МУЗЫКА – СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ И ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Бурцева Валентина Викторовна, МОУ ДОД «ДМШ №3» г. Серпухов,

преподаватель по классу синтезатора

В связи с новыми потребностями общества становится необходимой и переориентация образования, осуществление смены основной его парадигмы с информационной на развивающую самостоятельность, познавательную активность личности. Соответственно этому определяются новые подходы к обучению и образованию детей, обусловливаются новые приоритеты воспитания личности. Среди последних - творческое развитие личности, которое необходимо для всех видов человеческой деятельности. Искусство является одним из важнейших и мощных средств для достижения этой цели.

Трудно переоценить здесь важность эстетического, в частности, музыкального воспитания. Музыкальное воспитание - одна из центральных составляющих эстетического воспитания в целом, которое играет особую роль во всестороннем развитии личности ребенка, что определяется спецификой музыки как глубоко эмоционально воздействующего вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста - с другой. Музыка дает ни с чем не сравнимые возможности для развития духовной сферы человека, его творческого потенциала.

            Музыкальное воспитание делает возможным наиболее полное раскрытие всех внутренних психологических качеств учащегося (мышление, воображение, память, воля). Происходит развитие эмоционально-чувственной сферы психики ребенка (тонкости, чуткости, умения через музыку познавать глубину душевных переживаний в себе и других людях). Особенно важно, что эстетическое воспитание предоставляет возможность самореализации, создания духовных ценностей, проявления творческого начала, которое ведет к развитию самосознания, чувства собственного достоинства, ощущения своей значимости, взаимопонимания с другими людьми. Без этих качеств нельзя представить себе полноценную личность.

            Воспитание музыканта и, прежде всего - человека, мыслящего творчески и самостоятельно - сложная и особенно актуальная сегодня проблема. «Исполнительское искусство - творчество…; творчеству научить невозможно; следовательно, и исполнительскому искусству нельзя обучить…» [1, c.17]. Ребенок - музыкант имеет следующую мотивацию: познавательный интерес и творческие потребности. Инновации в педагогике определили новый характер отношений между учителем и учеником: это партнерские отношения, лично-ориентированный подход к обучающемуся (формирование Я-концепции), а также единство обучения и воспитания [2].

            Творческий процесс воспитания личности музыканта является индивидуальным, развивающим творческие способности и интеллект ребенка. Умение воплотить художественное содержание в материальной форме проявляется в мастерстве, развитие которого находится в центре внимания педагогики творчества [3, с.64 ]. Огромное значение имеют замечания преподавателя, высказанные им на уроке: ярче!...тише!...ровнее!...и т.д. Преподаватель опирается на собственный творческий опыт, представления об художественном идеале. «Музыкальное воспитание можно понимать в широком или более узком смысле». В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании – это воспитание Человека. В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания. В таком понимании музыкальное воспитание – это формирование музыкальной культуры человека».

Общим содержанием технологий и задач музыкального образования во всех его формах является освоение музыкальных ценностей, приобщение к миру музыки и музыкальному искусству во всех его аспектах с целью гармонического развития личности, ее духовной культуры, формирования чувственно-эстетической стороны ее мировоззрения и всего духовного мира. Эту задачу можно условно разделить на две задачи разных уровней. Задача-минимум — воспитание музыкально развитых, сведущих и понимающих слушателей музыки. Этой задаче придавали огромное значение Б. Асафьев, Д. Кабалевский и др. Задача-максимум - подготовка высококвалифицированных специалистов в области музыкального образования - музыкантов-профессионалов. Очевидно, что эти две задачи взаимосвязаны. К сожалению, для многих педагогов музыкального образования характерна тенденция противопоставления массового и общего музыкального образования. Носители этой тенденции недооценивают связь и взаимную обусловленность этих двух форм и ступеней образования. Между тем развитие этой тенденции ведет к снижению уровня музыкального образования в целом. Массовое общее музыкальное образование и выявляет музыкальные таланты, поставляет их специальному образованию для профессионального обучения. Универсальности и уникальности музыкально-педагогической деятельности должно соответствовать многообразие ее методов - как общепедагогических, так и специфических. Наши известные музыковеды выделяют почему-то всего три-четыре таких метода, вроде “забегания” вперед и “возвращения” к пройденному, “размышлений о музыке", эмоциональной драматургии”, “создания композиций” (хотя, строго говоря, эти действия едва ли соответствуют научному понятию метода). Однако подобное сужение методического многообразия или выпячивание отдельных методов, приемов преподавания неизбежно сковывает творческие возможности учителя и учеников, ведет к механическому однообразию, скуке, снижению эффективности и искажению задач педагогического процесса. С другой стороны, никакая формальная методика не может быть панацеей в разрешении многообразных педагогических вопросов и ситуаций, не заменит творческую изобретательность, импровизацию педагога.  Массовое музыкальное воспитание и образование, в основном, осуществляется посредством учебно-воспитательной работы в системе детских школ искусств (ДШИ) и детских музыкальных школ (ДМШ). Ретроспективный взгляд на историю становления и принципы функционирования системы ДМШ позволяет проследить тенденцию постепенного отказа от всеобщей профессионализации музыкального обучения. Сегодня в контексте идеи гуманизации и гуманитаризации образования особую актуальность приобретает проблема развития учащихся средствами музыки как вида искусства. Целью обучения детей в ДМШ и ДШИ является подготовка в большинстве своём музыкантов – любителей, которые обладают навыками музыкального творчества, могут самостоятельно разобрать и выучить музыкальное произведение любого жанра, свободно владеть инструментом, подобрать любую мелодию и аккомпанемент к ней. Научить музицировать можно любого ученика, имеющего даже весьма средние музыкальные данные. Всё это требует от педагога высокого профессионализма, творческого подхода к обучению ребёнка и большой к нему любви и уважения. Родители часто отдают детей в музыкальную школу вовсе не для того, чтобы вырастить из них профессиональных музыкантов, а для того, чтобы дети приобщились к миру классической музыки, полюбили ее, потому что без этого не может быть культурного человека. Принципы и методы современной творческой педагогики должны способствовать решению многообразных задач воспитания музыканта в процессе обучения: стимулирования активного, заинтересованного отношения к музыке, желания музицировать и творчески самовыражаться, развивать художественный вкус и эрудицию во всём разнообразии жанров и стилей музыки народной, академической и популярной.

Мы все в будущем хотим видеть наших детей творческими, духовно богатыми, культурно образованными людьми с развитым эстетическим вкусом. Эстетическое развитие ребенка будет гораздо гармоничнее, если рядом окажется тот, кто сам глубоко увлечен изобразительным искусством, музыкой, театром, кто видит и чувствует красоту окружающего мира, природы, человеческих взаимоотношений.

Музыка тоже может стать языком общения ребёнка в раннем детстве. Музыка имеет особый язык, позволяющий передавать самые тонкие оттенки человеческих состояний, переживаний, отношений. «Музыка выражает всё то, для чего нет слов, но что просится из души, и что хочет быть высказано» — писал П. И. Чайковский.

В результате общения с музыкой, ребенку передаются её настроения и чувства: радость, грусть, тревога и сожаление, решительность и нежность. В этом сила психологического воздействия музыки, благодаря музыке развивается восприимчивость и чувствительность. Именно музыка, по нашему мнению, может стать эмоционально-оценочным стержнем, позволяющим формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение, эстетическое сознание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка — актуальнейшая задача сегодняшнего дня, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности.

Основная проблема, отражающая сегодняшнее состояние воспитания, обучения и образования, является проблема развития мышления. Изучение личности (ребёнка, подростка, юноши), как субъекта воспитательной и учебной деятельности, осуществляется на основе теоретических, методологических, психологических и педагогических подходов.

Одним из главных принципов, обеспечивающих успешное овладение детьми основами современных знаний, является теоретический характер их мыслительной деятельности. Основы мышления данного типа должны быть сформированы у детей в раннем возрасте, в младшем школьном возрасте, а на средней и высшей ступени обучения происходит их дальнейшее развитие. Общение с искусством имеет огромное значение в психологическом становлении личности, в развитии ее общечеловеческих задатков и личностных качеств. Получая от художественных и музыкальных произведений огромное количество впечатлений, ребенок перерабатывает их и реализует в своей творческой деятельности, тем самым они играют неоценимую роль в развитии творческой индивидуальности и становлении его личности.

Cписок литературы

1.Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство.-Л.:Музыка, 1974.-335с.

2.Ильин Е.Н. Путь к ученику. - М.:Просвещение,1988.

3.Красильников И.М. Электронное музыкальное творчество.-Дубна: Феникс+, 2007.-496с.