Урок труда во 2 классе c использованием технологии мастерских, культуровоспитывающей технологии и коллективного способа обучения. «Аппликация "Лебедь" из различных материалов»


Андреева Ирина Анатольевна, 
учитель начальных классов,

МОУ Дубровицкая СОШ, Подольский район посёлок Дубровицы

Цели и задачи:     1. Формировать представление о социальной роли культуры в  жизни общества.

            2. Развивать духовно – нравственные идеалы.

            3. Расширять культурный кругозор детей.

            4. Закреплять умение работать с ножницами, клеем.

            5. Развивать эстетический вкус.

Оборудование:   1. Диск с музыкальными произведениями, магнитофон.

                          2. На партах заготовки: контур изображения лебедя, кусочки ниток одного размера для петелек.

                          3. Клей ПВА, ватные палочки.

                          4. Мультимедийный проектор, презентация к уроку.

№ этапа урока

Выполняемые действия

Полученные знания и умения.

Технологии.

1.

 Звучит песня Е. Мартынова «Лебединая верность»

(сл. А. Дементьева).  

Коллективное слушание музыкального произведения. КСО

2.

Учитель: Вы прослушали песню Е. Мартынова «Лебединая верность» на стихи поэта Андрея Дементьева. О лебединой верности с древности складывали предания, легенды, сказки. Лебедь – наиболее почитаемая птица наших предков, славян. Она символизирует чистоту, гордое одиночество. Представления древних людей, связанные с лебедем, живут и по сей день в запретах убивать или употреблять эту птицу в пищу. У многих народов Европы Лебединой дорогой называется Млечный путь. Чувашская сказка объясняет появление и самого Млечного пути: во времена осеннего перелёта одна птица отстала, и стая оставила в небе след из пушинок, чтобы отставшая могла найти дорогу. Древние греки поместили на Млечном пути созвездие Лебедя.

Русская народная сказка широко использует мотив превращения прекрасной девушки – невесты  в лебедя. 

Культуровоспитывающая технология.

3.

Демонстрируется плакат с репродукцией картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь»

Рассматривние репродукции, обмен впечатлениями об увиденном.

4.

Учитель: Послушайте, как описывает первую встречу с царевной

А. С. Пушкин в «Сказке о царе Салтане…»

Ученица читает отрывок из сказки:

Ты, царевич, мой спаситель,

Мой могучий избавитель,

Не тужи, что за меня

Есть не будешь ты три дня,

Что стрела попала в море;

Это горе – всё не горе.

Отплачу тебе добром,

Сослужу тебе потом:

Ты не лебедь ведь избавил,

Девицу в живых отставил;

Ты не коршуна убил,

Чародея подстрелил.

Ввек тебя не позабуду:

Ты найдёшь меня повсюду…

 

Восприятие стихотворного произведения на слух. Декламирование стихотворения.

Технология интегрированного обучения.

5.

Звучит МУЗЫКА Сен-Санса «Лебедь». 

Коллективное слушание музыкального произведения. КСО.

6.

- Сегодня мы выполним необычную аппликацию «Лебедь».

У вас на партах заготовки:

*контур изображения лебедя,

*кусочки ниток одного размера для петелек,

*также необходим клей ПВА,

*ватные палочки.

 

Организация рабочего места.

7.

- Давайте познакомимся с последовательностью работы по инструкционной карте.

- Ученик читает инструкционную карту. На экране – изображение готовой поделки.

«Смажь небольшой участок основы клеем и приклеивай петли по одной, прижимая их концы палочкой с ватным тампоном. Начинай приклеивать петли от внешнего контура поделки: лебедя начинай выклеивать от головы, спускаясь на шею и крылья; на крыле сначала сделай внешний чёрный контур, а затем от него выклеивай внутреннюю часть крыла.  При выклеивании воды начинай от верхнего края поделки».

Изучение инструкционной карты.

КСО.

8.

Учащиеся выполняют работу.

Работа по заданной инструкции.

Система поэтапного обучения.

Звучит музыка:

  1. Сцена из 2 акта балета«Лебединое озеро» П. И. Чайковского.
  2. «Танец маленьких лебедей» П. И. Чайковского.
  3. «На озере» Г. Д. Райт
  4. «Озеро» А. Шелыгин. Из музыки к телефильму «Лебединый рай».

Развитие эстетического вкуса

9.

Подведение итогов работы.

Умение анализировать и сравнивать.

Лебедь

Рисунок 1 - Готовая аппликация

Литература:

1.Белошистая. А. В., Жукова О. Г. Волшебные ниточки. [Электронный ресур] - Режим доступа: http://freebooks.net.ua

2.Белошистая. А. В., Жукова О. Г. Организация ручного труда как способ развития мотивации ребенка. [Электронный ресур]  -Режим доступа:http://www.voppsy.ru/issues/2008/082/082154.htm

3. Николкина Т.А., Гулуева Т.С., Попова Г.П. Уроки труда в начальной школе . 1-2 класс. –М.: 2006. – 288с.

4. Ребёнок и творчество,  №2 (8),  2010.