Пути и способы создания мотивации, как определяющего фактора успешного обучения иностранному языку в сельской школе

Койнова Елена Владимировна, учитель английского языка,

МАОУ «Байкаловская СОШ», с.Байкалово Свердловская область

Уровень учебной мотивации изначально у сельских школьников недостаточно высок, а в некоторых случаях – даже очень низок. Что касается изучения иностранного языка, то не секрет, что часто дети воспринимают его как ещё одно наказание. Я думаю, что причины этого кроются в том, что за годы обучения в начальной школе учащиеся сформировали у себя определённое представление об учебной дисциплине – иностранный язык, и зачастую, не самое благоприятное. На самом деле, деревенские школы в своём большинстве лишены такой роскоши, как квалифицированные преподаватели иностранного языка. Второклассники начинают изучать чужой, по - сути, для них язык целым классом (до 26 человек) при 2-х часовой нагрузке в неделю. И это в лучшем случае. В любом классе обязательно находятся ученики, которые по «определению» не хотят изучать иностранный язык. Потому, что, как правило, им вообще не нравится ходить в школу. Опрос, проведённый мною в 5-м классе в начале учебного года, показал, что в учебной деятельности учащихся привлекают только занимательные и игровые моменты. Тем не менее, умственные возможности этих детей предполагают и более продуктивные виды деятельности. Как добиться того, чтобы учащиеся стали активнее, сами начали стремиться к выполнению различных заданий?

Развивать интерес и познавательную активность школьников мне помогают нетрадиционные формы проведения урока. Такие уроки позволяют достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера:

  • осуществить определённый контроль по теме;
  • обеспечить рабочую обстановку и серьёзное отношение к уроку;
  • максимально вовлечь учащихся в деятельность.

Мои самые маленькие ученики – это пятиклассники. Вместе мы проводим уроки- викторины, уроки- интервью, уроки-конкурсы. У школьников постарше успехом пользуются уроки- проекты, видео-уроки, а так же интегрированные занятия.

Особо следует отметить один из самых творческих приёмов – это работа с песней. Музыка, сама по себе, вызывает только положительные эмоции. Для чего мы поём на уроках иностранного языка?

Развлечься, получить удовольствие? Да. А вместе с тем:

  • песня, как один из видов речевого общения способствует более прочному усвоению и  расширению лексического запаса;
  • в песне лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции;
  • песня способствует совершенствованию навыков иностранного произношения;
  • песня – отличное средство для формирования и отработки навыков аудирования;
  • песня создаёт благоприятный психологический климат, снижает психологическую нагрузку.

Задания к песне могут быть следующие:

1. Множественный выбор (проверка общего понимания, установление логических связей).

2. Восстановление текста (понимание структуры текста, умение находить смысл).

3. Поиск конкретной информации (перед песней следует дать вопросы).

4. Множественная подстановка (умение выбрать главное).

Хочу подчеркнуть, что такая форма работы особенно способствует формированию и развитию иноязычной коммуникативной компетенции, а так же повышает мотивацию к изучению предмета.

Личный опыт работы в сельской школе убедил меня в том, что игра – это сильнейший мотив в овладении учащимися иностранным языком. Играя, дети без особых усилий включаются в процесс обучения, забывая, что идёт урок. Коснусь лишь тех игровых приёмов, в которых реализуется один из главных принципов, способствующих повышению качества обучения – это принцип посильности и доступности. Пятиклассники с удовольствием включаются в игру «Прихлопни муху». Я заранее развешиваю по всему классу красочных бумажных мух, на которых, в зависимости от цели урока написаны либо буквы алфавита, либо знаки транскрипции, либо формы глагола. При помощи символической мухобойки учащиеся пытаются найти и прихлопнуть нужную муху. Эта игра смешная из-за самой ситуации и, следовательно, вовлекает в учебный процесс каждого. Старшие школьники с удовольствием играют в «две правды и одна ложь». Эту игру я использую на любом этапе урока при прохождении самых разных тем. Задание очень простое: создайте три предложения о себе, два из которых правдивы, а третье – ложь. Остальные учащиеся при помощи вопросов должны догадаться, где скрыт обман. Играть можно и в группах, и в командах и индивидуально. Преимущества этой игры: аутентичность, непредсказуемость, умение анализировать, мыслить творчески.

Немаловажное значение в процессе создания мотивации, на мой взгляд, имеют и непрямые средства воздействия, так называемая невербальная коммуникация. Имеется в виду определённая форма профессионального поведения учителя. Она, в частности, заключается в том, что я воздействую на своих учеников жестами и мимикой. Но это воздействие остаётся как бы на втором плане, используется незаметно, в ходе совершения необходимых обучающих действий. Подобные приёмы позволяют ненавязчиво привлечь внимание ребят к необходимому моменту. Например, я «свожу» глаза в центр, демонстрируя тем самым, что ответ учащегося сразил меня наповал. Ученик понимает при этом, что допустил ошибку. Такой приём помогает стимулировать мыслительную активность учащихся, так как вызывает положительный эмоциональный настрой.

Но даже самые эффективные и надёжные методы и приёмы не дадут желаемых результатов, если не учитывать психологический аспект. Традиционно под ним понимается функционирование процессов восприятия, запоминания и мышления. Проработав немало лет в небольшой сельской школе, я убедилась, что необходимо учитывать взаимоотношения между учащимися в классе, между учащимися и мной, как учителем, а так же и те объективные условия, в которых проходит урок. Иначе, не смотря на методически правильно подготовленное занятие, вам не удастся достичь оптимального результата. Даже обыкновенная перестановка мебели в классе (школьных парт) создаёт достаточно комфортную атмосферу и очень нравится ученикам. Это не удивительно, если вспомнить, что среди детей гораздо больше кинестетиков, нежели аудиалов или визуалов. А кинестетикам нравится движение.

Особо следует рассмотреть такой важнейший вид деятельности, как домашнее задание. Роль его в создании мотивации трудно переоценить. Домашним заданием можно «убить» в своём ученике последнюю надежду, а можно сформировать уверенность в своих силах и знаниях, в возможности учиться. Не секрет, что в каждом классе есть такие учащиеся, которые привыкли в системе не выполнять домашние задания по всем другим предметам, исключением не стал и иностранный язык. Каждому опытному преподавателю иностранного языка хорошо известно, что любая проблема в иностранном языке начинается с проблемы в русском языке. Выполнение домашнего задания, особенно в первый год обучения, предусматривает обязательную помощь со стороны родителей или других членов семьи. Это касается любого предмета. Конечно, большинство из нас в состоянии оказать качественную помощь своему ребёнку на начальном этапе его школьной жизни. Но вспомните, как вы учили своего ребёнка говорить на родном языке? Разве вы преподавали ему грамматику? Нет, вы просто общались с ним, а когда он достиг определённых навыков владения русским языком, в школе ему стали преподавать грамматический строй предмета «русский язык». При этом предполагается, что говорить по-русски он уже умеет. Несмотря на это, вы иногда испытываете трудности, помогая своему сыну или дочери выполнять домашнее задание по русскому языку. А что происходит при обучении иностранному языку? В школе его с самого начала преподают так, как будто у ребёнка уже имеется какая-то языковая подготовка. Кроме того, не каждый родитель может «блеснуть» своими знаниями иностранного языка, полученными в школе. Поэтому некоторым учащимся уже в 5-м классе надеяться особо не на кого. А в сельской местности таких детей в классе большинство. Сначала такие учащиеся делают домашние задания по иностранному языку как могут, а потом, по мере их усложнения, совсем перестают выполнять. Поэтому, задавая домашние задания своим ученикам, я учитываю следующие принципы:

  • равнозначности домашней и классной работы;
  • не задавать того, о чём на уроке не упоминалось;
  • индивидуальные задания должны быть такими, чтобы выполняя их, ученик непременно попал в ситуацию успеха в глазах своих одноклассников, иначе их лучше не задавать вообще в силу психологических причин;
  • задания творческого характера формулировать на основе собственного опыта ученика, максимально опираясь на его индивидуальность.

Самая трудная задача –  помочь ученикам изменить своё отношение к учёбе. Вот где вспомнишь про гуманизацию образования. С точки зрения создания мотивации, именно эмоциональный тон урока определяет результат. Каждого ученика следует воспринимать со всем комплексом его индивидуальных проблем, принимать и признавать детские эмоции (даже если они негативные), глубоко знать черты личности, условия жизни. И тогда они будут смотреть на вас весь урок. Ведь известно, что с удовольствием учатся те дети, у которых всё благополучно.    

Список литературы:

1. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. Москва: Феникс: Глосса-Пресс,2010. 640 с.

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С.Савинов].- М.: Просвещение, 2011. – 342 с. – (Стандарты второго поколения).

3. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 102 с.