СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ «ОСОБОГО» РЕБЕНКА В НОРИЛЬСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ VIII ВИДА

Мадзаева Валентина александровна, учитель,

КГКСОУ «Норильская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида», г. Норильск

В последнее время в медицине и педагогике для характеристики детей с врожденными дефектами развития получил распространение термин «особый» ребенок.

«Особый» ребенок – это ребенок с эмоциональными, социальными, физическими или психическими проблемами.

Наиболее тяжелым и трагичным как для семьи, так и для ребенка-инвалида является первый этап (от 0 до 3 лет) связанный с рождением ребенка-инвалида, получением точного диагноза, эмоциональным привыканием, информированием других членов семьи.

Семьи, в которых появляется «особый» малыш, характеризуются определенными признаками:

родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребенка (это можно обозначить как нарушение временной перспективы);

личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей, и, как следствие, вызывают у них раздражение, горечь, неудовлетворенность;

семейные взаимоотношения нарушаются и искажаются;

социальный статус семьи снижается — возникающие проблемы затрагивают не только внутрисемейные взаимоотношения, но и приводят к изменениям в ее ближайшем окружении;

в семьях, воспитывающих детей-инвалидов, роли, как правило, изменены.

Любой ребенок с нарушениями развития значительно дольше, чем ребенок с обычным развитием, физически зависит от взрослого. «Особого» ребенка приходиться носить, поддерживать в положении сидя или стоя, помогать ему дотянуться до предмета или схватить игрушку. В такой ситуации именно взрослый «трактует» желания ребенка, интерпретирует его коммуникативные сигналы и помогает действовать. Часто это единственный путь, потому что самостоятельно ребенок сделать всего этого никогда не сможет. Однако способность действовать самостоятельно при этом не развивается. Ребенок не учиться сам себя занимать, самостоятельно определять свои желания и выбирать, чего хочется больше.

Естественно, любой родитель хочет найти для своего ребенка самую лучшую программу помощи. И выбор просто огромный - центры, санатории, частные занятия, больницы. Рекламу можно найти повсюду. И, как сказала одна мама ребенка с церебральным параличом, невозможно простить себе, если ты не попробуешь что-то новое. Теперь откинем частные вопросы и методики и попробуем ответить на один единственный вопрос «Какова цель любой программы реабилитации». Иными словами, чего мы хотим достичь.

Если спросить об этом маму ребенка с церебральным параличом, то первый ответ, наверное, будет: «Чтобы научился ходить», а мама неговорящего ребенка скажет, что хочет, чтобы он заговорил. Но если поговорить об этом подробнее, то выяснится, что самое главное - это чтобы ребенок не зависел постоянно от нашей помощи, чтобы в повседневной жизни ему не надо было помогать, чтобы, оставшись один, он справился с необходимыми делами...

Эта, казалось бы, простая мысль перевернула представления о реабилитации во всем мире и (будем надеяться!) добралась, наконец, и до нашей страны. Давайте проанализируем, что нужно для независимой жизни нам с вами.

Во-первых, это способность самостоятельно справляться с повседневными делами - одеваться и раздеваться, умываться и мыться в ванне, есть, пить, передвигаться и пользоваться транспортом, общаться, то есть делать все то, что составляет нашу повседневную жизнь. Кроме этого, независимая жизнь это еще и продуктивная деятельность - это ведение домашнего хозяйства, помощь членам семьи, работа или учеба и, для ребенка, игра. Если подробнее проанализировать весь список важных для нас вещей и попытаться составить своеобразный рейтинг наших потребностей во взрослой жизни, то способность вступать в коммуникацию, то есть возможность быть услышанным, понятым и понимать других, безусловно, займет первое место.

Результаты рейтинга: коммуникация; ежедневная активность; мобильность, включая и социальную мобильность; способность ходить (лишь на последнем месте!).

Теперь можно задать вопрос: «Как наши традиционные подходы к реабилитации позволяют достичь этих целей». Что обычно предлагается ребенку?

В настоящее время возможности получения специального образования гарантированы лицам с умственной отсталостью разной степени. Важнейшим практическим подкреплением этой гарантии стали организация в специальных (коррекционных) школах классов для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

В нашей школе в 2007/2008 учебном году был открыт первый класс для таких «особых» детей на основании Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

Образовательная среда Норильской специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида предусматривает: социальную адаптацию детей; доступное образование и воспитание; коррекцию и компенсацию нарушений развития; доступную трудовую подготовку; общее и физическое развитие в соответствии с их состоянием и возможностями.

«Особый» ребенок предусматривает и особый подход, особые приоритетные направления в работе. Это:

четко выраженная практическая направленность на приобретение жизненно-необходимых адаптивных умений и навыков размытость границ между обучением и повседневной жизнедеятельностью;

учебный материал максимально связывается с реальной жизнью ребенка, что повышает мотивацию к обучению, формирует познавательные интересы;

используются специальные методические приемы обучения и специальные учебные пособия.

Цель учителя в работе с такими детьми - содействие развитию личности ребенка, его психологическая защита и воспитание доверия к миру. В нашем коллективе трудятся люди, тонко чувствующие и понимающие таких детей. Они везде и всегда защищают и соблюдают интересы «особого» ребенка.

Помимо базовых общеобразовательных предметов (математика, чтение, письмо) в школьный компонент включены: занятия по логопедии, индивидуальные занятия с дефектологом, ЛФК, увеличено количество часов музыкального и изобразительного искусства.

Работа строится в тесном сотрудничестве с медицинскими работниками. В нашей школе есть психиатр и педиатр, плюс круглосуточное дежурство медицинской сестры. Дети один раз в год проходят плановое диспансерное обследование: УЗИ внутренних органов, кардиограмму сердца, обследование узких специалистов. Учитывая, что наши дети соматически ослаблены, их пребывание в школе опирается на охранительный режим дня, предусмотрен дневной сон.

Давно известно, что работа, как бы хорошо она не была налажена в школе, не будет иметь положительного результата без тесной взаимосвязи с родителями. Для этого созданы все возможности: родители получают индивидуальную консультацию, как у учителя, так и воспитателя; проводятся тематические родительские собрания; привлекаем родителей к внеклассной работ (походы в театры и кинотеатры и т.д.).

Не каждый ребенок по медицинским показаниям может посещать занятия в школе. Дети, имеющие физические или психические заболевания, имеют право получать квалифицированную педагогическую помощь на дому.

Обучение ребенка на дому - многогранный сложный процесс, в который вовлекается большое количество специалистов: учитель-логопед, педагог - психолог, социальный педагог, медицинский работник школы, детский врач-психиатр, учитель-дефектолог, классный руководитель.

Все занятия с «особым» ребенком имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей и степени выраженности дефекта. Занятия строятся на основе принципа интегрирования чередованием упражнений по степени сложности. Структура занятий гибкая, но в своей основе она включает познавательный материал и элемент психотерапии.

В процессе занятия необходимо помнить, что усвоение учебного материала должно параллельно формировать коммуникативные качества, обогащать эмоциональный опыт, активизировать мышление, проектировать общественные взаимодействия и двигательные акты, формировать личностную ориентацию.

В основу всего положена та психическая функция, которая наиболее доступна и является ведущей на данном этапе физического и психического состояния больного ребенка. Психологическое состояние ребенка в конкретный момент может стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятия.

Обучение ребенка на дому огромный кропотливый труд. Педагоги, впервые начавшие обучать ребенка на дому, приходят порой в отчаяние, так как в течение долгого времени отсутствуют видимые результаты их работы. Однако к такому ребенку следует относиться особенно внимательно и терпеливо. Необходимо поощрять малейшее желание работать, не пропускать даже незначительного повода для похвалы, стимулировать не только интерес к учебе, но и желание все время делать лучше. Главное - создать ситуацию успеха, дать возможность пережить радость достигнутого, поверить в себя. Трудно переоценить роль учителя в этом процессе - ведь он впервые включает ребенка в отношения «ребенок – общество».

Воспитательная роль семьи особенно велика при обучении ребенка на дому, так как возможности контактов этой группы детей весьма ограничены.

Наши наблюдения показывают, что именно наличие эмоционального контакта и взаимопонимания в системе «ученик-родитель-учитель» - залог успешной психокоррекционной работы.

По просьбе родителей некоторых учеников приводят на занятия в школу и в этом мы видим дополнительную социализацию - ребенок общается с детьми на переменах, принимает посильное участие в школьных праздниках. В его мир входят яркие впечатления: это и знакомство с новыми людьми, и смена привычного ритма жизни, и первые шаги к самостоятельной деятельности.

Такие школы, как наша, максимально повышают возможность интеграции в общество «особых» детей, открывают для них реальные социальные перспективы. И в этом мы видим главный смысл и назначение всей нашей работы.