Социально-личностное развитие детей с речевыми патологиями посредством реализации авторской программы дополнительного образования «Радуга эмоций»

Кирпикова Оксана Викторовна, педагог-психолог,

ГБОУ ООШ №4 структурное подразделение «Детский сад «Буратино»,

г. Новокуйбышевск Самарская область

В переходный период к ФГОС необходимо обеспечить инклюзивное образование детей с ОВЗ. ФГОС предусматривает  раздел Программы, который должен  содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для данных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов. 

«Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей» (выдержка из приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 №114).

Воспитатели и специалисты детского сада, работающие с детьми с речевыми нарушениями, часто сталкиваются с проблемами в межличностных взаимоотношениях между детьми,  конфликтными ситуациями в группе, не понимании детей друг друга.

Из – за проблем в развитии речи  дети с ОНР, как правило, не умеют правильно выразить свои чувства, скованны, неловки, у них бывает неадекватная мимико-жестовая речь. Всё это часто становятся причиной страха, отчуждённости, враждебности, непонимание другого, а в следствии затрудняет общение детей между собой и взрослым. 

Ряд специалистов, отмечают связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития детей с ОНР. Обладая в целом полноценными предпосылками овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. У части детей с ОНР отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций. Отставание в развитии двигательной сферы, которое характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении движений.

Исследовательские работы, по изучению особенностей коммуникативной сферы и игровой деятельности детей с ОНР, выполненные под руководством Г.В.Чиркиной (1996), показали, что особенности речевого дефекта сочетаются с нарушениями коммуникативной функции. Это выразилось в снижении потребности в общении, несформированности способов коммуникации, особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм).

Большой интерес представляет исследование особенностей личностного развития дошкольников с ОНР, выполненное на кафедре специальной психологии и клинических основ дефектологии МГОПУ им. М.А.Шолохова под руководством И.Ю.Левченко (2003). Авторы доказали, что личность ребёнка с ОНР характеризуется специфическими особенностями, среди которых имеют место заниженная самооценка, коммуникативные нарушения, проявления тревожности и агрессивности разной степени выраженности.

Таким образом необходимо совершенствовать систему психолого-педагогического сопровождения ребёнка с общим недоразвитие речи.

Программа «Радуга эмоций»по социально-личностному развитию детей реализуется в нашем структурном подразделении с 2011 года в группе комбинированной направленности. Программа прошла лицензирование в Региональном социопсихологическом центре в 2013 году.

Цель данной психологической программы – развитие социально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста с речевыми патологиями (ОНР).

Задачи:

- Формировать умения осознавать, понимать и адекватно выражать свои эмоциональные переживания.

- Способствовать самопознанию ребёнка, развивать навыки социального поведения.

- Развивать коммуникативные навыки, формировать позитивное отношение к сверстникам.

Новизна программы «Радуга эмоций» заключается в воздействии на ребёнка  традиционным психологическим технологиями,  в сочетании с устным народным творчеством. Пословицы и поговорки вобрали в себя народную мудрость – они успокаивают, предостерегают, помогают преодолевать жизненные невзгоды и просто учат жить. Программа помогает реализовать комплекс образовательных и коррекционных задач, а также способствует воспитанию нравственных качеств дошкольников. 

Программа названа «Радуга эмоций»,  так как дошкольное детство – это время, когда эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребёнка, управляют и регулируют все остальные его психические функции. Развитие эмоциональной сферы, рассматривается в качестве  приоритетной задачи данной программы. Осознание ребёнком своих истинных чувств (а также их выражение)  является непременным условием эффективности психотерапевтического процесса, при котором ребёнок осознаёт свою индивидуальность и самоценность другой личности, обретает целостность и душевное здоровье.

Структура программы включает в себя 3 этапа. Каждый этап может быть использован самостоятельно.

 1 этап «Мир эмоций». В данный этап включены игры и этюды на развитие языка жестов, мимики и пантомимики. Дети знакомятся с эмоциями человека, учатся опознавать свои эмоции, эмоциональные реакции окружающих, развивается умения адекватно выражать свои эмоции. 

2 этап  «Это - Я». На данном этапе работа строится на основе пословиц и поговорок. Пословицы и поговорки – это накопленный веками социальный опыт, который не только даёт понятия о моральных ценностях, но и помогает познать себя и окружающих людей. На втором этапе включены игры и этюды, на развитие навыков самообладания и самоанализа. Художественные произведения, показывающие  влияние положительных и отрицательных качеств на судьбу героев. С помощью моделирования проблемных ситуаций  и решения их, дети усваивают социальные нормы и правила поведения.

3 этап «Мы друзья» направлен на сплочение детского коллектива. В последние годы изменилось самосознание детей, а именно часто появляется фиксированность ребёнка на себе и внутренняя изоляция от других. На этом этапе, с помощью специальных игр, рассматриваются различные ситуации общения, психологические этюды, способствующие позитивному отношению к сверстникам. Подобраны художественные произведения, где показано положительное влияние дружбы.  Пословицы и поговорки о дружбе сплачивают детский коллектив. Проблемные ситуации «подталкивают» детей к совместному принятию рационального решения.

На занятия к ребятам приходит Буратино (кукла), который приносит сказки, рассказы, стихи, интересные иллюстрации.

Каждое занятие начинается с ритуала –  приветствия и добрых пожеланий Буратино. Буратино сообщает тему занятия, задаёт направление всему занятию (куклатерапия). За тем проводится игра для объединения детей, создания атмосферы группового доверия и принятия.

В тему занятия дети вводятся посредством рассказов, стихов, сказок (библиотерапия). Обязательный элемент – анализ действий и эмоций героев произведений. Так же обсуждаются ситуации из жизни, когда дети испытывают сильные эмоциональные переживания (элементы групповой дискуссии).

Далее проводятся игры, психологические этюды, проблемные ситуации, соответствующие развивающим целям занятия (писхогимнастика)  

На каждом занятии проводится подвижная игра, направленная на  психоэмоциональную разгрузку. С помощью подвижных игр дети учатся управлять своим поведением,  действовать согласно правилам игры. В конце основной части занятия проводится релаксационная игра, для стабилизации эмоционального фона (приёмы саморегуляции)

Заключительная часть включает рефлексию - дети высказывают Буратино свои впечатления от занятия (что понравилось, что не понравилось, что вызывало наибольшие трудности). Буратино подводит итог занятия.

Закачивается каждое занятия так же  ритуалом – прощанием с Буратино.

Несмотря на то, что в ФГОС не предусмотрен мониторинг достижения детей, результаты эффективности реализации программы  являются данные, полученные в результате первичного и итогового психологического обследования детей. Обследование детей проводится по методикам: «Узнай эмоции» И.Н.Агафонова (модифицированный вариант К Изардома), «Лесенка» В.Г.Щур, «Цветовой тест» Ю.Люшер, проективная методика «Кактус» Понфиловой, «Рассказ о друге» Е.О.Смирнова, В.М.Холмогорова.

Итоговое психологическое обследование детей, на протяжении нескольких лет,  показывает  стабильно высокие  результаты по эмоционально - личностном развитию детей. 

Таким образом, в результате реализации программы у детей  формируются умения осознавать, понимать и адекватно выражать свои эмоциональные переживания. Развиваются навыки социального поведения и навыки самопознания ребёнка. Дети овладевают коммуникативными умениями. Формируется позитивное отношение к сверстникам, что значительно снижает уровень возникновения конфликтных ситуаций между детьми.

Литература

1. Бакштова Е.В., Забродина Л.А. Психологическое просвещение - Самара, 2009

2. Куражева Н.Ю.,Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик – семицветик». Программа ителлектуального, эмоционального и волевого развития детей 3 – 4 лет. – СПб.: Речь, 2010.

3. Панфилова М.А. Игротерапия общения - М. : «Издательство ГНОМ  и Д», 2005.

4. Пашкевич Т.Д. Социальноо-эмоциональное развитие детей 3 – 7 лет – Волгоград: Учитель 2010.

5..Полякович Ю.В., Осинина Г.Н. «Формирование коммуникативных навыков у детей 3 – 7 лет» - Волгоград: Учитель 2009.

6. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М .«Конфликтные дети» - М.:Эксмо, 2009.

7..Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда - СПб.: Речь, 2007.

8..Фесюкова Л.Б. Воспитываем и обучаем. Комплексные занятия и игры для детей 4 – 7 лет – Х.:ЧП «АН ГРО ПЛЮС», 2008. 

9. Чистякова М.И. Психогимнатика - М.: ТЦ Сфера 1995.