ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ИНИЦИАТИВНОГО СПЕЦИАЛИСТА

Сергеева Светлана Александровна, магистр направления «Психология управления образованием»,

МПГУ, г.Москва

В последние годы серьезные изменения в социальной сфере и на рынке труда качественно изменили требования, предъявляемые к уровню подготовки выпускника педагогического ВУЗа. Как показывает практика, выпускник, чья подготовка ориентирована только на одну конкретную специальность, сегодня испытывает большой риск остаться без квалифицированной работы. Это происходит вследствие того, что он не в состоянии достаточно быстро адаптироваться и овладеть другой специальностью, по ряду причин более востребованной на данный момент в обществе. В итоге, возникает реальная необходимость в подготовке специалистов, которые могли бы легко приспосабливаться в постоянно меняющихся условиях, и быть при этом высококвалифицированными, конкурентоспособными и мобильными специалистами. Таким образом, формирование профессиональной мобильности студентов является одной из ведущих задач модернизации Российского профессионального образования.

Под профессиональной мобильностью понимается переход индивида или профессиональной группы из одной профессиональной позиции в другую.

Существуют два основных типа профессиональной мобильности - горизонтальная и вертикальная. Горизонтальная мобильность- это переход индивида из одной профессиональной группы в другую, расположенную на том же уровне в плане оплаты и престижности профессии. Под вертикальной профессиональной мобильности подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида из одного профессионального уровня в другой . Так же в зависимости от направления перемещения разделяют два типа вертикальной профессиональной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. профессиональный подъем и профессиональный спуск. Восходящая мобильность - это перемещение индивида на новый, более высокий профессиональный уровень (или овладение новой профессией). При нисходящей - происходит переход специалиста на более низкую профессиональную позицию .

Кроме способности менять профессию или род деятельности, профессиональная мобильность так же предполагает развитие способности у индивида к успешной самореализации в общественной среде. Изучая проблему профессиональной мобильности выпускников, невозможно не рассмотреть такое понятие как «профессиональный статус». Профессиональный статус - это определенное положение человека в профессиональной структуре общества. Чтобы помочь выпускнику в адаптации к смене своего профессионального статуса возможно при решении следующих основных задач профессионального образования:

1) Образование призвано подготавливать специалистов, которые были бы способны быстро адаптироваться в меняющихся условиях профессиональной деятельности, были бы заинтересованы в своем совершенствовании и самообразовании. Таким образом, в процессе профессиональной подготовки специалистов в системе профессионального образования необходимо развивать их адаптационные способности, а также умения и навыки самообучения;

2) Образование должно сформировать у будущего профессионала личностные характеристики, помогающие ему самостоятельно выстраивать вектор своего карьерного роста.

Для определения требований к выпускнику ВУЗа часто используется компетентностный подход. Под компетенцией понимают личностную способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач, так же это требования к личностным и профессиональным качествам индивидов[28].

Выделяют несколько компетенций, освоение которых необходимо студенту для становления профессиональной мобильности:

- Социально-коммуникативные компетенции - обеспечивают готовность будущего специалиста осуществлять свою профессиональную деятельность, приспособляясь к современному обществу, к работе с новыми информационными технологиями.

- Образовательные компетенции - обеспечивают готовность будущего специалиста поддерживать свой профессионально-творческий и социальный потенциал в условиях научно-технического прогресса. Индивид должен быть способен к самостоятельному познанию мира, освоению знаниями, умениями и навыками для повышения своей квалификации или смене профессии.

- Общенаучные компетенции - обеспечивают высокий уровень базовых и общих знаний по профилю специальности, а так же помогают адаптироваться к изменениям содержания социальной и профессиональной деятельности.

- Ценностно-смысловые и общекультурные компетенции - обеспечивают готовность специалиста к успешной ценностно-смысловой ориентации в мире и общественно одобряемой продуктивной деятельности [20].

Рассмотрим особенности профессиональной мобильности бакалавров и магистров. Сегодня существует разделение между образовательными циклами по целенаправленному формированию компетенций. Так, например, при изучении гуманитарного, социального и экономического цикла основной образовательной программы бакалавриата формируются только общекультурные компетенции, естественнонаучный цикл связан с одной общекультурной и несколькими профессиональными компетенциями . Компетенции в данных циклах не пересекаются, поэтому спектр решаемых учащимися образовательных задач весьма ограничен. Следовательно, в процессе формирования профессиональной мобильности бакалавра и магистра следует задействовать все циклы учебных дисциплин, а так же, расширить перечень компетенций, направленных на формирование готовности к социальной мобильности и освоения нового в контексте профессии.

Базовая часть программы профессионального образования в ВУЗе представляет собой традиционное описание основных положений той или иной научной области. Таким образом, связь между учебным предметом и профессиональной мобильностью будущего выпускника бакалавриата или магистратуры остается нераскрытой и неясной. Конечно, существует еще вариативная часть дисциплины, определяемая ВУЗом, которая позволяет внести некоторые коррективы. В таком случае, многое зависит уже от компетенций профессорско-преподавательского состава ВУЗа. Таким образом, при традиционном подходе к реализации основной образовательной программы очень трудно подготовить профессионально мобильного бакалавра или магистра.

Таким образом, для полноценного и корректного формирования профессиональной мобильности студентов, следует сделать так, чтобы было пересечение по компетенциям. Только в этом случае сформированные в одном цикле компетенции в другом цикле совершенствуются, обобщаются, проверяется их прочность и осознанность в применении. В таком случае, на уровне бакалавриата формируется полноценная основа профессиональной мобильности, которая будет совершенствоваться в магистратуре.

Кроме вышеперечисленных компетенций, способность будущего специалиста к проявлению профессиональной мобильности в дальнейшем обеспечивает его способность к творческой деятельности. Творчество - это неизменный атрибут жизни и деятельности каждого человека, то есть знания, умения и навыки, заложенные в человеке, определяют место современного специалиста в развитии страны, общества . Следовательно, изменяются требования к качеству образования. Среда, в которой должна вестись профессиональная подготовка будущего специалиста должна соответствовать среде, в которой будет реализовываться творческий его потенциал.

В сегодняшних условиях нестабильности современной экономики, высококвалифицированный специалист должен обладать рядом качеств: креативность мышления, способность к самообучению и быстрому принятию решений, умение приспосабливаться к новым обстоятельствам, быть устойчивым к изменениям во внешней и внутренней среде организации, а так же уметь правильно оценивать происходящее вокруг и самого себя и свои способности. Специалист с высокой степенью адаптивности в нестабильной среде характеризуется как мобильный профессионал, способный решать разнообразные задачи без психологического ущерба для себя и окружающих.

Таким образом, будущих специалистов можно разделить на следующие категории:

- обладает высокой устойчивостью к изменениям, но не склонны к адаптации;

- не способен к адаптации и не может противостоять переменам;

- способен к адаптации и изменениям, но скорость необходимая для адаптации достаточно высока, что замедляет ее;

- способен адаптироваться и быстро изменяться, способны к быстрому обучению, самообучению.

Еще одной составляющей профессиональной мобильности является активность личности. Становление человека как личности и профессионала, а так же становление индивида как обучающегося в ВУЗе осуществляется посредством его собственной активности. Активность может выражаться и как работа над преобразованием себя, окружающей действительности, а так же как способность ставить перед собой адекватные цели и достигать их, несмотря на препятствующие обстоятельства.

Проблема активности личности рассматривается как биологическая и социальная проблема многими учеными.

П.П. Блонский рассматривал активность личности не только с физиологической точки зрения, но и в аспекте решения задач воспитания личности. «Воспитать человека, который бы действовал не как «безупречный автомат», но активное существо, действия которого исходят из него самого» .

В этот же исторический период была осуществлена попытка, изучить активность личности в процессе ее деятельности. Л.С. Выготский отмечает, что активность человека имеет не столько биологическую природу, сколько социальную.

Но не всякая деятельность является проявлением активности личности, поскольку в отдельных случаях деятельность не является свободным волеизъявлением человека и не соответствует его стремлениям. Активность проявляется, как способность действовать сознательно, не только приспосабливаясь к внешней среде, но и целенаправленно изменяя ее . Следовательно, человек действуя сознательно - самостоятельно ставит цель, предвидит результаты и регулирует интенсивность деятельности, в этом случае мы можем говорить о деятельности личности как проявлении ее активности. А поскольку мобильность человек проявляет только, то активность личности есть основа проявления мобильности.

Исследуя особенности мобильности специалиста и отмечая, что в ее основе лежит активность сознательной личности следует отметить, что она является показателем степени социализации личности и проявляется не только в приспособлении личности к иным профессиональным условиям, но и направлена на их изменение. Степень изменения этих условий является показателем активности, следовательно, и мобильности специалиста в профессиональной сфере. С одной стороны профессиональная мобильность специалиста выступает как результат полученного образования, а с другой стороны как фактор, определяющий это образование. Отсюда следуют основания, позволяющие нам говорить о формировании профессионально мобильного типа личности. Формирование активного типа личности есть одно из условий проявления мобильности специалиста и его дальнейшего включения в профессиональную деятельность.

Таким образом, одна из ведущих целей образования- это подготовка специалистов, способных выстроить вектор своего карьерного роста, быстро адаптироваться в меняющихся условиях профессиональной деятельности, заинтересованных в своем совершенствовании и самообразовании.