На пути к реализации ФГОС. Формирование УУД с помощью психологических игр и упражнений на уроке английского языка

Буздалова Екатерина Сергеевна, 
учитель английского языка МБОУ гимназии №2, г.Чехов, Московской область
 
Если учитель не заботится о благоприятной психологической обстановке на уроке и после него, не находит времени для игры, шутки и перерыва, призванного снять скопившиеся напряжение, усталость или внутренний дискомфорт, которые могут испытывать учащиеся в течение учебного дня, то учащиеся сами создают поводы для расслабления. Такие «спонтанные» перерывы, которые организуют «классные весельчаки», могут играть деструктивную роль, т.к. зачастую не управляются учителем.
Т.о. учителю необходимо специальным образом организовать особые паузы, способствующие восстановлению физических и психических сил учащихся, установить в группе доброжелательную атмосферу взаимопонимания, направленные на повышение тонуса, восстановление внимания, снятие накопившегося напряжения и стресса. Кроме того, если учитель играет на уроке, то и сам испытывает больше радости от своей работы. Ощущение счастья возникает тогда, когда учителю удается не только пробудить интерес учащихся, но и самому почувствовать радость творчества.
В данной работе предложен ряд игр и упражнений, направленных на решение описанных выше проблем. В их основу положена методика широкого применения интерактивных игр и упражнений, разработанная немецким ученым Клаусом Фопелем.
Необходимо пояснить, что предложенные занятия являются переработанным и дополненным мною вариантом упражнений К. Фопеля, адаптированным для применения на уроках иностранного языка. Представленные в работе игры и упражнения могут быть использованы как в форме единого занятия, так и в форме отдельных элементов урока, на любом из его этапов. Данное занятие способствует формированию личностных (позитивная самооценка), коммуникативных и регулятивных УУД (анализ достижений), в рамках реализации требований ФГОС. Данный комплекс упражнений с одной стороны, направлен на формирование благоприятной психологической обстановки в коллективе, а с другой стороны, на повторение и обобщения лексико-грамматического материала по теме.
Применение ритуалов и упражнений Клауса Фопеля на уроке английского языка
Упражнения начала урока
Ритуал «Прочистка мозгов»
Предлагаем учащимся взять в руки воображаемую нить и «прочистить мозги». Упражнение должно проходить в едином ритме. Очень важно, чтобы руководитель тоже участвовал в процедуре. В этом случае упражнение дополнительно выполняет роль речевой разминки. Ритуал помогает синхронизировать работу в коллективе. Если добавить песенки или рифмовки то помимо настройки на общую работу достигается цель снятия психологического зажима в говорении.
Ритуал «Начало урока»
Участники разбиваются на небольшие группы по 4-6 человек. Все члены группы по очереди исполняют роль ведущего. Его движения – образец для остальной группы (все должны повторить их). Палитра движений от самых простых (можно прыгать, топать, хлопать в ладоши и прочее) до пантомимы. Особенностью применения на уроке английского языка это упражнение делает совмещение с произнесением скороговорок, стихов или речевок, что по аналогии с предыдущим ритуалом превращает это упражнение в речевую зарядку.
Ритуал «Приветствие»
Учащиеся встают, образуя два круга (внутренний и внешний), лицом друг к другу. Если места мало – то делим их на две группы.
Задание 1.1 Приветствие официальное: Представьте, что вы попали на официальное мероприятие. Нужно поприветствовать друг друга, переходя по кругу от партнера к партнеру. (Переходят только учащиеся во внутреннем круге. Внешний круг неподвижен). 
Задание 1.2 Приветствие дружелюбное:
Представьте, что встретили друга после долгой разлуки. Поприветствуйте его тепло. Скажите о своих чувствах. (Переходят только учащиеся во внешнем круге. Внутренний круг неподвижен).
Задание 1.3 «Рука в руке». На вечеринке:
Представьте себя на вечеринке, где вы никого не знаете. Познакомьтесь с гостями на вечеринке. Можно  усложнить данное упражнение. Ритуал может состояться, только когда участник держит за руки двух гостей. Игра способствует созданию ощущения принадлежности к группе и является хорошей подготовкой к дальнейшему занятию. Контакт глаз помогает установлению близости и позитивной внутренней установки. Кроме того, упражнение позволяет отработать навыки ведения диалога  этикетного характера в официальной и неофициальной ситуации, что соответствует материалу, изучаемому в 5-м классе.
Фонетическая зарядка
Для выполнения этого упражнения потребуется свободное пространство. Необходимо кружиться как волчок с широко раскинутыми руками. В это время нужно протяжно петь звук «И-И-И». Упражнение помогает взбодриться, снимает усталость. Для того, чтобы не кружилась голова нужно постоянно смотреть на какой-либо предмет и фиксировать на нем внимание при каждом повороте. Вибрация, происходящая при произнесении звука «И» активизирует работу мозга, является действенным механизмом для «массажа мозга».
Аналогично можно отрабатывать произношение согласных звуков [ð] и [θ]. Это голосовое упражнение не только придает свежие силы, но и позволяет направить в позитивное русло беспокойство и нервозность.
Упражнения основной части урока
Упражнение 1. Мои достижения (I’m OK!)
Учащиеся садятся на свои места, и в течение 3 минут описывают свои достижения: «Я знаю…», «Я умею…», «Я делаю это лучше всех…» и т.д. 
А затем желающие озвучивают свои достижения.
Эту игру можно проводить время от времени, а можно еженедельно, несколько изменив тему. Можно проводить игру в парах или больших группах, что создает дополнительно эффект новизны. Упражнение способствует отработке навыка применения Настоящего простого времени в устной и письменной речи.
Упражнение 2. Накопительные комплименты (Испорченный телефон)
Учащиеся делятся на группы по 5-6 человек, и выстраиваются в шеренги. Каждый игрок должен придумать комплимент для следующего. Игра начинается с №1. Он поворачивается к стоящему за ним (№2) и говорит на ухо комплимент. №2 Передает комплимент №3 и добавляет еще один от себя. И так далее. Последний в ряду человек идет к первому и передает ему все названные комплименты, плюс один собственный. Затем просим участника №1 рассказать, какие комплименты он получил. Игра способствует установлению уважительного климата в коллективе, способствует признанию ценности и значимости каждого члена группы. Возможен письменный вариант этой игры. 
В ходе игры происходит отработка применения ЛЕ по теме «Описание человека». Хорошо подходит для динамической паузы.
Упражнение 3. Ищи и найди
Очень простое упражнение. Ведущий загадывает одного из присутствующих учеников и записывает его имя, не показывая остальным. Ученики задают только те вопросы, на которые  можно получить ответ «ДА» и «НЕТ». Задача – максимально быстро угадать имя загаданного ученика. 
Эта игра тренирует наблюдательность и память. Она побуждает учащихся внимательно посмотреть на себя и других. Поэтому игра способствует развитию чувства признанности, возникновению ощущения групповой принадлежности и самоутверждению. Также она способствует Развитие навыка применения лексических единиц по теме «Описание человека» в грамматической структуре общего вопроса.
Упражнение 4. Волшебный стул
В центре круга ставится стул. Члены группы по очереди садятся на него. Один из учеников садится на стул, а три участника высказывают три комплимента ему или ей. Каждый раз, когда человек, сидящий на стуле слышит что-то позитивное, он благодарит за добрые слова. В дальнейшем можно разнообразить и усложнить это упражнение следующим образом: трое выходят к «Волшебному стулу» и высказывают сидящему комплимент, говоря по одному слову. Однако нужно учесть, что такой вариант требует больше времени.
Этот вариант игры помогает повысить самооценку. Наличие обратной связи помогает установить лучший контакт в группе. Важно, что при повторном выполнении этого упражнения раскрываются качества, которые не столь очевидны, но могут содержать важную информацию. Происходит развитие навыка применения лексических единиц по теме «Описание человека» и употребления Настоящего простого времени.
Завершение урока
Ритуал «Финальная точка»
Этой процедурой хорошо заканчивать занятия. Ритуал помогает соединить полученные новые знания со старыми, уже имеющимися.
Все члены группы становятся друг напротив друга попарно. Руки вытянуты перед собой ладонями вверх.  При этом говорим приблизительно следующий текст: «Все что я знал и умел, я беру в левую руку, а все новое – в правую руку. Когда я скажу: готово, давай! – соедините руки хлопком, сказав при этом –  Да!» одновременный хлопок создает ощущение принадлежности к группе и чувство душевного подъема. 
 
Источники и литература
1. Каретникова А.А. Веселый английский в начальной и средней школе. Праздники, игры и занимательные задания. Ярославль, Академия развития – 2011.
2. Рыжик Н.А. 200 обучающих игр на уроках английского языка. М., АСТ – 2008.
3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М., Генезис – 2000.
4. Фопель К. Энергия паузы. М., Генезис – 2001.
5. Через формы к мыслям: О новой университетской образовательной модели / Под ред. Ю.М. Афанасьева. М.: Изд-во РГГУ, 2006.