Конспект НОД в подготовительной логопедической группе «Алфавит отправляется в путь».

Автор: Свиль Марина Ивановна, воспитатель, 

НДОУ «Детский сад №59»ОАО «РЖД», г. Смоленск

Тема: «Алфавит отправляется в путь».

Цели:

1.Обобщение знаний детей о буквах. Понятие «Алфавит».

2.Продолжать учить писать печатные буквы, различать гласные и согласные, учить составлять слова и предложения.

3.Развивать фонематическое восприятие.

Оборудование: картинки поезда и разных вагонов с пустыми окошками, карточки с буквами, мяч, образцы алфавита с подписанными числами под буквы, картинки со словами, в которых пропущены буквы.

Описание деятельности.

1.Организационный момент.

Дидактическая игра с мячом «Сядет тот, кто назовет... » (Воспитатель дает задание, например, назвать гласный звук первого ряда, и кидает мяч, ребёнок отвечает и садится).

2.Выявление элементарной целостности детских представлений.

-Что такое гласные звуки? Назови гласный звук.

-Что такое согласные звуки? Назови согласный звук.

-Что получается, если звук записать? (буква)

-Что получается, если буквы записаны рядом? (слоги, слова)

3. Игра «Алфавит отправляется в путь»

Сегодня наш волшебный поезд повезёт необычный состав. В пассажирских вагонах, в почтовых, и даже на грузовых платформах поедут буквы. Нужно быть очень внимательным и правильно распределить буквы по вагонам.

В спальных вагонах поедут гласные (дети собирают гласные парами в вагоны а-я, о-ё, у-ю, э-е, ы-и).

В пассажирских вагонах поедут парные согласные буквы.

В купейном вагоне поедут сонорные согласные буквы.

В почтовом вагоне соберутся все шипящие.

А на грузовую платформу мы погрузим беззвучные буквы и краткие.

Дети распределяют буквы по вагонам, вклеивая карточки в окошки.

-Вы правильно справились с заданием и отправили буквы в путь. А едут буквы домой.

Это необычный дом,

Поселились буквы в нём.

Хоть у букв от А до Я

И квартира есть своя,

Не сидится им на месте,

Любят быть повсюду вместе,

Встанут рядом - раз, два, три...

Выйдет слово, посмотри!

4.Игра «Собери слово».

Воспитатель загадывает слово, называя числа, принадлежащие буквам в алфавите. Сначала загадывает имена детей, например 3-1-15-33 (Ваня)... Затем дети, с опорой на алфавит, «собирают слова».

А 1            Б 2          В 3         Г 4      Д 5     Е 6  Ё 7    Ж 8       З 9         И 10         Й 11            К 12               Л 13                 М 14       Н 15              О 16              П 17               Р 18    С 19             Т 20         У 21            Ф 22               Х 23        Ц 24               Ч 25 Ш 26   Щ 27        Ъ 28             Ы 29      Ь 30              Э 31             Ю 32    Я 33   

4.Физкультминутка.

5. Дидактическая игра «Допиши буквы и прочитай слова»

В пустые квадраты написать гласные или согласные буквы и прочитать слова, чтобы получилось название предмета, нарисованного на картинке.

6. Обобщение знаний детей об алфавите.

Вам предлагается встретить буквы на вокзале и проводить их домой в алфавит. (Дети распределяют буквы от А до Я по порядку, используя образец).

7.Рефлексия.

В ходе совместной с детьми деятельности была изготовлена картина-панно на стену коридора около группы «Алфавит отправляется в путь».

В работе использовались: бумага, фольга, фетр.

Фрагмент занятия , снятый для выпускного видеоальбома, можно посмотреть,