О некоторых направлениях совершенствования качества высшего юридического образования

Хутин Анатолий Федорович,

доктор исторических наук, профессор кафедры

«Теория и история государства и права»

Московского государственного университета

технологий и управления им. К.Г. Разумовского

 

В условиях современной глобализации на передовые позиции выходят страны, обладающие высоким потенциалом знаний, специалистами, способными передавать новые научно-технические идеи для развития экономики и общества. Юридическое сообщество в каждой стране играет важнейшую роль в общественной жизни, во многом определяя лицо нации. Поэтому обеспечение высокого качества юридического образования в России – стране, провозгласившей своим приоритетом построение правового демократического государства, несомненно, выступает неотъемлемой составной частью стратегического курса на модернизацию. Свидетельство тому – издание Указа Президента РФ от 26 мая 2009 г. N 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации», который предусматривает содействие правительства разработке и внедрению в практику механизма общественной аккредитации федеральных государственных и негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров [2].

Юридическое образование в глазах большей части населения остается весьма привлекательным в силу устойчивого убеждения в его престижности и возможности достойного заработка, что является причиной устойчивой тенденции роста студентов-юристов.

В последние годы в обществе отличается рост интересов к качественному образованию. Растет и авторитет образования. Молодое поколение все больше осознает актуальность знаний для возможности самореализации в освоении путей приобретения востребованных и интересных профессий.

Сегодня качественное образование, как ничто иное, помогает людям стать полноценными гражданами, умными, высококвалифицированными специалистами, способными решать, как внутригосударственные, так и мировые задачи, развивать национально-культурные и общечеловеческие ценности. Качественное образование, и особенно юридическое востребовано в различных структурах: в политике, во власти, в бизнесе и других институтах нашего современного общества.

Масштабы подготовки юридических кадров впечатляют. В настоящее время в России около полутора тысяч вузов готовят по специальности «юриспруденция»: около 725 тыс. человек. Для сравнения: чисто юридическое образование дают только 250 учебных заведений. Сколько же нужно юристов современному обществу? Много, но никто достоверно не подсчитывал. Не смотря на значительное количество вузов, где осуществляется подготовка по юридической специальности, потребности рынка в квалифицированных кадрах остаются значительными. По данным ВЦИОШ только 50% из числа опрошенных респондентов оценили состояние современного образования России как удовлетворительное, тогда как 36% считают его плохим и только 10% - хорошим. Кроме того, по данным социологических исследований большая половина работодателей ориентируется на поиск выпускников конкретных вузов.

Необходимость модернизации образования, в том числе юридического, вызвана не только обстоятельствами внутригосударственного характера, но и тенденцией развития международного сотрудничества. Россия, как участник Болонского соглашений, непосредственно включена в процесс формирования общественного пространства высшего образования, что обязывает ее в ближайшее время решать ряд задач по всей системе национального образования, осуществляя переход к двухуровневой системе подготовки, включающей подготовку бакалавров, магистров и докторов с присуждением соответствующей степени.

В деятельности вузов юридического профиля можно выделить несколько общих проблем:

1.координация деятельности и установленных схем взаимодействия государственных органов с негосударственными учреждениями высшего профессионального образования и обеспечение конвертируемости выдаваемых ими дипломов;

2.организация образовательной и научно-исследовательской деятельности (совместимости фундаментальности и прикладных исследований студентов и преподавателей);

3.развитие автономных вузов;

4.формирование вариативной части образовательного стандарта;

5.развитие индивидуализации обучения.

В системе юридического образования особо внимания заслуживает развитие дистанционного обучения. Снижение значимости приобретения фактических знаний актуализирует тенденции индивидуализации знаний. От выпускника требуется способность поиска, оценки и творческого использования необходимой информации, в том числе способность обучаться, аналитически мыслить, выстраивать правовую позицию, что предполагает разработку методик индивидуального обучения по разным специальностям.

Переход на подготовку бакалавров на основе четырехлетнего цикла обучения и улучшение, соответственно, всех этапов подготовки юриста потребовали еще большего повышения эффективности образовательного процесса в вузах на основе дидактически выстроенных учебных материалов с включение в состав его практического компонента. Для подготовки юриста практика является обязательной и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку специалистов. Для того, чтобы стать специалистом –юристом, имеющим право выступать в суде, после окончания университета необходимо пройти стажировку в юридической фирме в течение одного года и сдать экзамен [3] , согласно требованиям профессиональной ассоциации юристов. Для того, чтобы статью бакалавром, то есть адвокатом, имеющим право выступать в судах, необходимо пройти годовую стажировку у барристера и сдать экзамен, требования к которому опять же предъявляются профессиональной ассоциацией юристов.

Важным вопросом в подготовки юристов современного профиля является налаживание достаточно тесной связи образовательного процесса с работодателями, что на сегодняшний день оставляет желать лучшего. 

В целях совершенствования качества высшего юридического образования и подготовки грамотных высококвалифицированных юристов, руководству и профессорско-преподавательскому составу образовательного учреждения необходимо постоянно контролировать качество образования. Подготовка специалистов должна быть ориентирована не только на потребителя, но и на практическую сторону жизни людей, как средство жизнеустройства. Качество образования – это совокупность предъявляемых к специалисту требований по оптимальному выполнению своих социальных функций и соответствующих критериям эффективной деятельности. Оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений учащихся и образовательного процесса.

Качество образовательного процесса, с одной стороны, предусматривает выполнение требований государственных образовательных стандартов в соответствии с аккредитационными показателями; с другой, охватывает учебный процесс и научную работу, способность удовлетворить потребности обучающихся в получении высокого уровня теоретической и практической подготовленности в комплектующих органах [1] . В силу специфичности образовательных услуг (осязаемость, неисчисляемость) корректное измерение качества образования становится достаточно проблематичным. Системная оценка качества образования должна включать следующие направления:

1.Качество содержания образования. Непосредственное содержание образовательных ресурсов должно соответствовать комплексу жизненных потребностей и отображать современное состояние общественных отношений. Образование должно учитывать взаимосвязанные потребности личности, обществ и государства на современном историческом этапе развития. Это возможно осуществить путем введения новых учебных дисциплин, специальных курсов, отражающих современное требование к будущим специалистам. Изучение конкретной дисциплины не должно происходить как исключительно передача информации о праве и нормах действующего законодательства. Особое внимание должно уделяться единству образовательного и воспитательного процесса, становлению инициативной личности, способной адаптироваться к современным условиям. Таким образом, основными параметрами качества содержания профессионального образования являются:

  • освоение специалистом алгоритма решения профессиональных задач,
  • приобретение необходимого опыта для решения профессиональных проблем и элементарных профессиональных проблем,
  • приобретение навыков использования исследовательских методов при решении задач в профессиональной сфере.

2. Качество методов и средств обучения. Современный образовательный процесс требует постоянного поиска новых приемов и форм обучения. Эффективно применяемые методы и формы проведения занятий, безусловно, способствуют повышению интереса студентов к представляемому материалу и , как следствие, повышению качества образования.

При подготовке будущих юристов необходимо использовать как пассивные, так и активные методы обучения, чтобы студент не просто воспринимал и воспроизводил учебный материал, но и вникал в выполнение заданий. Занятия должны иметь прикладной характер, что способствует реализации теоретического материалов при решении практических задач. Использование информационных и коммуникационных технологий непосредственно влияет на качество образования, позволяя расширить возможность доступа к образовательным ресурсам, качественно усовершенствовать возможности образовательного процесса и методической помощи студентам. Интерактивные методы обучения позволяют задействовать не только сознание человека, но и эмоциональные и волевые его качества, что увеличивает процент усвоения материала.

Результативность образовательной деятельности зависит и от возможностей профессорско-преподавательского состава постоянно пополнять свои профессиональные знания и практический опыт. Необходимо налаживать обмен опытом, который должен осуществляться в рамках регионального научного пространства.

3. Качество результатов образования. Систематическое отслеживание качества результатов обучения в целях поэтапного развития учебных задач, коррекции усвоенного материала нуждается в продуманной общевузовской системе диагностических работа студентов всех курсов и выпускников. 

Систематический контроль качества учебно-воспитательного процесса является одной из составных составляющих управления вузом. Несомненно, руководство и преподаватели заинтересованы в адекватной оценке учебных достижений студентов, а значит, результатов деятельности преподавателей. В связи с этим методика оценка качества результатов образования должна основываться не только на текущих и итоговых оценках студентов, а на объективных характеристиках действительных знаний студентов, их способностей реализовывать на практике научные знания, умении решать вопросы, проблемные ситуации, генерировать идеи проекты.

В целом, рассматривая основные направляя совершенствования системы оценки качества образования, что подобная оценка должна охватывать самые различные стороны подготовки юриста с учетом профессиональной реализации выпускников вузов.

Список литературы:

1. Ганченко И.О., Гривенная Э.Н. Управление качеством как приоритетное направление образовательной политики высшего учебного заведения (на примере Краснодарского университета МВД России).№2. 2008. С. 14-17.

2.Российская газета. Федеральный выпуск №4921 от 29 мая 2009 года.

3.Свистунов А.А., Субботин В.Н. Развитие юридического образования и науки: проблемы и перспективы // Юридическое образование и наука. № 3. 2008. С.16-24