Фестиваль по спортивным играм как основа личностно-развивающего подхода в физическом воспитании студентов

Рудакова Наталья Васильевна, преподаватель физического воспитания,

ТОГБОУ СПО УХТК г.Уварово 

Фестиваль по спортивным играм среди студенческой молодёжи  - это направление, которое  использует  игровые формы соперничества и сотрудничества для активного, увлекательного, творческого отдыха и общения студенческой молодежи, а вместе с тем для того, чтобы содействовать их оздоровлению, целостному  гармоничному  развитию.   Ориентируясь на ценности,  мероприятие ставит своей целью сочетание   физической силы и здоровья, а также талантливость в различных видах творческой деятельности. Маленький осьминог — эмблема, нашего Фестиваля. Эта эмблема бала на чемпионате Европы среди девушек в1975 году.

Новизна и оригинальность состоит в том, что она учитывает специфику  образования и охватывает значительно большее количество обучающихся. Программа Фестиваля, включает в себя соревнования  по баскетболу и  комплекс конкурсов, подобранных таким образом, чтобы на их основе можно было сравнить и оценить уровень  всестороннего развития участников.

Актуальность программы. На современном этапе развития общества существенно возросли требования к подготовке будущих специалистов. Они должны обладать не только системой социально - профессиональных знаний, умений и навыков, но и иметь богатый внутренний потенциал личностных качеств, способствующих самореализации и самообразованию. Приобщение  обучающихся к здоровому образу жизни,  профилактике асоциального поведения, создание условий для профессионального самоопределения, творческой самореализации личности студента.

Основная цель. Экспериментально проверить эффективность личностно - развивающего подхода в физическом воспитании студентов  на основе Фестиваля по спортивным играм.

Задачи:

- повышение ориентации участников  на физическое развитие  и  разностороннее, творческое проявление своих способностей;

- формирование у обучающихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью; 

- творческое  использовании средств физической культуры для  организации здорового образа жизни.

Ожидаемые результаты к моменту завершения Фестиваля по спортивным играм. Обучающиеся должны знать: основы знаний о здоровом образе жизни; иметь знания из истории развития баскетбола; иметь дополнительный запас слов английского ( немецкого) языка о спорте; правила игры в баскетбол; правила игры в шашки (шахматы).

Уметь: овладеть основными техническими приемами баскетболиста, проявлять художественный талант.

Развить качества личности:  стремление вести здоровый образ жизни; быть коммуникабельным, уметь работать  в коллективе.

Программа Фестиваля по спортивным играм включает в себя:

1. Игры по баскетболу между командами. ( Игры по волейболу между командами). Судейство игр согласно основным правилам по баскетболу.

2. Спортивная эстафета. Эстафета проводится с баскетбольным мячом. Участники по  заранее подготовленному заданию демонстрируют навыки владения  мячом. Участвует вся команда. Учитывается время и количество ошибок сделанных при выполнении задания. 

3. Игры в русские шашки (можно в шахматы). Участвует вся команда. Каждый участник встречается с одним из игроков другой команды по жребию. Учитывается общее количество побед. 

4. Конкурс рисунка. Тематика определяется в зависимости от знаменательного события года. Выставляются по 5-ти бальной системе. 

5. Конкурс знатоков. Вопросы готовятся по видам спорта (спортивное мероприятие года в стране и в мире). Участвует вся команда

6. Конкурс знания иностранного языка. Перевести текст о спорте с английского (немецкого) языка. Участвует вся команда

7. Художественный конкурс. Выступление, объединяющее танцевальное, вокальное  или спортивное мастерство (элементы аэробики, акробатики, художественной гимнастики,  синхронное выполнение физических упражнений и т.д.). Участвует вся команда.

8. Эстафета в бассейне. Участвует вся команда. 

Инновационная система определения и поощрения победителей.  Принимаются во внимание  действия всей команды. При определении победителей спортивного Фестиваля, в целом учитывается выступление участников во всех состязаниях и конкурсах, включенных в программу.  Поощряются нравственное поведение,  творческая  активность,  спортивное мастерство, эстетическая культура, эрудиция, внешний вид и т.п.  

Формы поощрения  участников спортивного Фестиваля  направлены на сотрудничество, на творческое начало, валеологизацию спортивного мероприятия. Получение удовольствие от участия в спортивном мероприятии,  ибо главное в них – сам процесс. Участники мероприятия  награждаются дипломами, грамотами и ценными подарками.

Состав участников спортивного Фестиваля.   Участниками  спортивного Фестиваля  могут быть команды девушек самого разного возраста (начиная с 16 лет) различной физической, спортивной и художественной подготовки, разных интересов и  занятий.

Значимость участия в Фестивале по спортивным играм

  • Фестиваль по спортивным играм представляет интерес для всех, кто хотел бы участвовать в соревнованиях.
  • Участвовать в Фестивале по спортивным играм интересно и тем, кто уже избрал для себя определенный вид деятельности (даже профессию), добился в ней успехов, но вместе с тем желает попробовать свои силы и способности в других областях творчества. 

Критерии оценки поведения:

  • Уважительное отношение к соперникам 
  • Точное соблюдение правил соревнований;
  • Эстетика в действиях  художественного конкурса.;
  • Бережное отношение к окружающей среде и инвентарю;
  • Не только личный образец высокой нравственности, культуры, но и активное побуждение к этому других.

    Список литературы:

1.Виленский М.Я., Горшков А.Г. Основы здорового образа жизни студентов: Учебное  пособие. М.: МНЭПУ, 1995.

2.Виленский М.Я. Студент как субъект физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 1999, № 10.

3.Виленский М. Я. Построение процесса физического воспитания студентов на основе личностно-развивающего подхода / М. Я. Виленский, Н. В. Пешкова // Культура физическая и здоровье. - 2006. - № 2.

4..Горелов А.А. Интеллектуальная деятельность, физическая работоспособность, двигательная активность и здоровье студенческой молодёжи: Монография / А.А. Горелов, В.Л.Кондаков, А.Н. Усатов. - Белгород: ИПЦ Политерра, 2011. - 101с.