Комплексная программа для подготовительного класса по специальности «Ударные инструменты»

 Авторы:

Мишина Вероника Анатольевна, преподаватель теоретических дисциплин,

заведующая теоретического отделения; 

Забигулин Евгений Рашидович,преподаватель по классу ударных инструментов;

 МБОУ ДОД ДМШ № 2, г. Ноябрьск, ЯНАО

Комплексная программа для подготовительного класса по специальности «Ударные инструменты» СКАЧАТЬ
Презентация комплексной программы для подготовительного класса СКАЧАТЬ
Представление Мишиной В.А., соавтора программы СКАЧАТЬ
Представление Забигулина Е.Р., соавтора программы СКАЧАТЬ
Теория для маленьких СКАЧАТЬ

Краткий отчет о реализации авторской программы (за период не менее 1 года его реализации).

Данная программа («Комплексная программа для подготовительного класса по специальности «Ударные инструменты») разработана на основе типовой программы по специальности «Ударные инструменты» (М., 1988), «Рабочей программы для подготовительного класса ДМШ № 2 / сост. Л.В. Михайлик (Ноябрьск, 2009), «Рабочей программы по сольфеджио для ДМШ № 2 / сост. В.А. Мишина (Ноябрьск, 2008). В программу включены основные элементы авторской методики Е.Р. Забигулина (преподаватель по классу ударных инструментов ДМШ № 2, Ноябрьск). В основе комплексного подхода составления программы – элементы методики О.В. Шафоростовой («Развитие творческих способностей у малышей от полутора до четырех лет». – Челябинск: ЧГИМ, 2009).

Актуальность данной программы определяется решением в образовательном процессе современных, духовно-нравственных задач, которые определены в ФЗ РФ «Об образовании», в концепции развития художественного образования, концепции модернизации дополнительного образования до 2010 года.

Основной целью программы является формирование интереса к музыкальной культуре, развитие творческих возможностей ученика, подготовка детей к профессионально ориентированному музыкальному обучению.

Основными задачами программы являются:

– формирование устойчивого интереса к занятиям музыкой;

– создание условий, необходимых для выявления индивидуальных особенностей личности каждого ребенка;

– развитие музыкального слуха, метроритмического чувства, координации;

– формирование вокальных навыков;

– развитие способности слушать, слышать музыку и эмоционально откликаться на нее;

– освоение элементов нотной грамоты, теории музыки;

– начальное освоение клавиатуры фортепиано, ксилофона;

– изучение и освоение основных штрихов, динамических обозначений, простейшего инструктивного материала в соответствии с программой специализации «Ударные инструменты»;

– работа над постановкой игрового аппарата ученика, организация целесообразных игровых движений;

– приобщение ученика к ансамблевому музицированию;

– создание многофункциональной системы, необходимой ребенку для свободного ориентирования в информационном пространстве;

– приобщение ученика к общему пониманию музыкальной культуры.

Данная программа рассчитана на детей дошкольного возраста и младшего дошкольного возраста.

Срок реализации программы: 1–2 года в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Основной формой учебной и воспитательной работы является урок, проводимый в форме индивидуального занятия преподавателя с учеником. Занятия в подготовительном классе по специализации «Ударные инструменты» предполагают проведение двух уроков в неделю . Продолжительность индивидуального занятия 30 минут, а также в дополнение к этому времени предусматриваются 10 минут на запись домашнего задания.

Программа составлена с учетом дидактических принципов обучения:

– постепенность, последовательность, доступность;

– от простого к сложному, от частного к общему;

– преподнесение материала в соответствии с возрастными особенностями учащихся (в форме игры, сюжетно-ролевых игр, ансамблевого музицирования, уроков-концертов, урока-сказки, урока-путешествия и др.);

– в процессе обучения происходит повторение материала, и каждый новый этап обучения – его усложнение.

Контролем и учетом успеваемости считаются открытые уроки для преподавателей отдела, школы, открытые выступления учащихся один-два раза в год в каждом полугодии на академическом концерте и контрольном уроке, в конце года – на переводном экзамене. Объем и уровень сложности исполняемой программы определяется программой специализации «Ударные инструменты», индивидуальными особенностями учащихся.

Ожидаемые результаты от реализации данной программы предполагают знание учащимися основ музыкальной грамоты, кратких биографических сведений о композиторах, приобретение игровых навыков, предусмотренных для начального этапа обучения, владение образно-художественным анализом услышанного, исполняемого произведения, приобретения навыков ансамблевого музицирования, чтения с листа, простейшего разбора нотного текста.

На протяжении последних 3-х лет авторами Забигулиным Е.Р., Мишиной В.А. данная программа проходит апробацию с учащимися 6ти -7ми лет класса Забигулина Е.Р., представлена к печати в качестве рекомендуемого материала для преподавателей ДМШ и ДШИ («Рецензия О.В. Шафоростовой, преподавателя высшей категории кафедры истории музыки, теории и композиции, ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, г. Челябинск» прилагается), на сегодняшний день издана Для реализации программы в школе созданы все необходимые условия: просторная аудитория, оснащенная аудио, - видеоаппаратурой, напольным нотным станом, ксилофоном, ударной установкой, малым барабаном, фортепиано, различными шумовыми инструментами. В качестве наглядно – дидактического материала используются различные метроритмические схемы, плакаты с обозначением общих сведений по музыкальной грамоте, карточки – упражнения на развитие координационных движений, обозначений элементов музыкального языка, и другое. Соавтор программы Мишина В.А. составила небольшой сборник правил по теории музыки («Теория для маленьких» прилагается), который также используется в реализации комплексной программы для подготовительного класса.

Комплексный урок специальности (30 мин) проводится Забигулиным Е.Р., преподавателем высшей квалификационной категории, образовательный процесс урока поддерживается присутствием концертмейстера, консультанта (соавтора Мишиной В.А., преподавателя теоретических дисциплин высшей квалификационной категории), раскрепощенная атмосфера урока достигается, в том числе, и присутствием родителей.

3 года назад в подготовительный класс Забигулина Е.Р. поступило четверо учащихся (общее количество учеников – 17). В течение учебного времени учащиеся подготовительного класса по специальности «Ударные инструменты», в качестве промежуточной аттестации проводили: контрольные уроки по полугодиям, в конце первого и второго года обучения – переводной экзамен в первый класс (академический концерт). Одна из форм реализации данной программы – выступления учащихся класса Забигулина Е.Р. на открытых уроках для преподавателей школы, выступление на уроках – концертах, родительских собраниях класса, на отчетных концертах отделения ударно – духовых инструментов. Все учащиеся подготовительного класса стали учениками 1-го класса (отсев – 0).

*Средний балл учащихся (контрольные мероприятия):

2009-2010  уч.г

п/г

2010-2011 уч.г.

п/г

2011-2012 уч.г

1 кл

5.0

5.0

5.0

*Средний балл переводного экзамена в 1-й класс:

5.0 (четверо учащихся).

Преподаватели отдела ударно – духовых инструментов, преподаватели школы, комиссия контрольных уроков, комиссия переводного экзамена сделала выводы:

1) учащиеся подготовительного класса пр. Забигулина Е.Р. исполняют программу выше требований типовой программы по специальности «Ударные инструменты» (М., 1988);

2) все учащиеся подготовительного класса пр. Забигулина Е. Р., с разными музыкальными данными, продемонстрировали одинаково высокий, качественный уровень владения необходимыми умениями и навыками;

3) учащиеся подготовительного класса продемонстрировали владение различными музыкальными, шумовыми инструментами (в разном объеме), показали хорошие знания по теории музыки, сольфеджио, что также является необходимой составляющей в аспекте реализации данной программы;

4) учащиеся подготовительного класса Забигулина Е.Р. продемонстрировали навыки чтения с листа, анализа нотного текста, навыки ансамблевого музицирования, представили анализ музыкального фрагмента с точки зрения музыкально – художественного образа;

5) на протяжении 2-х лет обучения учащиеся подготовительного класса Забигулина Е.Р. являлись активными участниками концертных мероприятий класса, отделения школы, являлись активными слушателями школьных, городских концертов;

5) сложные теоретические понятия, исполнительские и технические навыки приобретались учащимися в форме игры, что явилось залогом успешного образовательного и воспитательного процесса;

6) учебный процесс в форме познавательной игры привил ученикам желание и необходимость общения с миром музыки, обозначив тем самым, дальнейшие пути развития индивидуальной личности каждого ребенка - ученика.

РЕЦЕНЗИЯ на комплексную программу для подготовительного класса по специальности "Ударные инструменты"