Смирнова Инна Николаевна, воспитатель,
МКДОУ "Детский сад №1 "Колосок",
г. Ефремов, Тульская область
1. Направления психологической помощи детям-дошкольникам, проявляющим тревожность
Психологическая помощь – ёмкое понятие, содержание которого включает в себя многообразие теорий и практик, варьирующихся от специфического применения методов психических обследований до многообразных техник психологического тренинга, понятий и методов, восходящих к медицине (А.Ф. Бондаренко), образующих область практического применения психологии, ориентированную на повышение социально-психологической компетентности людей.
Сохранение эмоционального здоровья дошкольников — это целесообразно организованная система психологических воздействий. Основными направлениями и задачами психологической работы по сохранению эмоционального здоровья являются:
- снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста;
- снижение психоэмоционального напряжения;
- развитие способности понимать эмоциональное состояние другого;
- обучение приемам релаксации.
- обучение детей выразительным средствам: мимика, жесты, пантомимика;
- развитие умения понимать и выражать свои эмоции.
Решение этих последовательных задач происходит при взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса, как непосредственно с дошкольниками, так и с ближайшим социальным окружением ребенка - воспитателем и родителями. Реализация данных задач является основой для организации всей деятельности детского психолога: диагностической, профилактической, коррекционно-развивающей и просветительской, консультативной.
Диагностическая работа в данном направлении включает в себя выявление детей с эмоциональными проблемами: тревожностью, страхами, агрессивностью; а также выявление индивидуальных особенностей эмоциональной сферы дошкольников.
Психологическое просвещение и консультирование педагогов-воспитателей и родителей по сохранению эмоционального здоровья дошкольников включает в себя работу, направленную на формирование знаний в области психологии эмоций, навыков конструктивного отреагирования собственных негативных эмоциональных состояний и формирования элементарных навыков конгруэнтной коммуникации с детьми.
Коррекционно-развивающая работа по сохранению психологического здоровья в дошкольном возрасте проводится с использованием психогимнастики, которая является одним из основных методов работы детского психолога и наиболее адекватным методом для данного возраста и решаемой проблемы. В психогимнастике имитация детьми различных эмоциональных состояний имеет как психопрофилактический так и коррекционный характер. Во-первых, активные мимические и пантомимические проявления чувств помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию. Во-вторых, благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций. Это особенно важно потому, что в силу своих возрастных особенностей дети часто не осознают своих «психических заноз». В-третьих, у детей при произвольном воспроизведении выразительных движений про¬исходит оживление соответствующих эмоций и могут возникать яркие воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, что имеет значение для нахождения первопричины нервного напряжения у некоторых детей. При изображении эмоции страха и гнева, несмотря на очень выразительное их внешнее воспроизведение и некоторое возбуждение, у детей всегда оставалось понимание, что они переживают их только в игре. Этот нюанс используется для обесценивания некоторых тревожных состояний у детей.
Для обеспечения психологических условий благоприятных для сохранения эмоционального здоровья дошкольников необходимо обучение педагогов-воспитателей и родителей навыкам конгруэнтной коммуникации, которые в наибольшей степени способствуют разрешению тревожащих ситуаций, созданию ситуации успеха у дошкольников, благоприятного психологического климата в группе, атмосферы доверия и сотрудничества в семье.
Метод конгруэнтной коммуникации в системе отношений взаимодействия «ребенок - взрослый» базируется на идеях принципах гуманистической психологии. Основная цель конгруэнтной коммуникации — обеспечение системы психолого-педагогических условий позитивного личностного развития ребенка. Данная цель реализуется через систему задач, включающих:
-установление взаимопонимания между ребенком и взрослым, формирование отношений доверия и сотрудничества, уважения и равенства на основе эмпатического принятия ребенка;
-формирование позитивного "образа Я" у ребенка, основанного на адекватном представлении о своих качествах и возможностях и самопринятии и признании самоценности;
-обеспечение ориентировки ребенка в чувствах, переживаниях, эмоциональных состояниях, более высокий уровень осознания ребенком своих чувств.
Реализация поставленных задач требует использования ряда коммуникативных техник: техники эмпатического ("активного") слушания, техники использования «Я-высказываний» и техники эффективной похвалы.
Активное слушание, по Т. Gordon, — это коммуникация с предоставлением ребенку обратной связи о его чувствах, переживаниях и эмоциональных состояниях. Обратная связь предоставляется ребенку через «Ты-сообщение», речевую конструкцию, начинающуюся со слова «Ты» и содержащую развернутое описание чувств ребенка. «Активное слушание» — это позиция, в которой взрослый отказывается от оценок, советов, разъяснений, попыток анализа и интерпретации поведения ребенка и сосредотачивается на возможно полном и точном описании чувств и эмоциональных состояний ребенка.
Функции активного слушания - объективирование в речи чувств и переживаний ребенка и, таким образом, коммуницирование их принятия, позволяющее ребенку получить эмоциональную поддержку взрослого, его помощь для разрешения проблемной ситуации.
Содержание психологической помощи определяется психологической проблемой – запросом клиента, процесс осуществляется через взаимодействие и взаимоотношения между помогающим и клиентом на основе определённой теоретико-методической базы и под влиянием личностных особенностей каждого из них (Е.П. Кораблина, И.А. Акиндинова, А.А. Баканова, А.И. Родина).
Итак, можно предположить, что различные виды психологической помощи применимы на различных стадиях, возможно, единого процесса. Важнейшими условиями эффективности системы психологической профилактики и коррекции эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста следует признать их своевременное выявление и диагностику, гуманизацию целостного педагогического процесса и специальную подготовку педагогов-воспитателей и практических психологов к работе с детьми.
2. Описание программы по снижению тревожности у детей дошкольного возраста и развитию положительных детско-родительских отношений
В случаях, когда имеет место эмоциональные нарушения у ребенка т.е. эмоциональное здоровье нарушено необходимо проводить психологическую коррекцию. Ниже приводятся основные методы психокоррекции эмоциональных нарушений: тревоги, страхов, фобических расстройств, невротических и преневротеческих нарушений применяемых в дошкольном возрасте: игровая коррекция, психогимнастика, арттерапия, музыкотерапия.
Для детей-дошкольников с эмоциональными нарушениями нами предложены следующие фазы групповой психокоррекции: установочная, подготовительная, реконструктивная, закрепляющая. При комплектовании группы детей с эмоциональными нарушениями необходимо учитывать их возраст, степень тяжести эмоциональных нарушений, направленность конфликта и индивидуально-психологические особенности. Желательно, чтобы возраст детей — участников группы был одинаковым, допустима небольшая разница плюс, минус один год. Необходимо, чтобы в группе были разнополые дети. Число участников группы не должно превышать 7-8 человек (малые группы). Опыт нашей работы показал, что группа обязательно должна быть закрытой, т. е. с постоянным составом ее членов. Не рекомендуется включать в группу детей с тяжелыми формами эмоциональных нарушений, например с ранним детским аутизмом. Желательно, чтобы в группе были дети с различной направленностью конфликта. Перед началом групповых занятий необходимо предварительно побеседовать с каждым родителем, разъяснить им необходимость и значение занятий, раскрыть им основные принципы работы группы:
— придерживаться строгого распорядка групповых занятий (систематическое посещение занятий);
— исключить опоздания;
— не обсуждать с ребенком, что происходило в группе, не расспрашивать, какие были занятия, как ребенок их выполнял;
— все проблемы и претензии можно обсуждать только с психологом.
Очень важным является создание у родителей адекватной установки на психологическую коррекцию. Важным является оценка групповой динамики, которая рассматривается как совокупность групповых действий и интеракций, возникающих в результате взаимоотношений и взаимодействий членов группы, их деятельности и влияния членов группы друг на друга, и представляет развитие или движение группы во времени. Психолог в процессе занятий анали¬зирует систему отношений детей, их установки, особенности эмоциональных и поведенческих реакций.
Установочный блок включает в себя главную цель — это формирование положительной установки ребенка и его родителей на процесс занятия.
Основными задачами этого блока являются:
1. Снижение эмоционального напряжения у ребенка.
2. Активизация родителей на самостоятельную психологическую работу с ребенком.
3. Повышение веры родителей в возможность достижения позитивных результатов коррекции.
4. Формирование эмоционально-доверительного контакта психолога с участниками процесса.
Для реализации этих задач используются разнообразные психотехнические приемы: это организация встреч родителей, дети которых успешно закончили курс психокоррекции, с начинающими; организация веселой, эмоционально насыщенной игры с детьми в начале психокоррекции с привлечением родителей и пр. Особое значение для установочного этапа психокоррекции имеет место, где про¬водятся занятия. Это должно быть просторное, хорошо оборудованное помещение, с мягким освещением, где ребенок должен чувствовать себя спокойно и безопасно. Игровая комната может гарантировать ребенку защиту от посторонних глаз. Поэтому не рекомендуется использовать комнаты со стеклянными дверями и множеством окон. Для групповых занятий выбирают комнату не менее 30 кв. м. Стены игровой комнаты должны быть выкрашены в светлые тона, так как они способствуют созданию яркой жизнерадостной атмосферы в группе. Желательно, чтобы были полки с игрушками в зоне досягаемости ребенка. Мебель должна быть твердой с деревянной поверхностью. Предпочтительным покрытием для пола является линолеум, но целесообразно иметь ковровые дорожки, которые стелятся на пол, если ребенок предпочитает играть на полу. Освещение комнаты долж¬но быть мягким. Не рекомендуется использовать лампы дневного света, так как их шум может раздражать детей.
При подборе игрушек необходимо учитывать широкий спектр игровой деятельности ребенка. А.А. Осипова предлагает три группы игрушек: 1) игрушки из реальной жизни; 2) игрушки, помогающие ребенку отреагировать свои состояния; 3) игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций.
Главным при организации помещения для занятий является создание комфорта, свободы и безопасности для участников психокоррекции.
Коррекционный блок. Основной целью данного блока занятий является гармонизация процесса развития личности ребенка с эмоциональным неблагополучием.
Конкретные задачи:
1. Преодоление внутрисемейного кризиса.
2. Изменение родительских установок и позиций.
3. Снятие проявлений дезадаптации в поведении ребенка.
4. Расширение сферы социального взаимодействия ребенка.
5. Формирование у ребенка адекватного отношения к себе и к другим участникам занятий.
1 этап — ориентировочный (2-3 занятия), где ребенку предоставляется возможность спонтанной игры. Психолог на данном этапе наблюдает за детьми. На этом этапе занятий у ребенка формируется положительный эмоциональный настрой на занятия, что является чрезвычайно важным для отреагирования внутренних конфликтов. Кроме того, на данном этапе продолжается диагностика форм поведения и особенностей общения детей с целью окончательного формирования группы.
Психотехнические приемы на данном этапе коррекции состоят из различных невербальных коммуникаций, коммуникативных игр.
2 этап — реконструктивный, основной целью которого является коррекция неадекватных эмоциональных и поведенческих реакций. Психотехническими приемами на данном этапе являются сюжетно-ролевые игры, разыгрывание детьми проблемных жизненных ситуаций. Эти игры способствуют эмоциональному отреагированию и вытеснению негативных переживаний. Ребенок обучается самостоятельно находить нужные способы поведения и формы эмоционального реагирования.
При оценке эффективности психологической коррекции (оценочный блок) анализируются отчеты родителей о поведении детей в начале занятий. Оцениваются также поведенческие и эмоциональные реакции ребенка с помощью метода наблюдения, анализа продуктов деятельности ребенка до занятий и после. Для оценки эмоциональных состояний ребенка до и после занятий целесообразно использовать цветовой тест Люшера, методику цветописи, разработанную Лутошкиным, рисуночные тесты.
В таблице 1 представлены фазы групповой психокоррекции эмоциональных нарушений и описаны психокоррекционные приемы.
Таблица 1 - Фазы групповой психокоррекции эмоциональных нарушений
|
Фаза |
Задачи |
Психокоррекционные приемы |
|
1 |
2 |
3 |
|
1.Установочная |
Образование группы как целого. Формирование положительного настроя на занятия. Диагностика поведения и особенностей. |
Спонтанные игры. Игры на невербальные коммуникации. Коммуникативные игры.
|
|
2.Подготовительная |
Структурирование группы. Формирование активности и самостоятельности. Формирование эмоциональной поддержки членов группы.
|
Сюжетно-ролевые игры. Игры-драматизации для снятия эмоционального напряжения.
|
|
1 |
2 |
3 |
|
3.Реконструктивная |
Коррекция неадекватных эмоциональных реакций. Эмоциональное реагирование и вытеснение негативных переживаний. Обучение ребенка самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования. |
Разыгрывание детьми конкретных жизненных проблемных ситуаций.
|
|
4.Закрепляющая |
Закрепление у ребенка адекватного эмоционального реагирования на конфликт. Формирование адекватных отношений к себе и окружающим. |
Специальные сюжетно-ролевые игры, предложенные детьми
|
|
Номер занятия и основная цель
|
Психотехнические приемы |
Радикалы для психологического наблюдения
|
Критерии эффективности занятий |
|
Занятие 1 Цель: знакомство детей друг с другом; формирование позитивного настроя на занятия.
|
Ход занятия: Приветствие. Разминка. 1. Игра в мяч Дети встают в круг и поочередно бросают мяч друг другу. При этом называют свое имя. Через некоторое время предлагается кинуть мяч тому, с кем хочешь поиграть, поговорить. 2. Игра в «Жмурки» Группа детей из 2-3 человек с завязанными или закрытыми глазами догоняет и ловит остальных детей. Затем дети на ощупь узнают, кого поймали. 3. Игра «Поочередное проникновение в круг» Группа детей образует круг, взявшись за руки. Один из желающих пытается проникнуть в круг, но группа его не пускает. |
1. Оценка отношения ребенка к занятию. 2. Коммуникативные навыки. 3. Спонтанность поведения. 4. Эмоциональные реакции на препятствия. 5. Предпочтения в выборе партнера. 6. Специфические реакции (уходит от игры, активное стремление быть лидером, отношение к неуспехам). |
1. Спонтанное, естественное поведение ребенка. 2. Проявление активности на этапе занятий. 3. Положительный эмоциональный фон в процессе занятий. |
|
Занятие 2 Цель: сплочение группы, снятие напряженности, скованности. |
Ход занятия: Приветствие. Разминка. Дети вспоминают имена друг друга в процессе игры с мячом. 1. Игра «Кто громче крикнет» Детям предлагается издавать громкие звуки. Но крик должен постепенно превратиться в общую мелодию (хор). 2. Игра «Рисование коллективного рисунка». Психолог предлагает детям подойти к доске, на которой прикреплен большой ватман, и фломастерами нарисовать то, что каждый желает, но нарисовать так, чтобы получился общий рисунок. После выполнения задания рисунок коллективно просматривается и обсуждается |
1. Анализ включенности ребенка в процесс занятий. 2. Обратить внимание на естественность поведения. 3. В процессе выполнения коллективных занятий проследить, какая позиция у каждого участника коррекции: не подчиняется групповому влиянию; быстро подчиняется; стремится к лидерским позициям |
1. Проявляет выраженный интерес к занятию. 2. Охотно включается в процесс занятий. 3. Положительный эмоциональный фон. 4. В процессе беседы с родителями выяснить, как ребенок отзывался о занятии. |
|
Занятие 3 Цель: формирование эмоциональной поддержки членов группы созданием условий для выбора и принятия коллективных решений. Формирование инициативы
|
Ход занятия: Приветствие. 1. Игра по выбору детей Психолог предлагает детям выбрать игру из тех, которые были на прошлых занятиях и принять коллективное решение. 2. Игра «Испорченный телефон» Психолог выбирает ведущего, который называет первое слово и «запускает испорченный телефон». 3. Игра «Реши задачу» Ведущий предлагает детям задачи из матриц Равена, тестов Айзенка. Дети коллективно находят правильный ответ. Дети сами придумывают задачу и предлагают ее группе. |
1. Обратить внимание на сплоченность группы при решении коллективных задач. 2. Оценить уровень самостоятельности и активности каждого ребенка. 3. Обратить внимание на лидерские позиции членов группы. 4. Эмоционально поддерживать детей, имеющих проблемы группового взаимодействия
|
1. Активность и самостоятельность детей в процессе занятий. 2. Проявление инициативы |
|
Занятие 4 Цель: формирование навыков самоконтроля в процессе группового взаимодействия.
|
Ход занятия: Приветствие. 1. Игра «Ручеек» Дети становятся в пары, один проходит и выбирает себе пару. 2. Игра «Моргалки» Дети разбиваются на пары. Инструкция: пристально смотреть друг на друга как можно дольше, не моргая. Победитель выбирает, с кем он продолжит игру. 3. Игра «Зеркало» Ведущий изображает кого-то из животных. Члены группы угадывают. Ведущие поочередно меняются. 4. Игра «Все наоборот» Психолог предлагает разделиться детям на пары. Каждой паре вручает карточки, где символически изображены движения. Например, руки вверх, вправо, влево. Играющие как можно быстрее должны выполнить эти движения, но наоборот. Ведущий оценивает число ошибок. Затем дети меняются ролями. |
1. Обратить внимание на симпатии детей друг к другу (выбор пары). 2. Обратить внимание на способность детей конструктивно общаться 3. Обратить внимание на развитие навыков самоконтроля
|
1. Интерес детей к занятию 2. Желания группового взаимодействия. 3. Адекватная оценка своих неуспехов.
|
|
Занятие 5 Цель: развитие воображения. Закрепление спонтанности поведения. Снятие напряжения.
|
Ход занятия: Приветствие. 1. Игра «Изображение животных» Психолог предлагает детям выбрать ведущего. Ведущий выбирает одного из членов группы, предварительно договаривается с ним о том, какое животное он будет изображать. Те дети, которые угадали, выступают в роли Ведущего и выбирают участника. 2. Игра «Изображение неодушевленных предметов» Игра проводится в той же последовательности, как и предыдущая. 3. Игра «Коллективное изображение животных» Участвуют 2-3 детей, остальные должны угадать, кто изображен. Дети сами выбирают, с кем они хотели бы работать в паре. |
1. Обратить внимание на способность ребенка «вжиться в предложенную роль». 2. Обратить внимание на особенность эмоционального реагирования ребенка при выполнении задания. 3. Обратить внимание на предпочтения детей при выборе пары. 4. Обратить внимание на особенности поведения детей (естественность, непринужденность общения). 5. Обратить внимание на способы группового взаимодействия |
1. Активное участие ребенка при выполнении заданий. 2. Положительный эмоциональный фон. 3. Проявление инициативы.
|
|
Занятие 6 Цель: переработка и отреагирование негативных эмоций. |
Ход занятия: Приветствие. Разминка: дети сами предлагают, какие игры использовать. «Ручеек», «Круг» и др. 1. Игра «Страшные сказки» Дети рассаживаются вокруг рассказчика, который рассказывает «страшную сказку» или «страшную историю». 2. Игра «Коллективная страшная сказка» Детям предлагается сочинить коллективную страшную сказку и обыграть ее. Ход игры. Психолог называет первые слова, например, «однажды...», ребенок продолжает, затем продолжает другой ребенок и т. д. 3. Игра «Рисование страхов» Психолог предлагает детям нарисовать свои страхи в специальном альбоме. Затем каждый рисунок обсуждается. |
1. Содержательный анализ страхов у детей. 2. Проследить и проанализировать реакции детей на конфликт. 3. Проанализировать особенности отреагирования негативных переживаний, эмоциональную палитру чувств ребенка.
|
1. Активное включение ребенка в роль. 2. Проявление позитивных эмоций. 3. Благоприятный эмоциональный фон. |
|
Занятие 7 Цель: переработка, отреагирование страхов
|
Ход занятия: Приветствие, разминка (упражнение, прыжки, ходьба парами с закрытыми глазами и пр.). Сюжетно-ролевые игры: 1. Игра «Волк и семеро козлят» 2. Игра «Мальчик и разбойник» 3. Игра «Я пройду в темноте один». 4. Игра «Мой страшный день в жизни» Дети в группе поочередно обыгрывают «страшные ситуации». |
1. Обратить особое внимание на эмоциональные и поведенческие реакции ребенка в процессе игры: замыкается, уходит от игры. 2. Обратить особое внимание на аффективные реакции (плачет, неадекватный смех, повышенная возбудимость). 3. Обратить особое внимание на поведенческие реакции: отказ, уход, протест в форме неадекватных реакций, аутоагрессивные тенденции. |
1. Отсутствие негативных аффективных и поведенческих реакций. 2. Проявление активности, самостоятельности. 3. Спонтанное, свободное поведение |
|
Занятие 8
|
Ход занятия: Приветствие, разминка. 1. Игра «Наши чувства». Детям предлагается выбрать чувства, которые они хотят сыграть: веселый, грустный, разочарованный, обиженный, расстроенный, и пр. Игры на релаксацию 2. Игра «Как мы дышим». 3. Игра «Я скульптор» Члены группы делятся на пары. Скульптор придает напарнику позы животных, предметов. После этого спрашивает напарника, кого он изображает. Затем дети меняются ролями. Игра «Нарисуй себя в будущем, а группа угадает, кем ты хочешь быть». 4. Игра «Нарисуй себя и свою группу» |
1. Проанализировать реакции ребенка. 2. Проанализировать его отношение к членам группы. 3. Оценить его воображение, способность к саморасслаблению, его восприятие и оценку членов группы. |
1. Успешное выполнение заданий указывает на эффективность психокоррекционного процесса. |
|
Занятие 9
|
Ход занятия: Разминка (выбор игры по желанию детей) 1.Игра «Пожелания друг другу». Дети выстраиваются в круг, кидают мяч друг другу и одновременно высказывают пожелания, приглашения в гости, на совместную прогулку и пр. Совместное чаепитие детей с родителями. |
1. Оценить эмоциональное состояние детей. 2. Проанализировать особенности формирования навыков, умений детей на этапах занятий. 3. Спланировать дальнейшие формы психологической помощи для каждого ребенка (консультирование, психологическая поддержка и пр.) |
1. Позитивный эмоциональный фон у детей. 2. Улучшение межличностных контактов. 3. Уверенность, адекватная самооценка. 4. Отсутствие или снижение негативных эмоциональных реакций (страх, тревога, фрустрация и пр.) |
|
Занятие |
Цель |
Содержание |
|
|
Занятие 1 А вот и МЫ |
Знакомство участников с правилами поведения на занятиях, сплочение, сближение детей в группе, создание положительной атмосферы. |
Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Обсуждение норм и правил поведения. Знакомство. Основная часть – основные упражнения. Имя оживает. Ласковое имя. Рисунок своего имени. Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки. |
|
|
Занятие 2
|
Формирование оптимального эмоционального тонуса, снятие психофизической нагрузки, нивелирование тревожности. |
Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Переходы. Разыщи радость. Основная часть – основные упражнения. Рисование на тему: «Я люблю больше всего...» Танцевальный этюд «Подари движение». Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки. |
|
|
Занятие 3 Настроение |
Снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние, релаксация.
|
Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Настроение. Основная часть – основные упражнения. Этюд «Солнечный зайчик». Рисование на тему «Мое настроение». Упражнение «Тренируем эмоции». Передай улыбку другому. Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки. |
|
|
Занятие 4 Сказочная страна «Радость» |
Обучение выражению радости, снижение эмоционального напряжения.
|
Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Радость можно выразить жестом. Основная часть – основные упражнения. Зоопарк. Как доставить радость другому человеку? Медвежата выздоровели (этюд на выражение радости). Собираем добрые слова. Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки. |
|
|
Занятие 5 Путешествие по стране «Грусти»
|
Обучение выражению мимикой и пантомимикой чувства грусти.
|
Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Имя шепчут волны. Основная часть – основные упражнения. Чтение рассказа «Леша и Аня в деревне». Скульпторы. Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки. |
|
|
Занятие 6 Злость .
|
Обучение пониманию чувства злости у других людей. |
Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Этюд для выражения гнева «Злой пес». Конкурс хвастунов. Основная часть – основные упражнения. Работа со сказкой Е. Вишневой «Как ромашки с васильками поссорились». Рисунок по сказке. Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки. |
|
|
Занятие 7 Обида
|
Обучение пониманию чувства обиды. |
Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Передай Эмоцию. Отдыхалка. Основная часть – основные упражнения. Лесовичок и его внучок. Обиженный кустик. Рисунок на тему «Моя обида». Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки. |
|
|
Занятие 8 Мои чувства
|
обучение детей способам владения чувствами.
|
Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Этюд «Разные настроения». Основная часть – основные упражнения. Золотая книга сказок. Сказка «Три совета старушки» (О. Хухлаева). Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки. |
|
|
Занятие 9 Новичок
|
Тренировка самоорганизации, снятие напряженности. |
Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Скучно, скучно так сидеть. Основная часть – основные упражнения. Комплименты. Дракон кусает свой хвост. Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки. |
|
|
Занятие 10 Ласка
|
Тренировка самоорганизации, снятие напряженности. |
Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Миниконкурс «Назови и покажи». Основная часть – основные упражнения. Этюд «Страшный зверь». Рисование по приведенному этюду. Этюд «Ласка». Минута шалости. Комплекс «Волшебный сон». Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки. |
|
|
Занятие 11 Общая история
|
Помощь детям в выражении своей индивидуальности; обучение высказыванию своих мыслей; обучение адекватным способам взаимодействия и взаимопонимания. |
Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Основная часть – основные упражнения. Сочиняем «Общую историю». Инсценировка «Общей истории». Коллективный рисунок по сочиненной «Общей истории». Иголка и нитка. Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки. |
|
|
Занятие 12 Волшебный лес
|
Обучение способам передачи эмоционального состояния героя; развитие способности понимать чувства другого. |
Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Основная часть – основные упражнения. Этюд «Ежик» и «Тропинка». Рисование на тему «Волшебный лес». Упражнение «Танец». Этюд «Ежики смеются». Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки. |
|
|
Занятие 13 Я все люблю
|
Создание положительного эмоционального фона, помощь в восприятии красоты окружающего мира. |
Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Основная часть – основные упражнения. Этюд «Утро». Этюд «Радость». Этюд «Шарик». Рисование по темам. Этюд «Я всё люблю». Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки. |
|
|
Занятие 14 Солнце в ладошке
|
Подведение итогов, формирование нового опыта взаимоотношений, развитие произвольного контроля за своими действиями, снятие двигательной расторможенности, негативизма, воспитание новых способов общения. |
Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Мальчик (девочка)-наоборот. Основная часть – основные упражнения. Этюд «Солнце в ладошке». Этюд «Просто так». Клеевой дождик. Идем за синей птицей! Встреча сказочных героев. Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки. |
|
|
Занятие 15 Правила Дружбы. Рефлексия.
|
Развитие социальной активности детей, развитие умения делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками. |
Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Найди друга. Секрет. Основная часть – основные упражнения. Цветик-семицветик. Рисование на тему«Новоселье». Правила дружбы. Релаксация «Улыбка». Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки. |
|
№ п/п |
Содержание рекомендации |
Пути выполнения рекомендации |
|
1 |
2 |
3 |
|
1 |
Выстраивайте взаимоотношения со своим чтобы он себя чувствовал |
Слушайте своего ребёнка. |
|
1 |
2 |
3 |
|
2 |
Следите за своими эмоциями, особенно в те |
Отложите или отмените вовсе Старайтесь не прикасаться к ребёнку в |
|
3 |
Если вы расстроены, то скажите об этом ребенку откровенно - дети должны |
Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях: |
|
4 |
В те минуты, когда вы расстроены |
Примите тёплую ванну, душ. |
|
5 |
Старайтесь предвидеть и |
Не давайте ребёнку играть с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите. |
|
6 |
К некоторым особенно важным |
Изучайте психологические особенности, силы и возможности вашего ребенка. Вместе с ним овладевайте навыками отреагирования негативных переживаний. Читайте и обсуждайте с ребенком различные сказки, рассказы, в которых описываются ситуации переживаний героев. |