Исследовательская непосредственно образовательная деятельность в старшей группе на тему «Белые пятна земли»

Соколова Ирина Николаевна, воспитатель ВКК; Зоценко Оксана Петровна, воспитатель I КК,

МБДОУ «Детский сад №144 общеразвивающего вида» Коминтерновского района города Воронежа

СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

Тема: «БЕЛЫЕ ПЯТНА ЗЕМЛИ» 

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция с образовательными областями«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». 

Цель: расширить представления детей об окружающем мире и содействовать развитию творческого и познавательного мышления. 

Задачи:

- формировать экологическую культуру и познавательную деятельность воспитанников;

- закреплять знания детей о Северном полюсе и об Антарктиде;

- развивать любознательность, наблюдательность, связную (монологическую) речь детей;

- развивать навыки экспериментирования, формировать эстетическое восприятие окружающего мира;

- содействовать умению обобщать собственный опыт исследовательской работы.

 Предварительная работа:

- поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Северный полюс и Антарктида»;

- чтение стихотворений о зиме;

- разгадывание загадок о зиме;

- дидактические игры: «Зимние слова», «Кто быстрее отгадает слово»

- разучивание волшебного заклинания;

- подготовка детей для изложения монологической речи;

- занятие «Глобус – модель нашей Земли»;

- опыты с водой;

- разработка обложки для книги «Путешествие в ледяную пустыню»;

 Работа с родителей и детей:

- изучение материала по теме «Северный полюс и Антарктида»;

- совместное обсуждение и подбор животного для рисования;

- рисунки детей. 

Материал и оборудование: иллюстративный материал, художественная и методическая литература, письмо от Зимушки-зимы, обложка для изготовления книги, рисунки детей, подготовленные дома, оформить как выставку, волшебное покрывало.

 Для опытов: таз с водой, детский крем, салфетки, прозрачный кувшин с водой, кусок льда.

 Словарная работа: полярная ночь, полярный день, полярное сияние, айсберг, пингвины – морские птицы, ледяная пустыня.

 Перспектива: расширение элементов проектной деятельности с усложнением вопросов в подготовительной группе.

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 Организационный момент.

Дети, посмотрите, какой сегодня прекрасный день! У нас много гостей и у них у всех хорошее, радостное настроение. Давайте поздороваемся с гостями и пригласим их в наше путешествие.

Приключения начинаются!

 

 Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Всё покрыла серебром.

1.Как вы думаете, о чём эта загадка? (о зимних месяцах и о зиме)

2.Как вы догадались?

3.Какие зимние месяцы вы знаете?

Дидактическая игра «Зимние слова»

Дети хлопают в ладоши, если слышат слово, связанное с зимой.

Снежинка, январь, бабочка, Новый год, санки, лёд, жара, рукавички, подснежники, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, арбуз, коньки, загорать, снегопад, велосипед, лыжи, август, снегири.

 

Чтение стихотворения «Зимняя песенка»

Да, зима пришла

Серебристая, 

Белым снегом замела 

Поле чистое.

Днём с детьми на коньках

Всё катается,

Ночью в снежных огоньках

Рассыпается...

В окнах пишет узор

Льдом-иголочкой

И стучится к нам во двор

Свежей ёлочкой(Р. А. Кудашева)

1.Какой период зимы описан встихотворении?

2.Что значит «зима стучится к нам во двор с свежей ёлочкой»?

3.Почему зиму называют серебристой?

4.Что значит «ночью в снежных огоньках рассыпается»

 Что-то стало прохладно, не пора ли нам согреться, а то совсем заморозит нас Зимушка-зима.

Повторяем за мной.

 Динамическая пауза «Морозная зима»

 Солнце землю греет слабо,(руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз,(руки на пояс, поворот вокруг себя)

Во дворе у снежной бабы(руки на пояс, наклоны в стороны)

Побелел морковный нос.(показывают пальчиком на свой нос)

В речке стала вдруг вода(прыжки на месте)

Неподвижна и тверда.(руки в стороны, замереть на месте)

Вьюга злится, снег кружится(кружатся с махами руками)

Заметает всё кругом(махи руками вправо, влево)

Белоснежным серебром.(опускаются на корточки руки вниз)

 В зал влетает письмо.

 На конверте: Зимушка-зима.

Кому: детям 4 группы

 Игра «Кто быстрее отгадает слово» (по первым звукам в названиях картинок) 

Круглый год... (снег) (картинки: сосулька, нож, ель, гитара) 

Круглый год... (лёд)   (картинки: лыжи, ёж, дом)

Интересно, разве бывают такие места на нашей планете.

Давайте посмотрим на глобус. Мы же с вами знаем, что глобус, это что?

(модель нашей Земли)

Каким цветом на глобусе обозначены вечные снега и льды?

Где же больше всего белого цвета?

В верхней части глобуса - это Северный полюс и в нижней части глобуса - это южный полюс.

Давайте попутешествуем!

Дети собираются вместе, воспитатель накрывает их волшебным покрывалом.

Звучит волшебная музыка, а дети повторяют волшебные слова.

 Летим туда, 

Где круглый год 

Снег и лёд, 

Снег и лёд.

 Вот и Северный полюс.

 Рассказывает ребёнок.Океан покрылся льдом,

Волны не бушуют в нём. 

Он от края и до края 

Как пустыня ледяная –

Царство холода и тьмы, 

Царство Матушки-зимы.

Зимой на Северном полюсе часто бушуют метели и трещат морозы. В это время солнца совсем не видно. Длится полярная ночь. Светятся только звёзды да луна, а иногда полярное сияние. Это когда небо освещается волнами то красного, то зелёного цвета (показ иллюстрации).

На смену длинной ночи приходит полярный день. Круглые сутки светло. Наступает короткое лето. Солнце мало нагревает снег и лёд и он почти не тает.

Как вы думаете, могут ли на Северном полюсе расти растения?

Почему?

А животные здесь могут обитать?

Назовите их.

Но главный житель Северного полюса - белый медведь. Это самый крупный хищный зверь на Земле.

Как же в таких условиях может жить белый медведь, да ещё и размножаться?

(Рассказывает ребёнок)

Медвежата появляются на свет зимой в снежной пещере. Они очень маленькие, размером с крысу. Два месяца медведица не выходит из берлоги. Но как только медвежата подросли, мама выводит их к воде и учит ловить рыбу.

Но чтобы поймать рыбку, надо залезть в воду, а значит намочиться.

Почему же мокрый медведь не превращается в ледышку?

 Проделаем опыт.

 

В ёмкость с водой опустите руку и тут же выньте её. Рука мокрая и если бысейчас ударил мороз, то вода бы превратилась в лёд.

Теперь вытрите руку и смажьте её кремом. Снова опустите руку в воду и выньтееё. Что вы заметили? Вода не покрывает всю руку, она собралась капельками.

И если руку встряхнуть, эти капли слетят и нечему будет замерзать.

 Точно так же поступает и медведь.

Таким образом толстый подкожный жир и густая шерсть не дают белому медведю замёрзнуть. 

Задержались мы на Северном полюсе. Помашем рукой белому медведю и отправимся дальше.

Воспитатель накрывает детей волшебным покрывалом. Звучит волшебная музыка, а дети повторяют волшебные слова. 

Летим туда, 

Где круглый год 

Снег и лёд, 

Снег и лёд.

Вот и необычная земля. Назвали её Антарктидой. 

Чита ют дети.

Антарктида, Антарктида, 

Холодна ты даже с виду, 

Ты на глобусе цветном 

Ледяным лежишь пятном.

 А на деле Антарктида 

Холодней, чем даже с виду. 

В холодильнике и то 

Было б жарче без пальто.

По пути нам встретились плавающие ледяные горы. Это айсберги. Они бывают самой причудливой формы. Иногда это лебедь, иногда корабль с надутыми парусами, иногда прекрасный замок с башенками. (показ иллюстрации)

Откуда же появились эти ледяные громады?

Иногда у берегов Антарктиды отламываются от ледника огромные, тяжёлые ледяные глыбы и отправляются в путь по океану.

Почему же они не тонут? Проделаем опыт.

Опыт «Лёд легче воды»

Поместим в воду, налитую в прозрачный сосуд, большой кусок льда.

Утонул он?(нет)

Почему?(лёд легче воды)

Океанское течение и ветер выносят айсберг в тёплые воды, где он начинает медленно таять.

Как вы думаете, растут ли в Антарктиде растения?

 Живут ли в Антарктиде животные?

Оказывается, живут. Посмотрите на иллюстрацию. Кто же это?

Пингвины - морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают. Лапы у них похожи на ласты, а оперение не намокает. Как вы думаете, почему?

Как и все птицы, пингвины откладывают яйца и выводят птенцов. Рассказывают дети.

1-ый реб.В самый разгар морозов пингвиниха откладывает одно яйцо. Затем отец берёт яйцо на лапы и накрывает его животом. Так будет стоять он на трескучем морозе и сильном ветре, почти не двигаясь.

2-ой реб.Но вот появляется птенец и теперь его воспитанием занимается мама. А как только пингвинёнок встаёт на ножки, его отправляют в пингвиний детский сад, а родители спешат в море за пищей для малыша.

Антарктида самая холодная земля на нашей планете, нотам живут такие удивительные существа.

Пора нам возвращаться в детский сад.

Дети прячутся под волшебное покрывало и произносят слова:

Ах ты, Зимушка-зима.

Хороша ты, весела.

Нам загадку загадала, 

В путь отправила сама.

 Полюс Северный и Южный 

Показала, как смогла.

Только холодно слегка.

В детский сад уже пора.

 Вы дома приготовили рисунки на тему Северный полюс и Южный полюс. Я предлагаю вам сделать в группе из ваших рисунков книгу на тему «Путешествие в ледяную пустыню» а вот и обложка для книги. 

ЛИТЕРАТУРА

 1.Вахрушев,А.А. Здравствуй, мир!Окружающий мир для дошкольников: методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей / А.А.Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, Ю.А.Акимова, И.К. Белова. – М.: «Баласс», 2003.-304с.  

2.Волчкова В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. – Воронеж: ТЦ «Учитель» 2005. – 131с. 

3.Журавлёва В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников / В.Н.Журавлёва. – Волгоград: Учитель, 2011. – 202с. 

4.Веракса Н.Е. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, м,а, Васильева. – 2-е изд., испр. И доп. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336с. 

5.Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и ьетодистов ДОУ /Т.М. Бондаренко. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. – 159с. 

6.Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т.М. Бондаренко. – Воронеж:ТЦ «Учитель», 2004. – 190с. 

7.Карпухина Н.А. Конспекты занятий в средней группе детского сада. Знакомство дошкольников с окружающим миром. Дидактические игры. Утренняя гимнастика: Практическое пособие для воспитателей и методистов в ДОУ./ Н.А. Карпухина. – Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2009 – 288с. 

8.Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию!: Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста / О.А. Воронкевич. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. – 496с., ил. – Прил.: 1 электрон. Опт. Диск (CD-ROM): зв.; 12см. – (Библиотека программы «Детство») 

9.Калугина М. Времена года: Стихотворения, рассказы, Сказки, загадки / М. Калугина. – «Стрекоза- Пресс», 2006 – 64с.

 10.Полянская Т.Б. Игры и стихи для развития эмоциональной сферы младших дошкольников / Т.Б. Полянская. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 96с.

 11.Кнушевицкая Н.А. Картотека стихов по лексическим темам «Наш мир» / Н.А. Кнушевицкая. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 96с.