Проектная деятельность на уроках информатики

Абрамкина Светлана Александровна, учитель математики и информатики,  

МАОУ Ильинская СОШ, г. Домодедово               

      

Проект есть всякое действие индивидуальное

или групповое, совершаемое от всего сердца.

Килпатрик

Сегодня,  в период перехода от индустриальной к информационной, или постиндустриальной, культуре, отличающейся такими чертами, как интегрированный характер, гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и теснейшая коммуникация на всех уровнях, перед образованием стоит задача – подготовить человека, соответствующего этой новой культуре.  

Во введении к Концепции государственного стандарта общего образования сказано, что развитие личности – смысл и цель современного образования... Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы.

Концепция изменений основана на проектном подходе, предполагающем отход от авторитарности в обучении, ориентированный на самостоятельную работу учащихся, организацию образовательного процесса, направленного на поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом учащемся.Метод проектов вызван к жизни в силу необходимости перестройки образовательной системы в условиях информатизации общества.

Что такое метод проектов?

Проект (от лат. рrojectus, буквально - брошенный вперед) – это самостоятельная творческая завершенная работа, выполняемая под руководством учителя.

Метод проектов рассматривают как систему обучения,  при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий – проектов, что способствует  достижению образовательного результата – формирование ключевых компетенций учащихся, а ключевые компетенции  учащихся – это наиболее актуальный в современный условиях результат образования.

Цели и задачи проектной деятельности

  1. Повышение личной уверенности  каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии.
  2. Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества  для получения результатов  процесса выполнения творческих заданий.
  3. Развитие исследовательских умений.
  4. Формирование в сознании школьника информационной картины мира.
  5. Контроль знаний и умений по пройденному материалу.
  6. Умение наглядно представлять имеющийся материал.
  7. Умение слушать и уважать мнения учащихся;

Метод проектов занимает особое место на уроках информатики. Применение данного метода продиктовано особенностью предмета: всегда есть компьютер, и выполнение практических заданий становится неотъемлемой частью урока. В основе этого метода лежит творчество ребят, проявление инициативы и самостоятельности. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практических или теоретических знаний, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания.

Учащиеся, выполняя проекты на уроках информатики, решают не проблему, а выполняют определенные алгоритмы действий, упражнения. Не привычное решение задач, а выполнение творческих проектов, где оформление, способ реализации зависят от ученика и его возможностей.

Любой проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Это позволяет составить единую циклограмму проведения проекта любого типа (долгосрочного или краткосрочного, группового или индивидуального) и любой тематики.

Проектные технологии предусматривают: изучение окружающей жизни (практические работы, познавательные передачи и научная литература), обязательное самообучение (умение работать с дополнительной литературой, ресурсами Интернета, прикладными программами на компьютере).

В информатике проект представляет собой самостоятельное доскональное изучение какой-либо проблемы с презентацией результатов работы — как правило, это компьютерная программа.

Работа над проектом развивает творческую активность учащихся, умения выполнять исследовательские работы, анализировать выполненную работу.

Метод проектов учитывает дифференцированный характер обучения, различные уровни усвоения и формирования компетенции. Кроме того, проектная деятельность позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, распределять обязанности в группах по способностям и интересам детей.

В ходе выполнения работы над проектом у учащихся развиваются следующие способности:

• коммуникативная – способность к общению;

• проблемно – поисковая – способность решать жизненные вопросы;

• рефлексивная – способность к анализу совершенной деятельности.

Проект, как правило, представляет собой коллективную форму деятельности. Неформальное общение с товарищами и учителем раскрывает творческий потенциал ребенка и позволяет ему успешно справиться с выполнением проекта. Кроме того, коллективная деятельность такого рода дает ребенку возможность почувствовать свою значимость в коллективе и в то же время научиться ценить вклад других людей в общее дело. Учитель включается в обсуждение и принимает участие в вынесении решения в качестве старшего товарища, который предлагает, а не диктует. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения. Таким образом, проект имеет не только образовательное, но и социальное значение.

Но каждый урок не может быть ориентирован только на интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. Проектная деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить. «Уместить» метод проектов в классно-урочную систему является трудной задачей для преподавателя.
      Проектную деятельность учащихся я применяю на уроках повторения или обобщения пройденного материала. Проекты при этом могут быть небольшие (на один урок).
       У меня сложилась следующая система:

  1. Сначала даю базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание.
  2. Затем мы переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по базовому курсу информатика.
  3. После этого переходим к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение.
  4. Я организую постоянную проверку презентаций, собирая их и выставляя оценки. Ученики делают сообщения по новому материалу. Лучшие проекты представляются классу и занимают почётное место в кабинете информатики, а также на моем персональном сайте, для их последующего использования на уроках. 

Так, например, обучающие 8 классов предоставляют свои проектные работы по теме «Создание своего сайта» на итоговом уроке по изучению темы «Коммуникационные технологии». Хочется отметить, что ребята вовлекаются в эту работу с удовольствием и предоставляют на защиту очень интересные проекты — сайты. А ученики 9 классов с интересом работают над проектами «Кодирование информации» и «Алгоритмы вокруг нас». Учащиеся 10 класса больше всего интересуются графической информацией, а ученики 11 класса — моделированием, особенно интересные исследования они предоставляют, когда защищают проект «Генеалогическое древо моей семьи».

     В нашей школе постоянно проводится научно-практическая конференция, где обучающиеся могут защитить свои проектные работы.  Лучшие проекты затем участвуют в муниципальной научно-практической конференции «Школа будущего». Многие мои обучающиеся принимают участие в данной конференции.

В ходе выполнения проекта учащиеся вовлекаются в процесс систематизации информации, получаемой из внешних источников. У них формируется потребность к самообразованию, актуализируется творческое начало и индивидуальность каждого.

Широкое использование современных информационных технологий для выполнения проектов является эффективным средством развития способностей и реализации творческого потенциала у учащихся.

Применение проектной деятельности на уроках позволяет учащимся полноценно осмыслить и усвоить учебный материал, формирует самостоятельность и инициативность школьников.

Если выпускник школы приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, он также развивается как личность, получая необходимый заряд для самоопределения в будущем, что дает ему возможность, выйдя из стен школы стать успешной, саморазвивающейся, самодостаточной личностью.

Я очень надеюсь на то, что погрузившись в проектную деятельность, оказавшись в ситуации неопределенности, ученик обязательно когда-нибудь воскликнет «ЭВРИКА!», сделает свое собственное открытие. В этом смысл, ценность метода проектов.

 

Список используемой литературы:

  1. Барыкова Н.А. Метод проектов в преподавании информатики в системе общего среднего образования. Сб. трудов «X международная конференция «Информационные технологии в образовании, часть II». - М., МИФИ, 2000. С. 60-61.
  2. Трофимова А.Л. Внедрения информационных технологий в образовательный процесс на уроках математики и информатики – Влияние ИКТ-компетенции учителя-предметника на образовательный процесс. Опыт реализации проекта “Поколение.ru” в московском образовании. -М.: МГПУ, 2003. с. 49-52.
  3. Федоренко И.А. Использование метода проектов на уроках информатики. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://shakhty-edu.ru/node/210.