МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ «ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА НИКОЛАЯ I» для 8-х классов

Минеева Ольга Николаевна
учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №345 
г. Санкт-Петербурга
 

Слайд 1. Курс истории России занимает одно из важнейших мест в формировании у учащихся интереса к истории, в стремлении познать прошлое и искать в нем ответы на вопросы, волнующие нас сегодня. Главная задача учителя, как мне представляется, заключается в том, чтобы помочь ученику стать исследователем, пробудить любознательность к предмету. 
Во все времена учителя волновали одни и те же вопросы: как построить урок? Как добиться того, чтобы дети с нетерпением ждали его? Как создать условия для самораскрытия личности? Сегодня эти вопросы можно решать по-новому. Учитель использует новые информационные технологии. С их помощью на уроке можно создать яркие моменты на основе исторического учебного материала. Современный подход более полно позволяет проникнуть в изучаемую историческую эпоху.
Слайд 2. Главные задачи урока:
  •  сформировать у учащихся представление о личности и эпохе правления Николая I;
  •  дать характеристику преобразований императора в разных сферах общественной жизни: политической, социальной, культурной.
В соответствии с поставленными задачами, необходимо достичь следующие цели урока:
  •  образовательные: познакомить учащихся с важнейшими событиями внутренней политики России в I половине XIX в. в их взаимосвязях и хронологической последовательности;
  •  развивающие: развивать умения учащихся работать с учебником; развивать навыки анализа документов; совершенствовать умения выделять главное; формирование способности сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей;
  •  воспитательные: формировать у учащихся интерес к истории и историческим личностям.
Для достижения обозначенных целей используются различные формы и методы работы на уроке: 
  •  Методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся (объяснение и вопросы учителя, ответы учащихся);
  •  Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (применение знаний, полученных ранее, работа с историческим источником, работа с учебником);
  •  Методы закрепления изучаемого материала (беседа, работа с раздаточным материалом).
Требования к знаниям и умениям:
  • Учащиеся должны знать: ключевые события внутренней политики России в правление Николая I, выдающихся деятелей отечественной истории, основные понятия темы «кодификация», «канцелярия», «обязанные крестьяне».
  • Учащиеся должны уметь: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов.
На уроке истории по теме «Внутренняя политика Николая I» используется электронный ресурс (презентация) для достижения требований современной педагогики: наглядность, развивающее обучение, продуктивная и творческая деятельность, активность, наличие мотива к самосовершенствованию и интереса к учебной деятельности.
Уроки такого типа позволяют создавать особое пространство познавательной деятельности, в котором учащийся активно высказывает свою точку зрения, сравнивает, анализирует изучаемый материал.
 
Тема урока «Внутренняя политика Николая I»
Сегодня на уроке Колесо истории остановится на периоде правления российского императора Николая I. Тема сегодняшнего занятия: Внутренняя политика Николая I. Нас будет интересовать, что это был за император, как он показал себя в истории России за 30-летнее правление? Мы познакомимся с личностью Николая I и как он пытался решить злободневные проблемы того времени. А какие вопросы были главными? Давайте их сформулируем вместе.
Для этого я предлагаю вам вспомнить предшествующий период истории и сказать, а какие проблемы в России оставались нерешенными в начале XIX в.? Ответы учащихся.
Сегодня на уроке мы рассмотрим преобразования в период правления Николая I в разных сферах общественной жизни: его отношение к крестьянскому вопросу, изменения в сфере управления.
Личность Николая I
Слайд 3. Указать на слайде изображение Николая I. А кто изображен рядом с ним? (его отец Павел I (слайд 4) и брат Александр I (слайд 5)
Слайд 6. Будущий император Николай I родился в Царском селе в июне 1796 года. Он был третьим сыном Павла Петровича и его жены Марии Федоровны. О рождении нового князя жители Царского села узнали по колокольному звону и пушечной пальбе.
Слайд 7. Попробуем составить портрет Николая I, опираясь на высказывания его современников и историков. Каким представляется вам Николай I?
Ответы учащихся.
Николая, третьего сына Павла Петровича не готовили к царствованию. Он воспитывался как великие князья, предназначенные к военной службе. Характерно, что первой игрушкой, купленной Николаю, было деревянное ружье. Затем купили и четыре деревянные шпаги. А в три года великий князь впервые надел военный мундир. Воспитание Николая осуществлялось под руководством старого немецкого генерала Ламсдорфа. Самое большое удовлетворение государь находил именно в том, чтобы командовать и устрашать. Он в детские годы, по признанию его биографа М.А. Корфа, «бил палкой товарищей игр своих», а став царем, получил от народа прозвище «Николай Палкин».
Все же современники находили в личности Николая I и привлекательные черты. Какие? -  царственное обаяние, силу характера, трудолюбие. Как государь, он считал для себя образцом Петра I, старался подражать ему, и не без успеха (как замечает А.С. Пушкин)
Начало царствования Николая I 
Проверка домашнего задания: Николай I становится императором в 1825 году. При каких обстоятельствах? (между смертью Александра I и воцарением Николая I – междуцарствие. Бездетный Александр оформил передачу власти мимо своего брата Константина, тоже бездетного, брату Николаю. Царский манифест хранили в Успенском соборе Московского Кремля и официально Николай не считался наследником престола. После смерти Александра в Таганроге, весь Петербург, власти, войска, и сам Николай I присягнули Константину. Константин живет в Варшаве, представляя Романовых в Польше, важнейшем владении их империи. Женится на женщине некоролевских кровей и этим неравным браком лишается права занять российский престол. Константин велит избавить его от царской обузы. Николай решается принять власть)
Каким событием было омрачено царствование Николая I? (восстанием декабристов 14 декабря 1825 года)
Какое впечатление оно оказало на Николая I? (Восстание декабристов произвело сильное впечатление на Николая I. Его участники были представителями дворянства – главной опоры самодержавия. Восстание поднял цвет российского общества – только титулованных 8 князей и 3 графа)
Учитывая сложившуюся обстановку, в чем Николай I видел главную задачу своего царствования? (не допустить повторения мятежа подобного выступлению декабристов)
Основная задача царствования Николая I – укрепить существующий строй.
Слайд 8. Задание в парах: Составить схему «Организация государственной власти в первой половине XIX в.»
Слайд 9. Проверка задания.                      
Слайд 10. Работа с иллюстрациями: Окружение Николая I
На все административные должности были расставлены генералы. Среди ближайшего окружения: шеф жандармов - А.Х. Бенкендорф (слайд 11), министр двора - В.Ф. Адлерберг (слайд 12), министр государственных имуществ – П.Д. Киселев (слайд 13), министр иностранных дел - К.В. Нессельроде (слайд 14). 
В свите было много иностранцев, особенно немцев, и это Николай объяснял так: «Русские дворяне служат государству, а немцы мне». Николай I любил повторять, что ему нужны «не умники, а верноподданные». Разумеется, были у Николая и министры – «умники» (Сперанский, Канкрин, Киселев), но таких самодержец ценил меньше, чем верноподданных.
Слайд 15. Проанализируйте содержащуюся в схеме информацию. Какие изменения произошли в организации государственной власти? Большое значение в годы его царствования приобрела Собственная Его Императорского Величества канцелярия. Он создал ее особые отделения. Через канцелярию проходили все государственные дела. 
Слайд 16. Кодификация законов
В 1826 году было создано Второе Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. Занималось кодификацией законов. Возглавил его М.М. Сперанский.
  • Что такое кодификация? Кодификация – создание единого государственного свода законов.  
  • Существовал ли в России свод законов? Когда он был принят? (Соборное Уложение 1649 г. при царе Алексее Михайловиче)
  • Зачем появилась необходимость кодификации законов? (со времен Соборного Уложения было издано огромное количество законов, которые часто противоречили друг другу. Такая неразбериха в российском законодательстве затрудняла решение дел)
Итогом работы стало «Полное собрание законов Российской империи», 45 томов. В состав Полного Собрания законов вошли все законы, изданные с «Соборного Уложения» до Александра I включительно. Законы располагались в хронологическом порядке.
«Свод законов Российской империи», 15 томов – содержат действующие законы, расположенные в предметно-тематическом порядке.
  • В чем значение кодификации законов? (кодификация упорядочила российское законодательство, однако каких-либо изменений в существующую политическую систему она не внесла)
Физическая разминка
Слайд 17. Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии во главе с Бенкендорфом. Оно занималось политическим сыском и осуществляло контроль за умонастроениями.
Слайд 18. Найти ошибку в документе: Из указа об учреждении Собственного Его Императорского Величества канцелярии (3 июля 1826 г.). В круг обязанностей нового учреждения не входило: Ответ: 4
В 1827 г. – образован жандармский корпус. Всю страну разделили на пять жандармских округов. Начальник Третьего отделения являлся и шефом жандармов. Главной заботой жандармского ведомства было своевременное раскрытие и подавление всякого инакомыслия, любого недовольства существующим режимом.
  • О чем было запрещено писать (упоминать) в царствование Николая I? О каких событиях российской и зарубежной истории? (о революционных событиях в Европе и восстании декабристов)
Чтобы держать все под контролем, 1826 г. издан новый цензурный устав. Современники назвали устав «чугунным» и мрачного шутили, что теперь наступит в России «полная свобода … молчания». Герцен обрисовал цензурную политику так: «Николай Павлович держал 30 лет за горло кого-то, чтобы тот не сказал чего-то». 
Яркий пример: «Философское письмо» Чаадаева, опубликованное в 1836 году в журнале «Телескоп». «Опыт времен для нас не существует. Века и поколения протекли для нас бесплодно. Наблюдая нас, можно бы сказать, что здесь сведен на нет всеобщий закон человечества. Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы не внесли в массу человеческих идей ни одной мысли, мы ни в чем не содействовали движению вперед человеческого разума, а все, что досталось нам от этого движения, мы исказили...» После этого журнал закрыт, а Чаадаев посажен под домашний арест и медицинский надзор.
Для борьбы с революционными мыслями Николаю необходима была некая государственная теория в духе преданности престолу. 
Слайд 19. Такая теория «Теория официальной народности» была сформулирована министром просвещения С.С. Уваровым. Она включала в себя три взаимосвязанных постулата. Православие-самодержавие-народность. Согласно этой теории, православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность же понималась как необходимость сохранения собственных традиций, единство царя и народа.
В конце жизни Чаадаев пересмотрел свою точку зрения на Россию, отметив: «Может быть, преувеличением было опечалиться хотя бы на минуту за судьбу народа, из недр которого вышли могучая натура Петра Великого, всеобъемлющий ум Ломоносова и грациозный гений Пушкина».
Слайд 20. Крестьянский вопрос. Николай прекрасно понимал, что главной проблемой российского общества остался крестьянский вопрос. 
Работа с документом в учебнике страница 62.
Из выступления Николая I на заседании Государственного Совета 30 марта 1842 г.
«Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его у нас положении есть зло для всех ощутительное и очевидное; но прикасаться к оному теперь было бы злом, конечно, еще более гибельным. Император Александр I, в намерениях коего в начале его царствования было даровать свободу крепостным людям, впоследствии сам отклонился от сей мысли как еще совершенно преждевременной и невозможной в исполнении. Я также на сие никогда не решусь: если время, когда можно будет к тому приступить, вообще еще далеко, то в настоящую эпоху всякий о сем был бы лишь преступным посягательством на общественное спокойствие и благо государства. Пугачевский бунт доказал, до чего может достигнуть буйство черни…»
Как Николай I относился к крепостному праву? («Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его у нас положении есть зло для всех ощутительное и очевидное…»)
Как император объясняет свой отказ от попыток отмены крепостного права? («Император Александр I, в намерениях коего в начале его царствования было даровать свободу крепостным людям, впоследствии сам отклонился от сей мысли как еще совершенно преждевременной», «всякий о сем был бы лишь преступным посягательством на общественное спокойствие»)
Почему император считал, что отмена крепостного права стала бы «посягательством на общественное спокойствие»? (недовольства большинства помещиков, возможность бунта со стороны крестьян) Николай I не решался отменить крепостное право, но все-таки улучшил несколько положение крестьян. Улучшить положение помещичьих крестьян он не мог, так как они являлись собственностью дворян. В его власти было улучшение положения государственных крестьян. 
Рефлексия. Подвести итог урока: Мы познакомились на уроке с личностью Николая I, рассмотрели основные события внутренней политики императора. Домашнее задание: § 10.