Школьный проект как средство повышения качества образования

Кочкуркина Ольга Викторовна, заместитель директора по УВР,

МБОУ гимназии № 3 г.Грязи Липецкой области

В условиях современного информационного общества актуальной становится задача развития активности и самодеятельности школьника, его способности к самостоятельному познанию нового и решению сложных жизненных проблем. Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении; развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки; формировали бы не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности; были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью. [1]

На практике одним из самых эффективных способов достижения обозначенных целей является метод школьных проектов. За счёт чего? 

Во-первых, проектная деятельность имеет ту же структуру, что и учебная деятельность. Поэтому она выступает логическим продолжением в формировании всех компонентов, закладываемых в учебной деятельности. Во-вторых, учебная деятельность будет формироваться и осознаваться быстрее, если у ребёнка с помощью проектной деятельности расширено поле для отработки и применения освоенных способов познавательной деятельности. В-третьих, если у ребёнка учебная деятельность в силу разных причин формируется медленно, то участие детей во внеурочной деятельности может сделать её либо корректирующей, либо компенсаторной для достижения наилучших результатов. В-четвёртых, ребёнку гораздо легче раскрыть свои возможности, повысить самооценку именно во внеурочной деятельности (эффект, присущий дополнительному образованию детей), что может стать дополнительной мотивацией к учебной деятельности. [2]

Метод учебных проектов выступает как возможное средство решения многих актуальных проблем, таких, например, как:

- обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знание, осуществлять целенаправленный поиск информации; обилие информации не приводит к системности знаний;

-отсутствие у школьников интереса, мотива к личностному росту, к самостоятельному приобретению новых знаний;

-ведущий тип деятельности, осваиваемый обучающимися,  репродуктивный, воспроизводящий. Знания оторваны от жизни.

Выпускник школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах. То есть речь идёт о формировании у обучающихся современных ключевых компетенций. А школа должна создавать условия для формирования личности, обладающей такими компетенциями.

Обучение проектированию позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает индивидуальность, творческие начала и умственные способности детей. Именно проектная деятельность позволяет организовать овладение обучающимися различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях. Создавая условия для развития индивидуальности ребёнка, включая его в проектную деятельность, стимулируя его активность в ней, можно рассчитывать на новый качественный результат, который необходим современной школе. Школьные проекты используют педагоги, реализующие развивающие технологии обучения, поддерживают родители, заинтересованные в развитии индивидуальности своих детей. С удовольствием участвуют в них обучающиеся, которые ощущают потребность в саморазвитии, самореализации.

Методологические принципы проектного обучения: [1]

-процесс работы не менее важен, чем его результаты;

-учебный процесс строится не в логике изучаемых предметов, а в логике деятельности;

-опыт разрешения пусть локальной, но целостной проблемы воспитывает привычку доводить дело до конца, не останавливаясь на полпути;

-допустимость выполнения проекта в индивидуальном темпе создаёт равные возможности для личностного роста всех учащихся;

-комплексный характер системы проектного обучения создаёт условия для сбалансированного развития основных физиологических и психологических функций школьника;

-система проектного обучения влияет на мотивационную сферу, повышая интерес как к процессу учебной деятельности, так и к её результату;

-гуманистический смысл системы проектного обучения состоит в том, что она не просто предполагает деятельность учащихся по решению новых для них задач, но преследует в качестве основной конечной цели развитие их творческих способностей.

Ведущие идеи организации проектной деятельности обучающихся: [1]

-в центре деятельности – ученик, педагог обеспечивает содействие развитию его индивидуальности и самореализации;

-образовательный процесс строится не в логике учебных предметов, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающихся, что повышает их мотивацию;

-каждому предоставляется возможность свободно выбирать (тему, вид, продолжительность, форму проекта). Выбор предполагает ответственность за свою деятельность и её результат;

-индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход обучающихся на свой уровень развития;

-проектная деятельность должна быть практически значимой. Проект должен иметь свой продукт;

-проектированию можно научиться. Для этого необходимо желание что-то сделать самостоятельно или вместе с другими, осуществить свою идею, решить какую-либо проблему, принести кому-то пользу.

В процессе выполнения учебного проекта, как правило, возникает индивидуальный маршрут познавательной деятельности, приобретается уникальный личный опыт самостоятельного учения. Эффективность же продвижения по маршруту познавательной деятельности зависит от степени сформированности умений проектной деятельности. В школьный период формируются предметные, надпредметные (общеучебные) и специальные (проектные) умения. Зачастую одно и то же умение может относиться в какой-то период к предметным, затем к общеучебным, и даже к специальным. Например, умение делать устное сообщение формируется первоначально как предметное умение на уроках чтения, затем закрепляется и развивается на других предметах, т.е. становится общеучебным, а затем при использовании на этапе презентации в учебном проекте – специальным. 

Проектная деятельность предполагает соблюдение определённого алгоритма работы и сочетания различных видов деятельности: на разных этапах проекта выполняется соответствующий элемент проектной деятельности. Так, на этапе презентации используются презентационные элементы проектной деятельности, на этапе вычленения проблемы – элементы проблематизации (аналитический процесс работы в проблемном поле с целью выделения проблемы для её последующего рассмотрения и решения). При формулировании цели проекта необходимо владеть умениями целеполагания, при планировании деятельности в рамках проекта  - умениями составлять план и т.д.

Проектные умения дифференцируют по уровням сложности: базовый уровень, продвинутый уровень, высший уровень. Выделение уровней сложности проектных умений позволяет осуществить дифференцированный подход к проектному обучению. В проектном обучении могут быть дифференцированно поставлены высокие цели (для отдельных учащихся или групп учащихся), цели продвинутого уровня (для большинства учащихся), базовые цели (для всех учащихся). [3] 

Формирование умений проектной деятельности происходит в процессе выполнения проектов, а также на специальных занятиях, ориентированных на их становление.

Направления работы коллектива школы по организации проектной деятельности следующие:

1.Организация проектной деятельности обучающихся.

2.Обучения школьников умениям и навыкам проектирования.

3.Организация методической работы с педагогами по проблеме.

4.Участие в конкурсах, фестивалях, творческих проектах различного уровня.

5.Диагностика формирования и развития умения и навыков проектирования.

В ходе проектной деятельности достигаются следующие результаты 

-увеличивается удельный вес численности школьников, вовлечённых в проектную деятельность;

-растёт объём выполненных проектных работ, а также с приобретением опыта выполнения таких работ улучшается их качество;

-параллельно с развитием проектной деятельности наблюдается рост числа педагогов-координаторов школьных проектов.

Всё это приводит к качественным изменениям учебно-воспитательного процесса, которые, в свою очередь, несомненно, способствуют формированию ключевых компетенций и универсальных учебных действий школьников.

Список литературы

1.Щербакова С.Г. Метод проектов и его место в современной школе // Организация проектной деятельности в школе. Система работы – Волгоград, «Учитель», 2009

2.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000.- №7

3.Хуртова Т.В. Обучающий семинар «Проектное обучение: что, как, когда?» // Организация проектной деятельности в школе. Система работы – Волгоград, «Учитель», 2009.