Система работы ДОО по патриотическому воспитанию.

Майорова Марина Владимировна, 

заведующий структурным подразделением,

ГБОУ СОШ пос.Просвет, с/п «Детский сад «Сказка», г.Самара 

Наиболее актуальный вопрос на современном этапе – необходимость возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка до школы. Именно в этот период важно заложить в душу ребёнка любовь к родной речи, природе, уважение к традициям, к старшему поколению.

В государственном проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» обозначено «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ, обязано решать задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников. 

В соответствии с актуальностью решения вопросов нравственно-патриотического воспитания  и основываясь на присутствие задач в реализуемой программе ДОО, была поставлена цель – создание оптимальных условий для развития нравственно – патриотических чувств у дошкольников старшего возраста через построение педагогического процесса в ДОО.

Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность по формированию высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, чувства верности своему Отечеству и защите интересов Родины. Как организованный процесс патриотическое воспитание представляет собой взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников. Успех осуществляемой работы во многом зависит от личности педагога, а успех приобщения дошкольников к русской национальной культуре зависит от выбора форм и методов обучения и воспитания. 

Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно–патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО. 

Педагоги нашего учреждения пришли к выводу, что для успешного решения вышеуказанной проблемы, необходимо следующее: 

  • создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры; 
  • повышать компетентность педагогов в решении задач, связанных с нравственно-патриотическим воспитанием;
  • привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс; 
  • создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний детьми; 
  • установить сотрудничество с другими учреждениями. 

Мы выделили основные задачи патриотического воспитания в детском саду:

  • формировать представления о духовной культуре: фольклоре, обычаях, народных праздниках, играх. 
  • обогащать представления о материальной культуре: предметах народного быта, народном костюме, игрушках, музыкальных инструментах. 
  • формировать у детей представления о народах, живущих в Среднем Поволжье (русские, татары, чуваши, мордва).
  • формировать духовно-нравственные отношения, чувства сопричастности и любви к семье, поселку, стране, к природе родного края.
  • воспитывать чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа.
  • воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей. 

Для решения поставленных задач проводятся мероприятия с педагогами: тематические педагогические советы, консультации, круглые столы, деловые игры, семинары; с воспитанниками: НОД, беседы с детьми, продуктивная деятельность, выставки  детского рисунка, праздники и развлечения, экскурсии, викторины, проектная деятельность, просмотр видеофильмов, презентаций, рассматривание картин, чтение художественной литературы в рамках работы по патриотическому воспитанию; с родителями: информация для родителей в родительском уголке, проведение консультаций и бесед с патриотической тематикой, родительские собрания с предварительным анкетированием, привлечение родителей к участию в праздниках, развлечениях, походах, экскурсиях, приглашения на интегрированные занятия, конкурсы семейных стенных газет, поделок из природного материала, выставки детского творчества.

Также для достижения результатов по патриотическому воспитанию необходимо установить взаимодействие  с социумом: с начальной школой, библиотекой, Домом культуры для проведения совместных мероприятий по патриотическому воспитанию.

 К средствам приобщения дошкольников к народной и национальной культуре относятся народное творчество, декоративно-прикладное искусство, в том числе различные жанры устного народного творчества.

Педагоги нашего детского сада широко используют все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, народные приметы, хороводы, игры и т.д.). В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Особенностью системы работы по  патриотическому   воспитанию  старших  дошкольников  является интеграция различных видов детской деятельности: речевой, продуктивной, познавательной, конструктивной, игровой. Это связано с потребностью создать у ребенка целостную картину окружающего мира, где находятся в единстве природа, общество и человек. 

В   качестве  методов  и  приёмов  используются  преимущественно такие, которые  позволяют  повысить  интерес  детей  к   деятельности  и  их  познавательную  активность.  Это  вопросы  к детям проблемно- поискового  характера,  помощь  в осознании  смысла  слов и выражений, сравнение  прошлого  и  настоящего с  опорой  на жизненный  опыт  дошкольников,  предложение  детям  разных версий  и  вариантов  для  формулировки  собственного  суждения,  объяснение  происхождения  названий, использование  моделей (карт, схем, планов, символов) и их  изготовление детьми,  составление  исторических  алгоритмов,  установление  причинно- следственных  связей  и  т.  п.  Практикуется  создание  педагогом  ситуаций  успеха,  помощи  персонажу,  а  также  игровых  и  проблемных  ситуаций.  Часто  детям  предоставляется  возможность  проявить  творчество:  нарисовать,  вылепить,  склеить, сконструировать,  сочинить.  Большой  интерес  у  старших  дошкольников  вызывает  создание  и  защита  проектов.

В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. На сегодняшний день в нашем детском саду по данному направлению  работает  кружок «Веселый каблучок» с детьми старшей и подготовительной группы.

В последнее время обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству русского народа стало предметом пристального внимания воспитателей детского сада, стало традиционным для использования в практике нравственно-патриотического воспитания дошкольников. 

В холле первого этажа мы поместили патриотический уголок, где кроме фотографий нашего поселка, информации о родном поселке, районе, области, литературы по патриотическому воспитанию можно увидеть и итоговые продукты деятельности совместных проектов детей и родителей: макет поселка Просвет, костюмы народов Поволжья, картотеку народных игр. 

В холле второго этажа представлены выставки разных видов промыслов: гжельская керамика, городецкая и хохломская росписи, дымковская глиняная игрушка. Работу с детьми по освоению народных промыслов проводим через лепку и рисование.

Мы постарались превратить часть пустующего помещения в русский уголок, преступая порог которого, дети сразу попадают в сказочный мир русской культуры - мини-музей «Русская изба», который постоянно пополняется предметами быта. В результате в небольшой комнате разместились предметы домашней утвари, у печи - ухват, кочерга, на полках - предметы народного прикладного искусства, сундук с одеждой, прялка, чугунный утюг, веретено, люлька и многое другое. Дети с удовольствием идут на  занятия по ознакомлению с народным творчеством  в русскую избу.

В целях оптимизации образовательного процесса,  мы проводим диагностику по выявлению  уровня  сформированности  у  детей  представлений  о  родном доме, детском саде  и его  обитателях,  о родном поселке,  о  населении  Родины,  о природе, для дальнейшего эффективного планирования работы с детьми в данном направлении.

Опыт работы убеждает нас в том, что на формирование у детей патриотического сознания оказывают влияние самые разнообразные воздействия. Максимальный результат воспитательно-образовательной  работы достигается только при условии, что эти воздействия осуществляются в системе. Мы уверены, что единство требований детского сада, семьи и социума обеспечивает ребёнку условия для полноценного развития нравственных ценностей, патриотизма.

Литература:

1. Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством: перспективное планирование, конспекты занятий, бесед/ И.А. Бойчук - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2013 – 10,11 с.

2. Гаврилова И.Г. Истоки русской народной  культуры в детском саду: методическое пособие для воспитателей ДОУ/ И.Г.Гаврилова. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2008 – 3,6 с.

3. Зацепина М.Б. Дни воинской славы: патриотическое воспитание дошкольников, пособие для педагогов/ М.Б.Зацепина – М: Мозаика-Синтез, 2010 - 6 с.

4. Зеленова Н.Г. Мы живем в России: гражданско-патриотическое воспитание дошкольников/ Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова-М:2008-5 с. 

5. Министерства образования и науки РФ. Приказ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования».