Технология психологического сопровождения детей-дошкольников с проявлением тревожности

Смирнова Инна Николаевна, воспитатель,

МКДОУ "Детский сад №1 "Колосок",

г. Ефремов, Тульская область

1. Направления психологической помощи детям-дошкольникам, проявляющим тревожность

Психологическая помощь – ёмкое понятие, содержание которого включает в себя многообразие теорий и практик, варьирующихся от специфического применения методов психических обследований до многообразных техник психологического тренинга, понятий и методов, восходящих к медицине (А.Ф. Бондаренко), образующих область практического применения психологии, ориентированную на повышение социально-психологической компетентности людей.

Сохранение эмоционального здоровья дошкольников — это целесообразно организованная система психологических воздействий. Основными направлениями и задачами психологической работы по сохранению эмоционального здоровья являются:

- снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста;

- снижение психоэмоционального напряжения; 

- развитие способности понимать эмоциональное состояние другого;

- обучение приемам релаксации.

- обучение детей выразительным средствам: мимика, жесты, пантомимика;

- развитие умения понимать и выражать свои эмоции. 

Решение этих последовательных задач происходит при взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса, как непосредственно с дошкольниками, так и с ближайшим социальным окружением ребенка - воспитателем и родителями. Реализация данных задач является основой для  организации  всей деятельности детского психолога: диагностической, профилактической, коррекционно-развивающей и просветительской, консультативной.

Диагностическая работа в данном направлении включает в себя выявление детей с эмоциональными проблемами: тревожностью, страхами, агрессивностью; а также выявление индивидуальных особенностей эмоциональной сферы дошкольников.

Психологическое просвещение и консультирование  педагогов-воспитателей и родителей по сохранению эмоционального здоровья дошкольников  включает в себя работу, направленную на формирование знаний в области психологии эмоций, навыков конструктивного отреагирования собственных негативных эмоциональных состояний и формирования элементарных навыков конгруэнтной коммуникации с детьми.

Коррекционно-развивающая работа по сохранению психологического здоровья в дошкольном возрасте проводится с использованием психогимнастики, которая является одним из основных методов работы детского психолога и наиболее адекватным методом для данного возраста и решаемой проблемы. В психогимнастике имитация детьми различных эмоциональных состояний имеет как психопрофилактический так и коррекционный характер. Во-первых, активные мимические и пантомимические проявления чувств помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию. Во-вторых, благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций. Это особенно важно потому, что в силу своих возрастных особенностей дети часто не осознают своих «психических заноз». В-третьих, у детей при произвольном воспроизведении выразительных движений про¬исходит оживление соответствующих эмоций и могут возникать яркие воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, что имеет значение для нахождения первопричины нервного напряжения у некоторых детей. При изображении эмоции страха и гнева, несмотря на очень выразительное их внешнее воспроизведение и некоторое возбуждение, у детей всегда оставалось понимание, что они переживают их только в игре. Этот нюанс используется для обесценивания некоторых тревожных состояний у детей.

Для обеспечения психологических условий благоприятных для сохранения эмоционального здоровья дошкольников необходимо обучение педагогов-воспитателей и родителей навыкам конгруэнтной коммуникации, которые в наибольшей степени способствуют разрешению тревожащих ситуаций, созданию ситуации успеха у дошкольников, благоприятного психологического климата в группе,  атмосферы доверия и сотрудничества в семье. 

Метод конгруэнтной коммуникации в системе отношений взаимодействия  «ребенок  - взрослый»  базируется   на  идеях принципах гуманистической психологии. Основная цель конгруэнтной коммуникации — обеспечение системы психолого-педагогических условий позитивного личностного развития   ребенка.  Данная   цель  реализуется  через  систему  задач, включающих:

-установление взаимопонимания между ребенком и взрослым, формирование отношений доверия и сотрудничества, уважения и равенства на основе эмпатического принятия ребенка;

-формирование позитивного "образа Я" у ребенка, основанного на адекватном представлении о своих качествах и возможностях и самопринятии и признании самоценности;

-обеспечение ориентировки ребенка в чувствах, переживаниях, эмоциональных состояниях, более высокий уровень осознания ребенком своих чувств.

Реализация поставленных задач требует использования ряда коммуникативных техник: техники эмпатического ("активного") слушания, техники использования «Я-высказываний» и техники эффективной похвалы.

Активное слушание, по Т. Gordon, — это коммуникация с предоставлением ребенку обратной связи о его чувствах, переживаниях и эмоциональных состояниях. Обратная связь предоставляется ребенку через «Ты-сообщение», речевую конструкцию, начинающуюся со слова «Ты» и содержащую развернутое описание чувств ребенка. «Активное слушание» — это позиция, в которой взрослый отказывается от оценок, советов, разъяснений, попыток анализа и интерпретации поведения ребенка и сосредотачивается на возможно полном и точном описании чувств и эмоциональных состояний ребенка. 

Функции активного слушания - объективирование в речи чувств и переживаний ребенка и, таким образом, коммуницирование их принятия, позволяющее ребенку получить эмоциональную поддержку взрослого, его помощь для разрешения проблемной ситуации.

Содержание психологической помощи определяется психологической проблемой – запросом клиента, процесс осуществляется через взаимодействие и взаимоотношения между помогающим и клиентом на основе определённой теоретико-методической базы и под влиянием личностных особенностей каждого из них (Е.П. Кораблина, И.А. Акиндинова, А.А. Баканова, А.И. Родина). 

Итак, можно предположить, что различные виды психологической помощи применимы на различных стадиях, возможно, единого процесса. Важнейшими условиями эффективности системы психологической профилактики и коррекции эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста следует признать их своевременное выявление  и диагностику,  гуманизацию целостного педагогического процесса и специальную подготовку педагогов-воспитателей и практических  психологов к работе  с  детьми.

2. Описание программы по снижению тревожности у детей дошкольного возраста и развитию положительных детско-родительских отношений 

В случаях, когда имеет место эмоциональные нарушения у ребенка т.е. эмоциональное здоровье нарушено необходимо проводить психологическую коррекцию. Ниже приводятся основные методы психокоррекции эмоциональных нарушений: тревоги, страхов, фобических расстройств, невротических и преневротеческих нарушений применяемых в дошкольном возрасте: игровая коррекция, психогимнастика, арттерапия, музыкотерапия.

Для детей-дошкольников с эмоциональными нарушениями нами предложены следующие фазы групповой психокоррекции: установочная, подготовительная, реконструктивная, закрепляющая. При комплектовании группы детей с эмоциональными нарушениями  необходимо учитывать их возраст, степень тяжести эмоциональных нарушений, направленность конфликта и индивидуально-психологические особенности. Желательно, чтобы возраст детей — участников группы был одинаковым, допустима небольшая разница плюс, минус один год. Необходимо, чтобы в группе были разнополые дети. Число участников группы не должно превышать 7-8 человек (малые группы). Опыт нашей работы показал, что группа обязательно должна быть закрытой, т. е. с постоянным составом ее членов. Не рекомендуется включать в группу детей с тяжелыми формами эмоциональных нарушений, например с ранним детским аутизмом. Желательно, чтобы в группе были дети с различной направленностью конфликта. Перед началом групповых занятий необходимо предварительно побеседовать с каждым родителем, разъяснить им необходимость и значение занятий, раскрыть им основные принципы работы группы:

—  придерживаться строгого распорядка групповых занятий (систематическое посещение занятий);

—  исключить опоздания;

—  не обсуждать с ребенком, что происходило в группе, не расспрашивать, какие были занятия, как ребенок их выполнял;

—  все проблемы и претензии можно обсуждать только с психологом.

Очень важным является создание у родителей адекватной установки на психологическую коррекцию. Важным является оценка групповой динамики, которая рассматривается как совокупность групповых действий и интеракций, возникающих в результате взаимоотношений и взаимодействий членов группы, их деятельности и влияния членов группы друг на друга, и представляет развитие или движение группы во времени. Психолог в процессе занятий анали¬зирует систему отношений детей, их установки, особенности эмоциональных и поведенческих реакций. 

Установочный блок включает в себя главную цель — это формирование положительной установки ребенка и его родителей на процесс занятия.

Основными задачами этого блока являются: 

1.  Снижение эмоционального напряжения у ребенка.

2.  Активизация родителей на самостоятельную психологическую работу с ребенком.

3.   Повышение веры родителей в возможность достижения позитивных результатов коррекции.

4.  Формирование эмоционально-доверительного контакта психолога с участниками процесса.

Для реализации этих задач используются разнообразные психотехнические приемы: это организация встреч родителей, дети которых успешно закончили курс психокоррекции, с начинающими; организация веселой, эмоционально насыщенной игры с детьми в начале психокоррекции с привлечением родителей и пр. Особое значение для установочного этапа психокоррекции имеет место, где про¬водятся занятия. Это должно быть просторное, хорошо оборудованное помещение, с мягким освещением, где ребенок должен чувствовать себя спокойно и безопасно. Игровая комната может гарантировать ребенку защиту от посторонних глаз. Поэтому не рекомендуется использовать комнаты со стеклянными дверями и множеством окон. Для групповых занятий выбирают комнату не менее 30 кв. м. Стены игровой комнаты должны быть выкрашены в светлые тона, так как они способствуют созданию яркой жизнерадостной атмосферы в группе. Желательно, чтобы были полки с игрушками в зоне досягаемости ребенка. Мебель должна быть твердой с деревянной поверхностью. Предпочтительным покрытием для пола является линолеум, но целесообразно иметь ковровые дорожки, которые стелятся на пол, если ребенок предпочитает играть на полу. Освещение комнаты долж¬но быть мягким. Не рекомендуется использовать лампы дневного света, так как их шум может раздражать детей.

При подборе игрушек необходимо учитывать широкий спектр игровой деятельности ребенка. А.А. Осипова предлагает три группы игрушек: 1)  игрушки из реальной жизни; 2)  игрушки, помогающие ребенку отреагировать свои состояния; 3)   игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций.

Главным при организации помещения для занятий является создание комфорта, свободы и безопасности для участников психокоррекции.

Коррекционный блок. Основной целью данного блока занятий является гармонизация процесса развития личности ребенка с эмоциональным неблагополучием.

Конкретные задачи:

1.   Преодоление внутрисемейного кризиса.

2.   Изменение родительских установок и позиций.

3.  Снятие проявлений дезадаптации в поведении ребенка.

4.   Расширение сферы социального взаимодействия ребенка.

5.   Формирование у ребенка адекватного отношения к себе и к другим участникам занятий.

1 этап — ориентировочный (2-3 занятия), где ребенку предоставляется возможность спонтанной игры. Психолог на данном этапе наблюдает за детьми. На этом этапе занятий у ребенка формируется положительный эмоциональный настрой на занятия, что является чрезвычайно важным для отреагирования внутренних конфликтов. Кроме того, на данном этапе продолжается диагностика форм поведения и особенностей общения детей с целью окончательного формирования группы.

Психотехнические приемы на данном этапе коррекции состоят из различных невербальных коммуникаций, коммуникативных игр. 

2 этап — реконструктивный, основной целью которого является коррекция неадекватных эмоциональных и поведенческих реакций. Психотехническими приемами на данном этапе являются сюжетно-ролевые игры, разыгрывание детьми проблемных жизненных ситуаций. Эти игры способствуют эмоциональному отреагированию и вытеснению негативных переживаний. Ребенок обучается самостоятельно находить нужные способы поведения и формы эмоционального реагирования.

При оценке эффективности психологической коррекции (оценочный блок) анализируются отчеты родителей о поведении детей в начале занятий. Оцениваются также поведенческие и эмоциональные реакции ребенка с помощью метода наблюдения, анализа продуктов деятельности ребенка до занятий и после. Для оценки эмоциональных состояний ребенка до и после занятий целесообразно использовать цветовой тест Люшера, методику цветописи, разработанную Лутошкиным, рисуночные тесты. 

В таблице 1  представлены фазы групповой психокоррекции эмоциональных нарушений и описаны психокоррекционные приемы.

Таблица 1 - Фазы групповой психокоррекции эмоциональных нарушений

Фаза

Задачи

Психокоррекционные приемы

1

2

3

1.Установочная

Образование группы как целого.

Формирование

положи­тельного настроя на за­нятия.

Диагностика поведения и особенностей.

Спонтанные игры.

Игры на невербальные коммуникации. Коммуникативные игры.

 

2.Подготовительная

Структурирование группы.

Формирование активно­сти и самостоятельнос­ти. Формирование

эмо­циональной поддержки членов группы.

 

Сюжетно-ролевые игры. Игры-драматизации для снятия  эмоционального напряжения.

 

1

2

3

3.Реконструктивная

Коррекция неадекватных эмоциональных реакций. Эмоциональное

реагиро­вание и вытеснение нега­тивных переживаний. Обучение ребенка

само­стоятельному нахожде­нию нужных форм эмоционального реагирования.

Разыгрывание детьми конкретных жизненных проблемных ситуаций.

 

4.Закрепляющая

Закрепление у ребенка адекватного

эмоциональ­ного реагирования на конфликт.

Формирование адекват­ных отношений к себе и окружающим.

Специальные сюжетно-ролевые игры,

предло­женные детьми

 

 

 
На основе выделенных структуры и этапов групповой динамики были разработаны планы-схемы психокоррекционных занятий для детей с эмоциональными нарушениями.
 Таблица 2 - План-схема психокоррекционных занятий для детей с эмоциональными нарушениями
 

Номер занятия и  основная цель

 

Психотехнические приемы

Радикалы для психологического  наблюдения

 

Критерии эффективности занятий

Занятие 1

Цель: знакомство детей друг с другом;

формирование позитивного настроя на занятия.

 

Ход занятия:

Приветствие. Разминка.    

1. Игра в мяч

Дети    встают в круг и поочередно бросают мяч друг другу. При этом называют свое имя. Через некоторое время предлагается  кинуть мяч тому, с кем хочешь поиграть, поговорить.

2. Игра в «Жмурки»

Группа детей из 2-3 человек с завязанными    или закрытыми глазами догоняет и ловит остальных детей. Затем дети на ощупь узнают, кого поймали.

3. Игра   «Поочередное проникновение в круг»

Группа детей образует   круг,   взявшись за руки. Один из желающих пытается проникнуть

в круг, но группа его не пускает.

1. Оценка  отношения ребенка к занятию.

2. Коммуникативные навыки.

3. Спонтанность поведения.

4. Эмоциональные реакции на препятствия.

5. Предпочтения в выборе партнера.

6. Специфические реакции (уходит от игры, активное

стремление быть лидером, отношение к неуспехам).

1.                   Спонтанное, естественное поведение ребенка.

2.                   Проявление активности на этапе занятий.

3. Положительный эмоциональный фон в процессе занятий.

Занятие 2

Цель: сплочение группы, снятие напряженности,

скованности.




Ход занятия:

Приветствие.

Разминка.     Дети вспоминают имена друг друга в процессе игры с мячом.

1. Игра «Кто громче крикнет»

Детям предлагается издавать громкие звуки. Но крик должен постепенно превратиться в общую мелодию (хор).

2. Игра «Рисование коллективного рисунка».

Психолог предлагает детям подойти к доске, на которой прикреплен большой ватман, и  фломастерами нарисовать то, что каждый желает, но нарисовать так, чтобы получился общий   рисунок. После выполнения задания рисунок коллективно просматривается

и обсуждается

1. Анализ включенности ребенка в процесс занятий.

2. Обратить внимание на естественность поведения.

3. В процессе выполнения коллективных занятий

проследить, какая позиция у каждого участника

коррекции: не подчиняется   групповому влиянию;  быстро подчиняется; стремится   к   лидерским     позициям

1.                   Проявляет выраженный  интерес к занятию.

2.                   Охотно включается в процесс занятий.

3. Положительный эмоциональный фон.

4. В процессе беседы с родителями выяснить, как ребенок отзывался о занятии.

Занятие 3

Цель: формирование эмоциональной поддержки членов группы созданием

условий для выбора и принятия коллективных решений. Формиро­вание инициативы

 

 

Ход занятия:

Приветствие.

1. Игра по выбору детей   Психолог предлагает детям

выбрать игру из тех, которые были на прошлых заня­тиях и принять коллективное ре­шение.

2. Игра «Испорчен­ный телефон»

 Психолог выбирает ведущего, который называет первое слово и «запускает испорченный телефон».

3. Игра «Реши за­дачу»

Ведущий предлагает детям задачи из матриц Равена, тестов Айзенка. Дети коллективно находят  правиль­ный ответ. Дети сами приду­мывают задачу и предлагают ее группе.

1. Обратить внимание на сплоченность группы при

решении коллективных задач. 2. Оценить уровень самостоятельнос­ти и активности каждого  ребенка. 3. Обратить внимание на лидерские позиции членов группы.

4. Эмоционально поддерживать де­тей, имеющих проблемы группового взаимо­действия

 

1. Активность и самостоятельность детей в процессе занятий.

2. Проявление инициативы

Занятие 4

Цель: формирование навыков самоконтроля в про­цессе группового взаимодействия.

 



Ход занятия:

Приветствие.

1. Игра «Ручеек»

Дети становятся в пары, один про­ходит и выбирает себе пару.

2. Игра «Моргал­ки»

Дети разбиваются на пары. Инст­рукция: присталь­но смотреть друг на друга как мож­но дольше, не моргая. Победитель выбирает,

с кем он продол­жит игру.

3. Игра   «Зеркало»

Ведущий изобра­жает  кого-то  из животных. Члены группы угадывают. Ведущие поочередно меня­ются.

4. Игра «Все наобо­рот»

Психолог предла­гает разделиться детям на пары. Каждой паре вручает карточки, где символически изображены дви­жения. Например, руки вверх, вправо, влево. Играющие как можно быст­рее должны выполнить эти дви­жения, но наоборот. Веду­щий оценивает число ошибок. За­тем дети меняют­ся ролями.

1.                   Обратить внима­ние на симпатии детей друг к  другу (выбор пары).

2.                   Обратить внима­ние на  способность де­тей  конструктивно общаться

3. Обратить внима­ние на развитие навы­ков  самоконтроля

 

1. Интерес детей к занятию

2. Желания группового взаимодейст­вия.

3. Адекватная оценка своих   неуспехов.

 

Занятие 5

 Цель:

развитие воображения. Закрепле­ние спонтанности поведения. Снятие напряже­ния.

 



Ход занятия:

Приветствие.

1. Игра «Изображе­ние животных»

Психолог предла­гает детям   выбрать ведущего. Ведущий выбира­ет одного из членов группы, предварительно  договаривается   с   ним о том, какое живот­ное он будет изображать.  Те дети, которые   угадали, выступают в роли Ведущего и выби­рают   участника.

2. Игра «Изображе­ние неодушевлен­ных     предметов» Игра  проводится в той же последо­вательности,   как и предыдущая.

3. Игра  «Коллек­тивное      изобра­жение животных» Участвуют 2-3 де­тей,      остальные должны   угадать, кто изображен. Де­ти сами выбирают, с кем они хотели бы работать в паре.

1. Обратить внима­ние на способ­ность ребенка «вжиться в предложенную роль».

2. Обратить внима­ние на особенность  эмоционального  реагирования ре­бенка при выпол­нении задания.

3. Обратить внима­ние на предпочтения детей при выборе пары.

4. Обратить внима­ние на   особенности поведения детей (естественность, непринужден­ность  общения). 5. Обратить внима­ние на способы груп­пового     взаимо­действия

1. Активное участие  ребенка при  выполнении заданий. 2. Положительный эмоциональный фон.

3. Проявление инициативы.

 

Занятие 6

Цель: переработка и отреагирование негативных эмоций.



Ход занятия:

Приветствие. Разминка:   

дети сами предлагают, какие   игры использовать. «Ру­чеек»,       «Круг» и др.

1. Игра «Страшные сказки»

Дети   рассажива­ются вокруг рас­сказчика, который рассказывает «страшную сказку» или «страшную историю».

2. Игра «Коллектив­ная страшная сказ­ка»

Детям предла­гается     сочинить коллективную страшную   сказку и обыграть ее. Ход игры. Психо­лог называет пер­вые слова, напри­мер, «однажды...», ребенок  продол­жает, затем продолжает   другой ребенок и т. д.

3. Игра «Рисование страхов»

Психолог предла­гает детям нари­совать свои стра­хи в специальном альбоме.     Затем каждый рисунок обсуждается.

1.                   Содержательный анализ страхов у детей.

2.                   Проследить и  проанализиро­вать реакции де­тей на конфликт.

3. Проанализиро­вать особенности  отреагирования негативных переживаний, эмоциональную палитру чувств    ребенка.

 

1. Активное   вклю­чение      ребенка в роль.

2. Проявление пози­тивных    эмоций. 3. Благоприятный эмоциональный фон.

Занятие 7

Цель: переработ­ка, отреагирование страхов

 

Ход занятия:

Приветствие, раз­минка (упражне­ние,  прыжки, ходьба парами с закрытыми гла­зами и пр.).

Сюжетно-ролевые игры:

1. Игра «Волк и семеро козлят»

2. Игра «Мальчик и разбойник»

3. Игра «Я пройду в  темноте один».

4. Игра  «Мой страшный день в жизни»

 Дети   в группе поочередно    обыгрывают «страшные ситуации».

1. Обратить особое  внимание на эмоциональные и поведенческие реак­ции         ребенка в процессе игры: замыкается, ухо­дит от игры.

2. Обратить особое  внимание на аффективные реакции (плачет, неадекватный смех, повышенная возбудимость).

3. Обратить особое  внимание на поведенческие реакции:     отказ, уход, протест

в форме неадекватных реакций, аутоагрессивные тенденции.

1. Отсутствие негативных    аффек­тивных   и   пове­денческих реакций.

2. Проявление   ак­тивности,    само­стоятельности.

3. Спонтанное, сво­бодное поведение

Занятие 8


 
Цель: формирование у ребенка адекватного   отношения к себе

 

Ход занятия:

Приветствие, раз­минка.

1. Игра «Наши чувства».

Детям  предлагается выбрать чувства,  которые они хотят сыграть: веселый, грустный, разочарованный, обиженный,  расстроенный,  и пр.

Игры на релаксацию

2. Игра «Как мы дышим».

3. Игра «Я скульптор»

Члены группы делятся   на   пары. Скульптор придает напарнику позы  животных,   предметов. После этого спрашивает     напарника, кого он изображает. Затем дети меняются ролями.

Игра    «Нарисуй себя в будущем, а группа  угадает, кем   ты хочешь быть».

4. Игра    «Нарисуй себя и свою группу»

1. Проанализировать  реакции ребенка.

2. Проанализировать его отношение к членам группы.

3. Оценить его  воображение,  способность  к саморасслаблению, его восприятие и оценку членов группы.

1. Успешное выполнение      заданий указывает на эффективность психокоррекционного процесса.

Занятие 9


 
Цель: проигрыва­ние ситуаций по­следних занятий. Создание усло­вий для адекват­ного восприятия ситуации расста­вания

Ход занятия:

Разминка (выбор игры по желанию детей)

1.Игра «Пожела­ния друг другу».

Дети выстраива­ются в круг, кида­ют мяч друг другу и одновременно высказывают по­желания, пригла­шения в гости, на совместную прогулку и пр. Совместное чае­питие детей с родителями.

1.                   Оценить эмоцио­нальное   состоя­ние детей.

2.                   Проанализиро­вать особенности формирования навыков, умений детей  на  этапах занятий.

3.                   Спланировать дальнейшие фор­мы психологичес­кой помощи для каждого ребенка (консультирова­ние, психологиче­ская    поддержка и пр.)

1.                   Позитивный  эмоциональный фон у детей.

2.                   Улучшение межличностных контактов.

3.                   Уверенность, адекватная само­оценка.

4. Отсутствие или  снижение нега­тивных эмоцио­нальных реакций (страх, тревога, фрустрация и пр.)

 
Следует подчеркнуть, что представленная схема занятий является своеобразным каркасом, по которому психолог может успешно проводить собственные «отделочные работы», но с учетом основных целей занятий. Содержательная характеристика занятий может быть использована психологом, но количество занятий зависит от структуры группы, динамики группового взаимодействия.
В процессе групповых психокоррекционных занятий для детей с преневротическими нарушениями рекомендуется использовать разработанные психорегулирующие тренировки. Основной целью этих занятий является:
-смягчение эмоционального дискомфорта у ребенка;
-обучение его приемам релаксации;
-развитие навыков саморегуляции и самоконтроля поведения.     
Занятия проводятся поэтапно с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка, через день с небольшой (до 5 человек) группой детей.
1 этап — успокаивающий, в процессе которого используется вербально-музыкальная психокоррекция с целью снятия психического напряжения. Затем предлагаются детям зрительно-музыкальные стимулы, направленные на снятие тревожности и создание позитивных установок на последующие занятия.
2 этап — обучающий, целью которого является обучение детей релаксирующим упражнениям. Используются упражнения на вызывание тепла, на регуляцию дыхания, ритма и частоты сердечных сокращений.
3 этап — восстанавливающий. На фоне релаксации дети выполняют специальные упражнения, направленные на коррекцию настроения, развитие коммуникативных навыков, перцептивных процессов и пр.
 
3. Психогимнастика в психокоррекции эмоциональных нарушений
 
Психогимнастика — это метод, при котором участники психокоррекции проявляют себя и общаются без помощи слов. В широком — это курс специальных психокоррекционных занятий, направленный на формирование и коррекцию различных сторон психики ребенка: познавательных, эмоционально-волевых, эмоционально-личностных. В узком значении — это специальные психокоррекционные техники, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного способа коммуникации в группе. Являясь невербальным методом психологической коррекции, психогимнастика предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, эмоциональных проблем с помощью движений, мимики, пантомимики, танца, игры.
Занятия состоят из трех фаз:
1 фаза — снятие напряжения с помощью различных вариантов бега, ходьбы, имеющих социально-психологическое значение (кого выбрать в напарника и т. д.).
2  фаза — пантомима (например, изображение страха, растерянности, удивления и пр.).
3 фаза — заключительная, основной целью которой является закрепление чувства принадлежности к группе (используются различные коллективные игры и танцы).
М.И. Чистякова выделила 4 фазы занятий.
1. Мимические и пантомимические этюды. Основной целью этих занятий является изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживаниями телесного и психического комфорта и дискомфорта. Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.
2. Этюды и игры, направленные на выражение отдельных свойств личности и эмоций, целью которых является моделирование поведения персонажей с теми или иными чертами характера, закрепление и расширение уже полученных детьми сведений о социальной компетентности. Привлечение внимания детей ко всем компонентам выразительных движений одновременно.
3. Этюды и игры, имеющие терапевтическую направленность на определенного ребенка и на группу в целом. Цель — коррекция настроения, отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.
4.  Фаза психомышечной тренировки, основной целью которой является снятие эмоционального напряжения, внушение желательного настроения и поведения.
Между первой и второй фазами делается перерыв на несколько минут, во время которого дети предоставлены сами себе. Между третьей и четвертой фазами предлагается включать этюды на раз¬витие внимания, памяти, сопротивление автоматизму или подвижную игру. В каждое занятие включены этюды, которые, по мнению автора, должны быть коротки, доступны детям по содержанию.
В нашей практике психогимнастика использовалась для детей с преневротическими нарушениями, элементы психогимнастики использовались на начальных этапах групповой психокоррекции. Мы выделяем три основных этапа психогимнастики: обучающий, собственно коррекционный и закрепляющий.
Основные задачи обучающего этапа:
-обучение детей специальным упражнениям для снятия напряжения;
-обучение способности выражать свои чувства, эмоциональные состояния невербальными методами и понимать невербальное поведение окружающих.
Снятию эмоционального напряжения у детей в группе способствует использование пантомим. Детям предлагаются следующие этюды: «Я иду по очень горячим камням». Ребенку предлагается вообразить себе, что он движется по раскаленным камням. «Я несу тяжелую сумку, набитую камнями», «Я иду по тоненькому мостику через овраг» и пр. Затем используются пантомимы, связанные с жизненными ситуациями ребенка. Например: «Иду в школу», «Иду в гости к бабушке», «Иду на встречу с другом или подругой».
Для решения второй задачи обучающего этапа (формирование способности ребенка выражать свои чувства, эмоциональные состояния невербальными методами и понимать невербальное поведение окружающих) мы использовали следующие техники:
Собственно коррекционный этап включает в себя следующие задачи:
-коррекция негативных эмоциональных переживаний у ребенка;                                                                                 
-коррекция имеющихся межличностных конфликтов в семье и в коллективе;
-формирование у ребенка активности, самостоятельности, уверенности в процессе межличностного общения.
Решение этих задач достигается с помощью следующих психотехнических приемов.
Игра «Я заблудился в лесу».Дети по очереди изображают, как они выходят из темного леса, где много препятствий: овраги, болото и пр. Можно использовать мебель (стулья, скамейки и пр.).
Игра «Меня обидели». Ребенок с помощью пантомимы изображает свое поведение в данной ситуации.
Игра «Я обманул друга, и из-за меня у него неприятности» и пр. Содержание игр зависит от проблем, которые наблюдаются у членов группы.
На закрепляющем этапе мы использовали коллективные пантомимы. Дети самостоятельно разрабатывали сценарии и представляли их другим членам группы. После просмотра проводилось коллективное обсуждение. Все это способствовало закреплению у ребенка чувства принадлежности к группе, формированию доверия и уверенности в своих возможностях.
Занятия психогимнастикой предъявляют повышенные требования к их организации.
1.  Состав группы должен быть разнородным. В группу могут входить дети с различной направленностью конфликта, с различными клинико-психологическими проблемами.
2.  Численность группы для детей дошкольного возраста не бо¬лее 5 человек, для детей младшего школьного возраста 7—8 чело¬век, для средних и старших школьников не более 12 человек.
3.   В группу обязательно необходимо включить 1-2 ребенка, легко включающихся в этюды, с артистическими наклонностями.
4.  Нежелательно включать в группу детей с выраженными тиками, логоневрозом, с нарушением слуха, зрения и движений.
Психогимнастику можно использовать не только в коррекционных, но и в профилактических целях с детьми с эмоциональными нарушениями.
Наиболее эффективна  в работе по сохранению эмоционального здоровья младшего школьника специально составленная программа, которая компилирует в себе различные методы и техники психологической коррекции. 
 
Цель программы: сохранение эмоционального здоровья младших школьников.
Задачи программы:
- снижение тревожности у детей дошкольного возраста; снижение уровня агрессивности; снижение психоэмоционального напряжения; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека; развитие умения понимать и выражать свои эмоции; обучение приемам релаксации; обучение детей выразительным средствам: мимика, жесты, пантомима.
Групповые правила проведения занятий:
а) «Я – высказывания»- человек отвечает за самого себя;
б) конфиденциальность;
в) правило обратной связи;
г) «здесь и теперь» - человек говорит о своих чувствах, эмоциях, которые в данный момент испытывает.
Соблюдение этих правил позволяет создать в группе благоприятную атмосферу и способствует достижению целей занятия. 
Структура занятий:
1. Вводная часть – ритуал приветствия.
2. Основная часть – основные упражнения.
3. Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания.
Программа рассчитана на 15 занятий, одно занятие продолжительностью 25-35 минут. Интенсивность занятий – 2 раза в неделю. Ниже в таблице 3 представлено содержание программы по сохранению эмоционального здоровья младших школьников.
В программе использованы игры,  упражнения, этюды, разработанные Белопольской И.Л., Кряжевой Н.Л.,  Хухлаевой О.В. Чистяковой М.И.
 
 Таблица  3 - Содержание программы по сохранению эмоционального здоровья  у детей младшего школьного возраста
 

Занятие

Цель

Содержание

Занятие 1

А вот и МЫ

Знакомство участников с правилами поведения на занятиях, сплочение, сближение детей в группе, создание положительной атмосферы.

Вводная часть – ритуал приветствия.

 Волшебный цветок. Обсуждение норм и правил поведения. Знакомство.

Основная часть – основные упражнения.

 Имя оживает. Ласковое имя. Рисунок своего имени.

Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания.

 Ладошки.

Занятие 2

 

Я люблю…

 

Формирование оптимального эмоционального тонуса, снятие психофизической нагрузки, нивелирование тревожности.

Вводная часть – ритуал приветствия.

Волшебный цветок. Переходы.  Разыщи радость. Основная часть – основные упражнения.

Рисование на тему: «Я люблю больше всего...» Танцевальный этюд «Подари движение». Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания.

 Ладошки.

Занятие 3

Настроение

Снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние, релаксация.

 

Вводная часть – ритуал приветствия.

Волшебный цветок. Настроение.

Основная часть – основные упражнения.

Этюд «Солнечный зайчик».  Рисование на тему «Мое настроение». Упражнение «Тренируем эмоции». Передай улыбку другому.

Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания.

Ладошки.

Занятие 4

Сказочная страна «Радость»

Обучение выражению радости, снижение эмоционального напряжения.

 

Вводная часть – ритуал приветствия.

Волшебный цветок. Радость можно выразить жестом.

Основная часть – основные упражнения.

Зоопарк. Как доставить радость другому человеку? Медвежата выздоровели (этюд на выражение радости).  Собираем добрые слова.

 Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания.

Ладошки.

Занятие 5

Путешествие по стране «Грусти»

 

Обучение выражению мимикой и пантомимикой чувства грусти.

 

Вводная часть – ритуал приветствия.

Волшебный цветок. Имя шепчут волны.

Основная часть – основные упражнения.

Чтение рассказа «Леша и Аня в деревне». Скульпторы.

Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания.

Ладошки.

Занятие 6

Злость

.

 

Обучение пониманию чувства злости у других людей.

Вводная часть – ритуал приветствия.

Волшебный цветок. Этюд для выражения гнева «Злой пес».  Конкурс хвастунов.

Основная часть – основные упражнения.

Работа со сказкой Е. Вишневой «Как ромашки с васильками поссорились». Рисунок по сказке. Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания.

Ладошки.

Занятие 7

Обида

 

Обучение пониманию чувства обиды.

Вводная часть – ритуал приветствия.

Волшебный цветок. Передай Эмоцию. Отдыхалка. Основная часть – основные упражнения.

Лесовичок и его внучок. Обиженный кустик. Рисунок на тему «Моя обида».

Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания.

Ладошки.

Занятие 8

Мои чувства

 

 

обучение детей способам владения чувствами.

 

Вводная часть – ритуал приветствия.

Волшебный цветок. Этюд «Разные настроения».  Основная часть – основные упражнения.

 Золотая книга сказок. Сказка «Три совета старушки» (О. Хухлаева).

Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания.

Ладошки.

Занятие 9

Новичок

 

Тренировка самоорганизации, снятие напряженности.

Вводная часть – ритуал приветствия.

Волшебный цветок.  Скучно, скучно так сидеть. Основная часть – основные упражнения.

Комплименты. Дракон кусает свой хвост.  Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания.

Ладошки.

Занятие 10

Ласка

 

Тренировка самоорганизации, снятие напряженности.

Вводная часть – ритуал приветствия.

Волшебный цветок. Миниконкурс «Назови и покажи».

Основная часть – основные упражнения.

Этюд «Страшный зверь». Рисование по приведенному этюду. Этюд «Ласка». Минута шалости. Комплекс «Волшебный сон». Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания.

Ладошки.

Занятие 11

Общая история

 

Помощь детям в выражении своей индивидуальности; обучение высказыванию своих мыслей; обучение адекватным способам взаимодействия и взаимопонимания.

Вводная часть – ритуал приветствия.

Волшебный цветок.

Основная часть – основные упражнения.

Сочиняем «Общую историю». Инсценировка «Общей истории». Коллективный рисунок по сочиненной «Общей истории». Иголка и нитка.

Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания.

Ладошки.

Занятие 12

Волшебный лес

 

 

Обучение способам передачи эмоционального состояния героя; развитие способности понимать чувства другого.

Вводная часть – ритуал приветствия.

Волшебный цветок.

Основная часть – основные упражнения.

Этюд «Ежик» и  «Тропинка». Рисование на тему «Волшебный лес». Упражнение «Танец». Этюд «Ежики смеются».

Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания.

Ладошки.

Занятие 13

 Я все люблю

 

 Создание положительного эмоционального фона, помощь в восприятии красоты окружающего мира.

Вводная часть – ритуал приветствия.

Волшебный цветок.

Основная часть – основные упражнения.

Этюд «Утро». Этюд «Радость». Этюд «Шарик». Рисование по темам. Этюд «Я всё люблю». Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания.

Ладошки.

Занятие 14

Солнце в ладошке

 

Подведение итогов, формирование нового опыта взаимоотношений,  развитие произвольного контроля за своими действиями, снятие двигательной расторможенности, негативизма, воспитание новых способов общения.

Вводная часть – ритуал приветствия.

Волшебный цветок. Мальчик (девочка)-наоборот.

Основная часть – основные упражнения.

Этюд «Солнце в ладошке». Этюд «Просто так». Клеевой дождик. Идем за синей птицей! Встреча сказочных героев.

Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания.

Ладошки.

Занятие 15

Правила Дружбы.

Рефлексия.

 

Развитие социальной активности детей, развитие умения делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.

Вводная часть – ритуал приветствия.

Волшебный цветок. Найди друга. Секрет.

Основная часть – основные упражнения.

Цветик-семицветик. Рисование на тему«Новоселье». Правила дружбы. Релаксация «Улыбка». Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания.

Ладошки.

   
    4. Рекомендации родителям по предупреждению и снижению тревожности у детей дошкольного возраста
 
Проведенное исследование позволило  установить, что предупреждению и снижению тревожности у детей дошкольного возраста  способствуют внутренние и внешние факторы,  такие как: низкая самооценка, эмоциональная неустойчивость, незнание психологических особенностей детей, уровень тревожности окружающих его взрослых, нарушения в детско-родительских отношениях, использование неэффективных или даже деструктивных методов и стилей воспитания и другие. Одной из самых частых причин тревожности являются завышенные требования к ребенку, негибкая, догматическая система воспитания, не учитывающая собственную активность ребенка, его интересы, способности и склонности.
Все дети разные. И есть проблемы, которые никто не решит лучше, чем сами родители, если они, конечно, научились хорошо понимать этот удивительный детский мир. А как его постичь, как научиться слышать, чувствовать, осязать эти тонкие струнки детской души — души собственного ребенка?   На основании полученных результатов и выводов можно сформулировать некоторые рекомендации для родителей по предупреждению и снижению тревожности у детей дошкольного возраста, представленные в таблице. 
 
Таблица 4 - Содержание рекомендаций родителям

№ п/п

Содержание рекомендации

Пути выполнения рекомендации

1

2

3

1

Выстраивайте взаимоотношения со своим
ребёнком так,

чтобы он себя чувствовал
спокойно и уверенно.

Слушайте своего ребёнка.
Проводите с ним как можно больше
времени дома, на улице, в совместной деятельности.
Делитесь с ним своим опытом.
Рассказывайте ему о своём детстве,
детских поступках, победах и неудачах.
Если в семье несколько детей,
постарайтесь общаться не только со
всеми вместе, но и уделяйте своё
внимание и время каждому из них в
отдельности.

1

2

3

2

Следите за своими эмоциями, особенно в те
минуты, когда вы находитесь под
воздействием стресса и вас легко
вывести из равновесия.

Отложите или отмените вовсе
совместные дела с ребёнком (если это,
конечно, возможно), чтобы не «выплеснуть» на него негативные эмоции.

Старайтесь не прикасаться к ребёнку в
минуты раздражения – такой телесный контакт только спровоцирует напряжение.

3

Если вы расстроены, то скажите об этом ребенку откровенно - дети должны
знать о вашем состоянии.

Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях:
"Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней
комнате".
"Дела на работе вывели меня из себя.
Через несколько минут я успокоюсь, а
сейчас, пожалуйста, не трогай меня".

4

В те минуты, когда вы расстроены
или разгневаны, сделайте для себя
что-нибудь приятное, что могло бы
вас успокоить.

Примите тёплую ванну, душ.
Выпейте чашку ароматного чая.
Позвоните своим друзьям, поговорите на отвлеченные темы.
Сделайте "успокаивающую" маску для
лица. Просто расслабьтесь, лёжа на диване. Послушайте любимую музыку.

5

Старайтесь предвидеть и
предотвратить последствия, которые может
вызвать ваш гнев или раздражение.

Не давайте ребёнку играть с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите.
Не позволяйте выводить себя из
равновесия. Умейте предчувствовать
поступление собственного
эмоционального срыва и не допускайте
этого, управляя собой (подумать о чём-то приятном) и ситуацией.

6

К некоторым особенно важным
событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям.

Изучайте психологические особенности, силы и возможности вашего ребенка.

Вместе с ним овладевайте навыками отреагирования негативных переживаний.

Читайте и обсуждайте с ребенком различные сказки, рассказы, в которых описываются ситуации переживаний героев.

 
 Уважаемые взрослые - мамы и папы, педагоги и воспитатели – помните, что эмоциональное и физическое здоровье ребенка в большей степени зависит от вас. Обратите внимание на простые рекомендации, которые помогут вам создать добрые, комфортные и эмоционально окрашенные отношения с детьми и обеспечить их психологическое здоровье.

Список использованных источников и литературы:
 
1.Аракелов Н., Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции/Н. Аракелов, Н.Шишкова // Вестник МУ, сер. Психология. – 1998. - №1. – с. 18
2.Бреслав Г. Э. Психология эмоций /  Г.Э Бреслав.- М.: 2001.
3.Васильева О.С. Психологическое здоровье личности // Социальная психология личности / Под ред. В.А. Лабунской. – М.: 2000.
4.Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку / И.В. Вачков. - М.,2007. - 144 с. 
5.Вилюнас В.К. Гиппенрейтер Ю.Б. Психология эмоций. Тексты / В.К. Вилюнас. - М.: Моск. ун-та, 1984. – 288 с.
6.Волков Б.С. Детская психология в вопросах и ответах / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М : Сфера, 2002. – 225 с.
7.Выготский Л. С. Вопросы детской психологии/ Л. С. Выготский.- СПб.,1999.
8.Гормоза Т.В. Динамика тревожности в младшем школьном возрасте//Возрастная, педагогическая, коррекционная психологи. – Мн., 2000. - №3. С.62.
9.Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск, 1997. – 237 с.
10.Дружинин В.Е. Психическое здоровье детей / В.Е. Дружинин. - М.: Сфера, 2002. – 64 с.
11.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб. 2006. - 170 с. 
12.Кайл Р. Детская психология: тайны психики ребенка / Р. Кайл. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. - 416 с.
13.Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский. – М., 2003.
14.Метелкина Т.Н. Формирование психического здоровья школьников http://doshkolnik.ru/talk/820/1158024948.html 
15.Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. СПб., 2000. 600 с.
16.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. - М.: Тривола, 1996, - 360 с.
17.Пахальян В.Э. Психопрофилактика и безопасность психологического здоровья детей // Прикладная психология. – 2002. – №5-6. – С.83 – 94.
18.Попов Л. М. Зарубежная практическая психология. Учебное пособие. Под общей редакцией С. В. Петрушина. – Казань: КГУ, 2000. – 176 с.
19.Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности//Психологическая наука и образование. – 1998. – №2. с.11.
20.Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. – М.: ПЕР СЭ. 2005. – 352 с.
21.Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с.
22.Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие / Под ред. И.В. Дубровиной.  - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
23.Савина Е. Тревожные дети // Дошк. воспитание – 1996 - №4 – с. 11-14
24.Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога / М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. – М., 2000.
25.Снедков Е.В. Современная концепция психического здоровья (http://psychiatry.spsma.spb.ru/lib/snedkov/snedkov6.htm 01.04.2012).
26.Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов / А.С. Спиваковская. - М, 1988.
27.Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой / Л.Б. Фесюкова. - Харьков, 2007. - 464 с. 
28.Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3 - 9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки / О.В. Хухлаева. – М.: Генезис, 2006. 
29.Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции / О.В. Хухлаева. – М., 2004.
30.Чистякова М.И. Психогимнастика / М.И. Чистякова. - М., 1990.
31.Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. — 336 с.
32.Этюды о психологической помощи Год: 2001 Автор: Кораблина Е.П., Акиндинова И.А.,Баканова А.А., Родина А.М. Жанр: Психология консультирования Издательство: Союз ISBN: 5-8064-0482-Х, 5-94033-081-9 Серия: Практическая психология
33.Осипова А.А.Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5 — 9 лет. ТЦ Сфера, 2004
34.Белопольская Н.Л. Эмоционально-коммуникативная игра для детей 4-10 лет «Азбука настроений» Когит-Центр, 2006
35.Кряжева Н.Л.Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург: У — Фактория, 2004
36.Осипова А.А. общая ПСИХОКОРРЕКЦИЯ. Учебное пособие. М.: сфера, 2002 г. 510 С … 41