.Я. Маршака
 
 
Публичная защита проекта и результативность

Уровень

Результативность ученика

Результативность учителя

Дата

Школьная научно-практическая конференция «Ступень в будущее-2013»

 

 

Диплом Лауреата

 

Благодарность за подготовку лауреата

 

Март,

 2013

Городская научно-практическая конференция «Ступень в будущее»

В секции «Социально-гуманитарные и экономические науки»

II  место

 

Диплом Призера

Благодарность за подготовку призера

 

 

Апрель,

2013

II Международная заочная научно-практическая конференция учащихся и студентов «GENIUS»

 

Диплом  Призера

Благодарность за подготовку призера

 

Октябрь,

2013

XII Всероссийский детский конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» , г.Непецино, декабрь 2013

Диплом Победителя

Диплом за подготовку победителя

Декабрь, 2013

 
Используя исследовательские проекты, внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. Глубоко убеждена: школа исследовательских проектов- школа будущего.
 
Библиографический список
1.Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников.// Начальная школа № 10 / 2006, с. 8-12.
2.Карпенко К.А., Королёва Е.Л., Недялкова Г.М., Соколова И.И. Опыт организации учебно-исследовательской деятельности// Журнал “Исследовательская работа школьников”. №1, 2002 г., с. 130 134.
3.Криволап Н.С. Исследовательская работа школьников// Минск, ИООО
“Красико – Принт”, 2005 г.
4.Новожилова М.М., Воровщиков С.Г., Таврель И.В. Как корректно провести учебное исследование//Москва, ООО “5 за знания”, 2008 г.
5.Осипова Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников “Малая Академия наук” // Волгоград, “Учитель”, 2008 г.
6.Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2004 г