Активные формы обучения студентов в процессе преподавания курса экономической социологии в финансово-экономическом вузе

Брушкова Людмила Алексеевна, доцент кафедры «Теоретическая социология»,
ФГОБУ Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
 
Необходимость внедрения активных форм обучения студентов в настоящее время диктуется следующими обстоятельствами как глобального, странового, так и локального (вузовского) характера:
1. Сдвиг междисциплинарных границ, переход от классической дисциплинарности к мульти- и междисциплинарности. Коренится этот переход в усилении практической ориентированности, «полезности» вузовского знания. Как показывают данные ежегодного мониторинга качества преподавания социологии в Финуниверситете, основным требованием студентов к социологии и другим дисциплинам является возможность применения полученных знаний и умений на практике. Для того, чтобы привлечь студента, классические дисциплины жертвуют своей академической чистотой и фундаментальностью в пользу более прикладных междисциплинарных курсов. Таким образом, вне зависимости от того хорошо это или плохо, следует констатировать, что современный учебный процесс ориентируется, прежде всего, на «полезное знание», т.е. по словам Н.Е. Покровского, «знание ясное, доступное, чисто инструментальное, ведущее студентов по окончании вуза наикратчайшим путем к выгодной работе» [1].
2. Место социологии в структуре образовательной программы бакалавра экономики, которое определяется, прежде всего, количеством часов, отводимых на изучение этой дисциплины. Согласно новым образовательным программам подготовки бакалавра по направлению «Экономика», экономическая социология является обязательным предметом. Однако количество часов, отводимых на изучение этой дисциплины, к сожалению, является до обидного малым (72 часа, включая самостоятельную работу студентов). Получается, что важность социологии, как единственной дисциплины, дающей обучаемым комплексное видение социальной реальности, никем не отрицается, однако времени на ее изучение дается явно недостаточно. В этих условиях, преподавание по традиционным схемам, оказывается нецелесообразным. Оказывается совершенно невозможным (а возможно и ненужным) придерживаться классической энциклопедической традиции, согласно которой необходимо хотя бы упомянуть все, что имело и имеет место в теоретической социологии. 
3. Компетентностный подход, требующий формирования не столько багажа знаний и умений, сколько способности их успешно применять на практике, сообразуясь с конкретной ситуацией. 
4. Практико-ориентированное обучение. То есть акцент в обучении переносится с накопления знаний на их применение, с преимущественно пассивного восприятия студентами информации на их действия, практику.
5. Специфика самой социологии как науки практической, предполагающей погружение в проблемную ситуацию, исследовательское поле, активный поиск своих ответов на те или иные вопросы.
6. Особенность современного поколения молодежи, ориентированного на вузуализацию и манипулирование (в позитивном смысле) знанием.
7. Специфика обучения взрослых, которые являются не столько объектом, сколько субъектом собственного образования. Превращение студента в субъект собственного образования, в том числе, предполагает, что каждый студент (при помощи тьютора) должен будет составить индивидуальный план (траекторию) собственного образования. Зная, чего в первую очередь ждут студенты от университетских курсов, нетрудно предположить, какие курсы будут пользоваться у них спросом. 
8. Перенос рыночных законов спроса и предложения в сферу образования. Экспансия экономики в образование. В этой ситуации жизненно необходимо переосмысление существующих методов и форм преподавания студентам социологии. Оборотной стороной экономизации образования является его дегуманизация, пренебрежение к гуманитарным дисциплинам, ценностям и мышлению. 
Перейдем теперь к тем конкретным формам активизации студентов, которые используются автором в процессе преподавания курса социологии в Финуниверситете.
Студенты включаются в активное изучение курса социологии с первой лекции «Социология как наука: предмет, объект, функции», когда преподаватель предлагает им нарисовать картину постиндустриального общества, задавая для этого определенные параметры. Задание предъявляется студентам в виде таблицы, в которой заполнены две первые колонки, посвященные традиционному и индустриальному обществу, и остается пустой третья колонка («постиндустриальное общество»), которую студенты должны заполнить самостоятельно и сдать преподавателю. Просматривая работы студентов, преподаватель обобщает полученные ответы и на семинарском занятии предлагает студентам обсудить основные черты постиндустриального общества (в версии самих студентов) с обоснованием своей позиции.
На первой же лекции, преподаватель предлагает студентам провести собственное социологическое исследование на потоке (от 50 до 100 человек) на тему, интересующую самих студентов. Начиная с 2009/2010 учебного года, в качестве проблем для эмпирического социологического исследования студентами выбирались следующие темы: «Ценность дружбы в представлениях современной молодежи», «Социальное самочувствие студентов Финакадемии», «Профессионально-карьерные предпочтения студентов Финакадемии», «Непрерывное образование в системе ценностных ориентаций студентов Финакадемии», «Теневая занятость в России: ее экономический и социальный вред», «Религиозность и суеверность студентов Финуниверситета», «Интерес современной российской молодежи к советскому кино», «Социальные последствия наркотизации российской молодежи», «Социальная опасность распространения ВИЧ среди российской молодежи», «Спорт в жизни молодежи города Москвы», «Ценностные ориентации европейской и московской молодежи (сравнительный анализ)», «Никотинозависимость современных российских студентов», «Стратегии выбора брачного партнера студентами Финуниверситета», «Социальные сети в жизни студента Финуниверситета» и др.
Формулировки тем были разработаны преподавателем при непосредственном участии студентов. Для реализации исследований создавались временные студенческие научные коллективы (ВСНК) из трех-четырех студентов (такая численность является оптимальной, о чем свидетельствуют и другие авторы [2]), которые опрашивали студентов, как своего, так и других факультетов Финуниверситета, обрабатывали полученные данные и представляли результаты исследования всему потоку на последней лекции. Анкета была составлена преподавателем, в соавторстве со студентами, и впоследствии служила учебным материалом для практической части курса, когда студенты осваивали методологию и методику эмпирического социологического исследования. Исследование проводилось в течение одного семестра, т.е. пока студенты изучали курс социологии. Результаты исследований также презентовались во время научных студенческих мероприятий, как внутри самого Финуниверситета, так и за его пределами.
Еще одной формой активизации студентов являются экспресс-опросы, проводимые студентами при подготовке к семинарским занятиям. Все темы учебного курса социологии, кроме первой, посвященной идеям основоположников социологии, предполагают проведение таких опросов по анкетам, составленным преподавателем и включающим 1-2 актуальных вопроса, преследующих как учебную, так и исследовательскую цель. Студенты за одну  неделю успевают провести опрос своих одногруппников, обработать данные и представить их в виде презентации. Задания выполняются с удовольствием, не было ни одной жалобы на отсутствие времени или интереса к таким заданиям. Так, например, в рамках изучения темы «Экономическое поведение» студентам предлагается изучить деловую культуру российских предпринимателей и менеджеров. В качестве теоретико-методологической опоры дается статья Шабановой М.А. «Новое поколение российского бизнес-сообщества: особенности профессионализации и адаптации. Для рассмотрения на семинаре ставятся следующие вопросы:
1. Какие деловые и личностные качества помогают добиваться успеха? 
2. Каких деловых и личностных качеств недостает российским бизнесменам? 
3. Каков уровень правосознания российского бизнес-сообщества? 
4. Каковы позитивные и негативные изменения российской бизнес-среды за последнее время? 
Студентам также предлагается провести опрос в группе или на потоке на предмет того, какие деловые качества помогают добиваться успеха. Для того, чтобы получить сравнимые результаты за основу берется набор качеств, приведенный в статье Шабановой М.А. [3].
Таким образом, активные формы обучения студентов являются весьма эффективным способом реализации компетентностного подхода применительно к сфере профессионального образования, позволяя не на словах, а на деле сформировать как общекультурные, так и профессиональные компетенции обучаемых, предусмотренные государственными образовательными стандартами.
Список литературы
1. Покровский Н.Е. Преподавание социологии в эпоху кризиса гуманитарного знания // Инновации в социологическом образовании: опыт факультета социологии ГУ-ВШЭ. М.: Государственный университет – Высшая школа экономики, 2008. – С. 25.
2. Стребков Д.О., Сусоколов А.А. Практикум по экономической социологии: первый опыт реального исследования у студентов социологов ГУ-ВШЭ // Инновации в социологическом образовании: опыт факультета социологии ГУ-ВШЭ. М.: Государственный университет – Высшая школа экономики, 2008. – С. 43.
3. Шабанова М.А. Новое поколение российского бизнес-сообщества: особенности профессионализации и адаптации // Социологические исследования. 2006. №12.