Продуктивная деятельность как средство ознакомления с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Бикеева Татьяна Алексеевна, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, студент.
Научный руководитель: Плотникова Е. В., старший преподаватель кафедры 
СПП и ПМ, ЧГПУ.
 
Дошкольный возраст является важнейшим этапом становления познавательной культуры и образованности личности. В связи с этим, познавательное развитие старших дошкольников становится приоритетным направлением педагогической теории и практики на данном этапе обучения, так как именно в возрасте 5-6 лет интерес ребенка к окружающей природе, его любознательность и наблюдательность могут быть использованы для расширения познавательного кругозора и эрудиции.
Ознакомление с окружающим миром является частью познавательного развития ребенка. В системе коррекционно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, ознакомление с окружающим миром — одна из важнейших предметных областей. В процессе данного вида деятельности осуществляется формирование, уточнение и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающей действительности. [1]
Необходимым условием и средством, обеспечивающим ребенку возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться часть этого мира, является деятельность. Каждый вид деятельности - коммуникативная, предметная, игровая, трудовая, учебная, изобразительная и конструктивная деятельность - заключает в себе потенциальные педагогически возможности. 
Продуктивная деятельность способствует творческой переработке впечатлений, которые ребенок получает из окружающей жизни. Ознакомление с окружающим миром необходимо осуществлять в соответствии с психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия, чтобы сделать данный процесс более доступным и результативным. Возможно ли представить продуктивную деятельность ребенка таким средством, в процессе которой представляется возможность реализовать свою активность по отношению к окружающему миру?
В своей работе мы исследовали возможность использования продуктивной деятельности как средства ознакомления с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Исследование проводилось на базе МАОУ СОШ №84, дошкольного отделения. В эксперименте участвовало 10 детей с задержкой психического развития в возрасте 5-6 лет.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать возможность использования рисования как средства ознакомления с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
В разделе программы «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А., «Ребенок и окружающий мир», нами было выбран несколько изучаемых тем. Результаты исследования представлены на примере одной темы, «Лиственные деревья».
Нами была подобрана методика диагностики уровня освоения программы «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А., раздела «Ребенок и окружающий мир».  Педагогическая диагностика проводилась в ходе наблюдения за активностью детей в специально организованной деятельности. Инструментарием для педагогической диагностики явились карты наблюдения детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику развития каждого ребенка в ходе познавательной деятельности. [3] Автором-составителем диагностических заданий для детей старшей группы является Вершинина Н. Б. Диагностика адаптирована нами для детей с ЗПР.
Мы предлагали детям рассмотреть картинки с изображением лиственных деревьев, березы, рябины, дуба, тополя, клена. Ребенок должен назвать деревья, которые он узнал.
- Посмотри на картинки. Какие деревья ты узнал? Где береза? Где рябина? Где тополь (дуб, клен)?
Далее мы предлагали картинки плодов деревьев. Плоды необходимо подобрать к каждому дереву. Детям задавали наводящие вопросы:
- На каком дереве растут ягодки? На каком - сережки (желуди, коробочки с пухом, крылатки)?
Мы оценили ответы детей по трехбалльной системе:
3 балла – ребенок называет 4-5 деревьев, подбирает к деревьям плоды, то есть имеет высокий уровень сформированности знаний по данной теме;
2 балла – ребенок называет 2-3 дерева, допускает ошибки при подборе плодов – средний уровень;
1 балл –  или низкий уровень – выставляется детям, называющим 1 дерево, затрудняющимся подобрать плоды. 
Мы получили следующие результаты диагностики: дети называют не более двух наименований деревьев, плоды к деревьям подобрать не могут. Ответы дают только после наводящих вопросов. Таким образом, в результате констатирующего эксперимента,  мы наблюдаем низкий уровень сформированности знаний по данной теме у детей обоих подгрупп (таблица 1).
Таблица 1. Результаты диагностики уровня сформированности знаний по теме «Лиственные деревья» у детей старшей группы с задержкой психического развития в начале учебного года (сентябрь)

Имена детей

Ответы детей

Баллы

Уровень сформированности знаний

Дамир 5 лет

Узнает березу, плоды не подбирает

1

низкий

Матвей 5,2 лет

Узнает березу, рябину. Подбирает плоды к рябине.

1

низкий

Дима 5,5 лет

Узнает березу, плоды не подбирает.

1

низкий

Глеб 5,3 лет

Деревья не называет, плоды не подбирает.

1

низкий

Света 5,4 лет

Деревья не называет, плоды не подбирает.

1

низкий

 Артем 5,2 лет

Деревья не называет, плоды не подбирает.

1

низкий

 Оля 5,4 лет

Узнает березу, плоды не подбирает.

1

низкий

Ваня 5 лет

Узнает березу, рябину. Плоды не подбирает.

1

низкий

Егор 5,1 лет

Узнает березу, плоды не подбирает

1

низкий

Настя 5,2 лет

Деревья не называет, плоды не подбирает.

1

низкий

 
Для формирования и развития у детей представлений об окружающем мире  в рамках выбранных нами тем, мы разработали перспективный план работы, конспекты занятий, подготовили необходимый демонстрационный и раздаточный материал и провели занятия по ознакомлению с окружающим миром. Дети были произвольно разделены на две подгруппы.
С детьми первой подгруппы были проведены комплексные занятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием средств продуктивной деятельности детей: лепка в технике пластилинографии «Береза», рисование кленовых листьев, аппликация «Рябина», рисование с элементами аппликации «Тополь», коллективное конструирование поделки из природного материала «Дуб». Продуктивная деятельность использовалась как в процессе организованной образовательной деятельности детей, так и  в режимных моментах. Со второй подгруппой продуктивная деятельность в образовательном процессе задействована не была. 
В середине учебного года нами была проведена повторная диагностика уровня сформированности знаний по теме «Лиственные деревья». Дети первой подгруппы (проводились комплексные занятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием продуктивной деятельности) преимущественно называют 3-4 названия деревьев, подбирают плоды к изученным деревьям, наводящие вопросы используются редко. Мы видим высокий и средний уровень сформированности знаний по данной теме. Низкого уровня мы не наблюдаем (таблица 2).
Таблица 2. Диагностика детей первой подгруппы (декабрь) 

Имена детей

Ответы детей

Баллы

Уровень сформированности знаний

Дамир 5,3 лет

Называет березу, рябину, дуб, клен. Подбирает плоды ко всем деревьям.

3

высокий

Матвей 5,5 лет

Называет все деревья, путается в подборе плодов к березе.

2

средний

Дима 5,8 лет

Путает названия клена и тополя, остальные деревья называет, в подборе плодов ошибок не допускает.

2

средний

Глеб 5,6 лет

Называет березу, рябину, дуб, клен. Подбирает плоды ко всем деревьям.

3

высокий

Света 5,7 лет

Называет все деревья, подбирает плоды без ошибок.

3

высокий

 
Дети второй подгруппы (занятия проводились по ознакомлению с окружающим миром без интеграции с изобразительной деятельностью детей) на вопросы отвечают неуверенно, называют не более трех названий деревьев, плоды подбирают с трудом, после наводящих вопросов. Уровень сформированности знаний детей второй группы преимущественно средний (таблица 3).
Таблица 3. Диагностика детей второй подгруппы (декабрь)
 

Имена детей

Ответы детей

Баллы

Уровень сформированности знаний

Артем 5,5 лет

Называет 3 дерева из пяти, плоды подбирает только после дополнительных вопросов.

3

высокий

Оля 5,7 лет

Называет березу, дуб, рябину, плоды подбирает только к этим же деревьям.

2

средний

Ваня 5,3 лет

Называет березу, рябину, дуб, тополь. Плоды не подбирает.

2

средний

Егор 5,4 лет

Называет рябину и березу, плоды подбирает только к этим деревьям.

1

низкий

Настя 5,5 лет

Путает названия всех деревьев и плодов.

2

средний

Полученные данные показывают, что высокий уровень сформированности знаний присутствует в большем объеме у детей первой подгруппы. Так в первой подгруппе мы наблюдаем 60% детей с высоким и 40% средним уровнем. Дети второй подгруппы показали более низкие результаты: 20% - высокий уровень, 60% - средний и 20% - низкий.
 Таким образом, мы считаем, что важнейшую роль в ознакомлении с окружающим миром детей с ЗПР является продуктивная деятельность, ведь именно она является ведущей в старшем дошкольном возрасте, а значит и наиболее доступной для понимания. Необходимо связывать процесс ознакомления с тем или иным предметом или явлением окружающей действительности с созданием продукта. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающему миру. Окружающая жизнь в свою очередь дает детям впечатления, которые потом отражаются в продуктах их деятельности. 
 
 
 
Список используемой литературы:
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа [Текст] / Н. В. Алешина. – М. : ГЦЛ. –  2004. – 116 с.
2. Косминская, В. Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов [Текст] / В. Б. Косминская, Е. И. Васильева, Н. Б. Халезова и др. –– М. : Просвещение, 1977. – 253 с.
3. Комплексная диагностика уровней освоения программы «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа. [Текст] / сост. Н. Б. Вершинина. / Волгоград. : «Учитель», 2010.  – 27 с. 
4. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа  дошкольного образования  [Текст] /  Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.