ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПРИЕМА В УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Вишнякова Елена Анатольевна, аспирант кафедры ПЭ,

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»

Реформирование системы образования влечет за собой существенные изменения организации приема в вузы, базирующиеся на системном подходе. Прием в учреждения высшего профессионального образования представляет собой сложный и многофункциональный процесс, не ограничивающийся конкурсным отбором лиц, наиболее подготовленных к освоению образовательных программ, как это определено в нормативных документах Минобрнауки (например, в законе об образовании). Процесс приема в широком смысле необходимо понимать как совокупность скоординированных действий (решений, мероприятий) на всех уровнях системы управления приемом для достижения запланированного результата. Для формирования, а в последствии для повышения эффективности функционирования системы управления приемом необходимо четко определить структуру элементов, задействованных в процессе, их связи и взаимосвязи, за счет которых возникает синергетический эффект, функции и задачи каждого из элементов, подчиненных единой цели – обеспечения отбора наиболее соответствующих по уровню компетенций на входе в образовательную программу абитуриентов.

Рассмотрим подход, изложенный в законе об образовании [2] и определяющий систему образования как трехуровневую. Статья 37 классифицирует органы управления образованием на: «…федеральные (центральные) государственные органы управления образованием; федеральные ведомственные органы управления образованием; государственные органы управления образованием субъектов РФ. Государственные органы управления образованием создаются решением соответствующего органа исполнительной власти по согласованию с соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти. Местные (муниципальные) органы управления образованием могут создаваться по решению соответствующих органов местного самоуправления». По аналогии с используемым подходом, систему управления процессом приема можно также представить как трехуровневую.

Федеральный уровень государственного управления представлен Минобрнауки, которое на основании стратегических целей и задач развития экономики страны и кадрового обеспечения отраслей народного хозяйства,  осуществляет разработку и контроль реализации государственной политики и нормативно-правовое регулирование процесса приема. А именно устанавливает:

  • порядок приема в образовательные учреждения,
  • перечень профессий и специальностей, по которым ведется профессиональная подготовка,
  • перечень олимпиад школьников и порядок их проведения.

Минобрнауки осуществляет распределение контрольных цифр приема на основании открытого конкурса по заявкам от вузов. А также ограничивает количество образовательных учреждений высшего профессионального образования, в которые поступающий гражданин вправе подать заявления, и количество направлений подготовки (специальностей), по которым он вправе участвовать в конкурсе в каждом учебном заведении. Кроме того, министерство осуществляет координацию и контроль деятельности других уровней системы управления приемом в вузы.

Региональный уровень системы управления приемом представлен системой органов власти каждого из субъектов Российской Федерации, сфера деятельности которых лежит внутри границ соответствующего региона. Региональный уровень осуществляет контрольно-надзорные функции за процессом приема в рамках полномочий, предоставленных субъектам РФ с учетом хозяйственных интересов каждого конкретного региона.

Следующий уровень – это уровень образовательного учреждения. В сфере компетенции и ответственности каждого учебного заведения находятся вопросы организации процесса приема внутри вуза с четким соблюдением Порядка приема и других нормативных документов Минобрнауки (приказов, распоряжений, писем, перечней). Каждое учебное заведение высшего профессионального образования на основании нормативной документации федерального уровня формирует локальные документы вуза, такие как:

  • правила приема, которые подлежат ежегодному рассмотрению, корректировке и утверждению высшим органом управления вузом – ученым советом вуза. Правила приема содержат следующие разделы: прием документов, вступительные испытания, зачисление.
  • перечень направлений подготовки (специальностей), на которые вуз объявляет прием, и предметам, по которым учитываются результаты ЕГЭ,
  • порядок организации приема по направлениям подготовки (специальностям),
  • льготы, предоставляемые победителям и призерам олимпиад школьников различного уровня,

а также организует размещение этой информации на официальном сайте образовательного учреждения в сети Интернет, во исполнение требований Минобрнауки.

Таким образом, система управления приемом реализуется на трех уровнях: федеральном, региональном и уровне образовательного учреждения. Для эффективного функционирования системы управления процессом приема необходима согласованная деятельность всех элементов системы, подчиненность единой цели. Функции каждого уровня управления процессом приема должны быть определены и зафиксированы в нормативных документах структур, на которые возлагается ответственность по организации и контролю процесса приема в вузы. При этом действия должны быть направлены на достижение запланированного результата – цели системы.

В настоящее время под таким результатом автором понимается обеспечение подготовки специалистов по ряду технических направлений подготовки. Президентом России объявлены 38 приоритетных направлений [4], по которым Минобрнауки три последние года увеличивает контрольные цифры приема. Так из справки к протоколу заседания коллегии Минобрнауки от 25.01.2011 года: «За период с 2004 по 2011 годы наблюдается рост контрольных цифр приема по таким укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, как: «Информационная безопасность» (на 63%), «Автоматика и управление» (на 99%), «Информатика и вычислительная техника» (на 21%)».

Но при реализации запланированного результата возникают объективные проблемы, рассмотрим подробнее ситуацию в Санкт-Петербурге. Прием на указанные направления подготовки осуществляется на основании результатов ЕГЭ по трем предметам: математика, русский язык и физика или информатика. При этом по данным официального информационного портала ЕГЭ [3] в 2011 году всего 29% выпускников Санкт-Петербурга сдавали ЕГЭ по физике и 12% по информатике. И этот процент выше, чем по России. Причинами низкого процента выпускников, выбравших необходимые для поступления в технические вузы предметы, является низкий уровень подготовки школьников по перечисленным дисциплинам, а иногда отсутствие преподавания их в школах из-за отсутствия учителей-предметников.   

Проблема усугубляется сложной демографической ситуацией, связанной с сокращением выпуска из общеобразовательных учреждений (рис. 1). По данным Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга [1] в 2011 году число бюджетных мест дневного отделения государственных высших учебных заведений Санкт-Петербурга (27,4 тыс. мест) превысило число выпускников 11-х классов общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга.

На уровне каждого учреждения высшего профессионального образования проводится ежегодная системная работа по  привлечению абитуриентов. Ведется активная профориентационная работа со школьниками, организуются экскурсии на кафедры и учебно-научные лаборатории, проводятся олимпиады не только для одиннадцатиклассников, но и для школьников старших классов. Вузы заинтересованы в укреплении связи со школами, в связи с этим проводятся семинары для администраций школ, ознакомительные профориентационные практики для учащихся 10 классов школ.

Но отдельно взятому вузу технического профиля не под силу справится с возникшими трудностями. Конкретные меры для решения проблем организации процесса приема необходимо вырабатывать на всех обозначенных в статье уровнях системы управления приемом.

На Федеральном уровне это должно проявляться в непосредственной связи государственных целей ежегодного приема абитуриентов с задачами кадрового обеспечения народного хозяйства, вытекающими из стратегических целей развития экономики, ее важнейшего звена –  социальной сферы, включающей образование.

Основная задача системы управления приемом в вузы регионального уровня в современных условиях – это создание и реализация программ, благоприятствующих формированию в регионе контингента абитуриентов, ориентированных на получение высшего технического образования. Разрабатываемые программы должны быть основаны на учете целей и требований, заявленных на федеральном уровне, а также всей совокупности региональных особенностей (экономических, социальных, демографических).

Применительно к процессу приема это может означать:

  • анализ потребностей рынка труда региона и разработку перспективных планов удовлетворения потребности в квалифицированных кадрах региона на 10-15 лет,
  • формирование и активное проведение региональной политики по приему абитуриентов, включающей мотивационный механизм по привлечению абитуриентов и школьников для обучения на технических направлениях подготовки,
  • разработку и контроль функционирования региональной информационной системы по приему в регионе.

Для Санкт-Петербурга, по мнению автора, необходимо на региональном уровне при участии вузов и организаций сформировать программу, основанную на анализе объективно полученных данных от предприятий в перспективной потребности в квалифицированных кадрах, направленную на привлечение школьников к образованию технического профиля.

Структурированная система управления процессом приема формирует механизм управления процессом приема адекватный целям, заявленным правительством РФ и социально-экономическим условиям, существующим в стране в настоящее время.

Литература:

  1. Документ «Итоги работы Комитета по науке и высшей школе в 2011 году и основные задачи на 2012 год», www.knvsh.gov.spb.ru
  2. Закон об образовании N 3266-1 от 10.07.1992
  3. Официальный информационный портал ЕГЭ. [Электронный ресурс].-Режим доступа: www.ege.edu.ru
  4. Распоряжение Правительства РФ от 03.11.2011 № 1944-р. Об определении списка приоритетных специальностей для модернизации экономики.