Использование информационно-коммуникационных технологий на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. Педагогический проект

Никонова Нелли Валентиновна, учитель-логопед,

МБДОУ «Детский сад №2 «Ягодка», г.Скопин

Вид проекта:

По роду деятельности:  практико – ориентированный.

По срокам реализации: долгосрочный.

По количеству участников: индивидуально-подгрупповой.

По возрасту детей: старшая и подготовительная к школе группа.

Актуальность

В последние десятилетия отмечается увеличение частоты различных нарушений развития и явлений физиологической незрелости у новорожденных. В дальнейшем тщательное комплексное обследование таких детей нередко выявляет у них наличие неярких, стертых симптомов поражения центральной нервной системы, что позволяет диагностировать стертую форму дизартрии. Сложная структура речевого дефекта при данном виде нарушения определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия (Л.С.Выгодский, Н. И. Жинкин, Г. В. Гуровец, С.Н.Маевская, Е. Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольская и др.). Оптимальному решению данной задачи способствует использование в коррекционной работе с детьми специализированных компьютерных технологий.

Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к непосредственно-образовательной деятельности использование компьютерных программ может служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи. 

Исходя  из следующего, была  выделена  педагогическая проблема: необходимо найти нетрадиционные формы работы с использованием  компьютерных технологий, направленные на коррекцию речевых и личностных нарушений.

Чтобы найти выход из сложившейся ситуации был разработан проект: "Использование ИКТ на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста".  

Цели проекта:

  • Систематизирование использования компьютерных технологий в индивидуальной и подгрупповой коррекционной работе с детьми в условиях логопункта;
  • Создание максимально-комфортных условий для коррекции речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста с использованием компьютерных технологий.

Задачи, решаемые в процессе использования информационных технологий на логопедических занятиях:

Задачи ознакомительно–адаптационного цикла:

  • ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;
  • знакомство детей  с компьютерными программами;
  • преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха;
  • формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».

Задачи коррекционно–образовательного цикла:

  • формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико–грамматического строя речи, связной речи;
  • формирование и развитие навыков учебной деятельности
  • развитие знаковой функции сознания;
  • развитие психических функций;

Задачи творческого цикла:

  • развитие воображения;
  • развитие познавательной активности.

Предполагаемые результаты реализации проекта:

для детей:

-повышение учебной мотивации воспитанников и эффективности усвоения ими знаний, умений и навыков; 

-ускорение процесса подготовки дошкольников к обучению грамоте.

для педагога:

-отработка механизмов ИКТ при реализации выбранных мною направлений коррекционно-образовательной работы;

-дальнейшее использование в коррекционно-образовательном процессе компьютерных технологий; 

использование ИКТ родителями в домашних условиях 

Показатели эффективности проекта.

Предполагается увеличение числа воспитанников, обучающихся на логопункте, с положительной динамикой на 5%.

Преимущества использования ИКТ в логопедической практике:

-игровая форма обучения;

-информационная емкость;

-наглядность;

-экономия временных ресурсов.

Направления коррекционной работы с использованием компьютерных презентаций:

1.Работа над дыханием. Базовые комплексы БОС (биологически обратная связь) наглядно, красочно и доступно раскрывают ребенку тайну здорового дыхания. 

2.Развитие слухового восприятия. 

3.Развитие навыков звукового анализа и синтеза. 

4.Обогащение словарного запаса. 

5. Совершенствование грамматического строя речи. 

Требования, предъявляемые к развивающим и обучающим компьютерным  программам, применяемым на логопедических занятиях:

1.Программа должна иметь указание на возраст ребенка

2.Программа  должна быть яркой, красочной, со звуковым оформлением  

3.Объекты, отображенные на экране, не должны быть мелкими или непонятными     детям 4.Программа должна быть на русском языке  

5.Задания - интересные, понятные ребёнку, простые для выполнения 

6.Периоды и эпизоды игры должны быть не более 3-5 м

7.Программа должна развивать детей, давать им знания, обучать навыкам в незатейливой игровой форме 

8.Чередование разных компьютерных игр.   

Условия реализации проекта. 

Система рассчитана на организацию коррекционной работы в старших и подготовительных группах с детьми с ОНР - III  уровень, ФФНР в условиях логопункта и предполагает применение компьютерных технологий в индивидуальной и подгрупповой форме.

Занятия с использованием компьютера нужно проводить фрагментарно, при этом обязательно соблюдая следующие условия для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНа:

использование новых моделей компьютера; работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (до 5-10 мин.) и не более трех раз в неделю; проведение гимнастики для глаз , рациональная организация рабочего места: соответствие мебели росту ребенку, достаточный уровень освещенности; экран видеомонитора находится на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50см.

Эффективное применение развивающих компьютерных программ на логопедических занятиях:

  • вызывает интерес и положительный эмоциональный настрой;
  • активизирует познавательную и мыслительную деятельность учащихся;
  • тренирует память, внимание и сообразительность; способствует общему развитию ребенка;
  • помогает детям с недоразвитием речи осмыслить, усвоить такие понятия, как «звук», «слово», «слог»;
  • у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определённых звуков, слогов; 
  • учащиеся меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность; 
  • у ребёнка повышается мотивация в трудной для него работе. Он получает одобрение, похвалу не только со стороны взрослых, но и со стороны компьютера. 

Показателем результативности использования  ИКТ  в  процессе коррекции речи является повышение мотивации учащихся  к логопедическим занятиям  (отсутствие пропусков без уважительной причины), возросший интерес родителей к логопедической работе (результаты опросов и анкетирования), а так же стабильно высокая результативность логопедической работы.

      Список литературы.

1.Антошин М.К.  «Учимся работать на компьютере»,  М., Айрис – пресс, 2007;

2.Кривич Е.Я. «Компьютер для дошколят», М., ЭКСМО, 2006;

3.Лизунова Л.Р.Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе;

4..Лынская М.И..«Информационные технологии с безречевыми детьми», журнал «Логопед», 2011, № 3;

5.Степанова М.И. Гигиенические требования к компьютерным занятиям для дошкольников/ М.И.Степанова //Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2009. - № 10.