Разработка урока по истории России на тему «ЭПОХА ИВАНА ГРОЗНОГО» (план-конспект обобщающего урока)

Ляхова Галина Анатольевна, заместитель директора по УР, ГАОУ СПО Нижнекамский политехнический 

колледж им.Е.Н.Королева, г. Нижнекамск, Республика Татарстан

Цели урока:

Образовательная:

1.Повторить пройденный материал по данной теме. 

2.Способствовать формированию оценочных суждений об эпохе Ивана Грозного.

3.Побудить обучающихся к размышлениям над одной из самых трагических страниц отечественной истории. 

4.Закрепить формирование исторических понятий, хронологию событий. 

5.Развить навыки работы с тестами и историческими терминами. 

Развивающая:

1.Развивать у обучающихся умение обобщать и логически мыслить, оперировать историческими фактами, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения. Воспитательная: 

2.Воспитать понимание неоднозначности оценки исторических деятелей, исторических подходов к оценки личности.

Оборудование.

Карты «Образование и расширение Российского государства в XIV – XVI веках», «Российское государство в  XVI веке», портрет  И. Грозного, выставка литературы, карточки с темами выступлений,  интерактивная доска и компьютеры с заранее приготовленными таблицами  «Внешняя политика И. Грозного».

            Ход урока

I. Вступительное слово преподавателя.

Ребята! Мы изучили эпоху Ивана Грозного. На этом уроке мы должны еще раз  вспомнить изученный материал, убедиться в том, хорошо ли запомнили даты, события, факты и важнейшие черты политики Ивана Грозного. Деятельность Ивана IV Грозного до сих пор вызывает споры среди историков страны и за рубежом. Ей даются самые противоречивые оценки: с одной стороны Иван IV  стремился укрепить свою политическую власть, уничтожить последствия феодальной раздробленности, хотел создать сильное, централизованное  и независимое  государство. С другой стороны, возникает вопрос, имел ли о право на неоправданные   многочисленные жертвы, публичные казни, ссылки и расправы над населением. Каков же он, Иван Васильевич Грозный? Чего в его деятельности больше: положительного для страны и жителей или отрицательного? На этот вопрос нам и предстоит сегодня дать ответ.

 Начнем с разминки «Снежный ком». «Эпоха Ивана Грозного – это…..». Обучающиеся называют свои версии, повторяя все то, что называли до них. Преподаватель обобщает   и кратко записывает на  интерактивной доске ответы обучающихся. 

II. Беседа с обучающимися по вопросам.

- На  какие  этапы  можно разделить политическое развитие России при Иване Грозном? Дайте им характеристику.

- Что значит «Боярское правление»?

- Какое значение имело торжественное венчание Ивана IV на царство?

-  Какое важное событие произошло летом 1527  года? Последствия этого события?

«Спич». 

Группа делится на несколько команд. Преподаватель раздает карточки с темами публичного выступления – спича. Время на подготовку дается 2 – 3 минуты, на выступление – от 30 секунд до 1 минуты.

Темы предлагаемых выступлений: «Избранная Рада», «Судебник 1550 года», «Система приказов», «Стоглав».

Преподаватель.  

В XVI в Российском государстве не только укрепилось централизованное государство, но и расширились границы государства. Внешняя политика – это как бы отражение внутренней политики. Каждое государство проводит настолько активную внешнюю политику, насколько это позволяет делать состояние внутренней политики. Давайте посмотрим такое соответствие на примере таблицы «Внешняя политика Ивана Грозного».

Обучающиеся делятся на 2 группы и заполняют таблицы. Обучающиеся поочередно выходят к  интерактивной доске и заполняют каждый свою таблицу. 

Таблица для 1 варианта

 

Направления внешней политики

Дата

Событие

Результат

Восточное

 

 

 

 
Таблица для 2 варианта 

Направления внешней политики

Дата

Событие

Результат

Западное

 

 

 

 
После заполнения таблицы преподаватель задает вопрос: есть ли связь между внутренней и внешней политикой Ивана IV?                                                   
Обсуждение данного вопроса занимает не более 2 – 3 минут.
 
Преподаватель зачитывает предложение из «Лекции по русской истории» С.Ф. Платонова (М., 1993).
«… То, что удавалось с врагом внешним, Грозный задумал испытать с врагом внутренним…».  О чем идет речь?
 
Задание. Составить примерный опорный конспект по теме «Опричнина» по заданному плану:
а) причины введения опричнины;
б) сущность и методы опричнины;
в) итоги и последствия опричнины.          
                                                                                                                                                                 
После составления конспекта преподаватель задает вопросы обучающимся:
1.Какова ваша точка зрения по отношению к опричнине?
2.Закономерна ли опричнина?
3.Насколько ее проведение отражает особенности личности Ивана IV?
Задание. Составить синквейн на слово «Иван Грозный».
Обучающиеся проговаривают вслух  свое творческое задание.
 
III. За 5 – 7 минут до конца занятия преподаватель просит обучающихся  написать эссе на тему «Итоги правления  Ивана IV». По желанию обучающиеся  могут прочитать свое эссе для группы или сдать преподавателю для оценивания.
 
Преподаватель: Ребята урок закончен. Спасибо за ответы.