ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Пузакова Татьяна Семеновна, учитель английского языка, МОУ СОШ №4,

п/г Львовский Подольского района Московской области

Сегодня, когда современный компьютер есть в каждом классе и в каждой школе, технические средства информационных технологий уже не являются самым ценным ресурсом. Более ценным становится живой опыт совершенствования и перестройки работы учителя на основе применения новых информационных технологий. В наше время недостаточно отлично владеть иностранным языком и знать свой предмет, необходимо владеть компьютерной грамотой и хорошо знать как передать информацию своим ученикам с помощью компьютера, чтобы повысить качество обучения через информационные технологии. Следует помнить, что компьютер никогда не заменит традиционных форм и методов обучения. Однако компьютер-это мощное средство познания, это техническое средство обучения, используемое для достижения оптимальных результатов. Перед учителем задача научиться использовать компьютер на уроках. ИКТ обязательно нужно использовать на уроках как удобный, полезный, необходимый инструмент, но нельзя забывать о том, что этот инструмент обретает силу лишь при условии правильного к нему подхода. На уроках иностранного языка с использованием ИКТ создается больше возможностей для решения познавательных задач, мотивации к обучению, реализации творческого потенциала, словом создаются все условия для полного, всестороннего развития личности учащегося.

Вот некоторые аспекты использования ИКТ в преподавании английского языка:

1.Общекультурное развитие учащихся;

2.Совершенствование языкового уровня;

3.Индивидуализация обучения;

4.Самоутверждение учащихся;

5.Совершенствование навыков владения компьютером;

6.Эстетичность презентации учебных материалов;

7.Повышение авторитета учителя;

8.Экономия расходуемых материалов учителем.

Когда в моем классе появился компьютер, перед мной встал вопрос как освоить новое и создать свое, как сделать компьютер гармоничной частью обычного урока. И в этом мне помог Интернет. Интернет для учителя иностранного языка - это обилие языкового и страноведческого материала, подробное описание новейших обучающихся технологий, советы авторов аутентичных учебных пособий, возможность постоянно повышать собственный уровень владения языком, возможность обмениваться опытом с зарубежными и российскими коллегами в виртуальных методических объединениях. Мы получаем возможность воспользоваться огромным количеством дополнительных материалов, которые позволяют обогащать наши уроки разнообразными идеями и интересными упражнениями. Но задача учителя стараться, чтобы дополнительный материал из Интернета был логическим продолжением того, что мы делаем на уроках, соответствовал теме, содержал необходимую лексику и грамматику. То есть учителю нужно последовательно и вдумчиво искать нужную информацию, а затем разумно и грамотно использовать ее в учебном процессе.

Имея скромный опыт использования ИКТ на уроках, хочу поделиться своими находками. Так, работая над развитием навыков чтения и работая с газетной лексикой, можно использовать Интернет в качестве домашнего задания. Так как почти у всех учеников дома есть Интернет, можно предложить задание: узнать какие новости освещают английские, американские и русские газеты на первых полосах своих страниц. Можно предложить ребятам ссылки. Ведь все значимые газеты в мире имеют свои web-страницы. Можно разделить класс на группы и каждой группе предложить определенный сайт. А на уроке ребята расскажут о последних событиях в мире. Можно учителю скопировать газетный материал в Интернете, раздать ученикам и провести необходимую работу. Например, cайт BBC World Serviсe представляет возможность не только прочитать, но и прослушать новости, причем можно даже выбрать для себя подходящий уровень владения англ.языком и прослушать новости в режиме Learning English. Статьи здесь распределены по темам и континентам. А газета The New York Times предлагает читателям учебную версию с готовыми поурочными разработками. При обучении аудированию аудиокассеты и CD диски к учебным пособиям незаменимы на уроках англ. языка, но можно использовать ИКТ в качестве дополнительного средства обучения. На сайте www.bbc.co.uk можно скачать множество уроков на развитие навыков аудирования. На многих сайтах можно найти песни на английском языке, слова песен, караоке, которые можно скачать и использовать на уроках и внеклассных мероприятиях.

В Интернете много сайтов, где можно найти тренировочные грамматические и лексические упражнения, тесты, демонстрационные материалы ЕГЭ. Так на сайте Федерации Интернет Образования в главном каталоге «В помощь учителю» можно зайти на страницу Английский язык». Там можно найти электронное пособие, распечатать задания и раздать ученикам в бумажном виде. В своей работе я использую «Репетитор 2011» Кирилла и Мифодия, предназначенный для подготовки к ЕГЭ. Данное мультимедийное пособие помогает выявить слабые места в знаниях учащихся, самостоятельно повторить и обобщить изученный материал, отработать навыки прохождения тестирования.

Для развития навыков устной речи и обогащения словарного запаса учащихся можно воспользоваться сайтом для подростков www.teenadvice.org. Здесь много  тем для обсуждения, так как сайт посвящен проблемам молодежи, пополняется за счет писем и вопросов самих подростков со всего мира, что волнует, радует,  беспокоит подростков. В 9 классе, изучая тему «Мода. Одежда», ученики получили задание зайти на этот сайт и найти интересную информацию о том, как подростки других стран относятся к моде. Ребята с интересом отнеслись к такому заданию и принесли на урок переписанные от руки и скопированные тексты о моде разных молодежных группировок. Эта информация помогла в дальнейшем написать сочинение и послужила материалом для создания презентации.

Изучая глаголы Make и Do, например, учитель может сам найти много полезного на британском сайте www.worldwidewords.org, а можно дать задание ученикам подготовить сообщение на данную тему.

Обучение письму является частью обязательной программы, в частности подготовки к ЕГЭ, поэтому учитель может использовать помимо традиционных форм обучения и различные формы использования ИКТ на уроке. Изучая тему «Праздники», учитель может предложить ребятам найденные в Интернете тексты поздравлений на англ языке. С большим интересом ученики создают электронную открытку с поздравлением, анимацией и звуком. Сайты www.linguistic.ru, www.123greetings.com помогут ученикам выполнить такую работу. Существует интересный сайт www.comics.com. Здесь можно найти забавные картинки, комиксы. Если их скачать и вывести на экран, то можно предложить придумать фразы к картинкам провести такую работу в виде игры.

Изучение английского языка невозможно без яркой наглядности, которую учитель может найти в Интернете и использовать на уроке. Изучая тему «Дом» в 5 классе, я вывожу яркие картинки на экран. А формы работы самые разные: введение лексики, описание комнаты, описание предмета мебели в форме загадки, найти спрятанный предмет и т.д.

Создание презентаций учителем и учениками - еще одно средство использования ИКТ на уроках английского языка. Презентации знакомят учащихся с обычаями, традициями и культурой других стран. У учеников большое  желание готовить презентации по страноведению, а также презентации на основе своих собственных материалов, например, «Моя улица», «Мой дружный класс», «Фотография на стене», «Моя поездка в Лондон, Египет, Турцию» и др. Можно быстро приготовить презентацию ,если зайти на сайт www.geo.ru. Здесь можно найти карту, информацию по любой стране, скачать материалы с картинками. Отсортировать их по темам, классам. Сделать серию презентаций и получается прекрасное электронное пособие, которое можно в последующие годы изменять и дополнять.

Электронное пособие <Britannica> помогает в создании докладов и презентаций. Данная энциклопедия является удобным инструментом для поиска информации и помогает ученикам исследовать и познавать мир.

Таким образом, использование ИТК на уроках английского языка помогает учителю сделать урок более насыщенным и интересным, помогает повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, стимулирует учителя повышать мастерство преподавания.