Дьячкова Татьяна Викторовна, педагог дополнительного образования,
МБОУ ДОД «Станция юных натуралистов», г. Бирюч
Стремительные изменения, происходящие в современном обществе, ставят перед дополнительным образованием задачи, направленные на оптимизацию образовательного процесса, при котором обеспечивается не только высокое качество знаний и компетенций обучающихся, но и развиваются способности самостоятельного решения возникших проблем.
Задача педагога дополнительного образования, используя различные формы и методы, организовать образовательный процесс так, чтобы каждый ребенок чувствовал свою успешность и интеллектуальную состоятельность.
Одним из методов, который развивает у обучающихся познавательные навыки, умение ориентироваться в информационном пространстве, способствует формированию познавательной активности, является метод исследовательской деятельности.
Учебно-исследовательская деятельность - это процесс совместной деятельности обучающегося и педагога, благодаря которому реализуются социально значимые экологические проекты. В процессе реализации обучающиеся попадают в реальное социальное и природное окружение, в мир жизненных проблем, что способствует формированию общечеловеческих ценностей, гармоничному взаимоотношению с окружающим социумом и природным окружением. [1]
Педагоги понимают, что для ребенка, готовившегося к взрослой жизни, чрезвычайно важно не только уметь анализировать, проводить эффективный поиск, ставить задачи в соответствии с целью, но и находить, а затем принимать нестандартные решения. Потребность общества в людях, которые умеют творчески подойти к любому вопросу, со временем будет, несомненно, только возрастать. Формированию именно таких умений и способствует исследовательская деятельность, где педагогу отведена роль консультанта, дающего ответы, только на возникающие у юных исследователей вопросы.
Теперь давайте рассмотрим роль педагога на разных этапах организации исследовательской деятельности ребенка.
I этап. Тесное взаимодействие педагога и ребенка при определении предрасположенности к исследовательской деятельности.
II этап. При определении темы, цели и задач исследования педагог выступает в роли консультанта.
III этап. Обучающийся самостоятельно выполняет исследовательскую работу. На данном этапе педагог также выступает в роли консультанта.
IV этап. Защита исследовательской работы. На этом этапе обучающийся и педагог выступают в роли партнеров. [5]
Исследовательская деятельность состоит из этапов, причем отсутствие какого- либо из них приводит к обесцениванию полученных результатов.
Первым этапом исследования является постановка проблемы, которая способствует определению направления исследования. Ребенок должен решить, что еще из неизученного по данной проблеме исследования следует изучить.
Следующий этап - выбор темы исследования. Именно сейчас обучающийся должен определить, что исследовать? Роль педагога на данном этапе максимально заинтересовать юного исследователя, представив ему идею так, чтобы он ею увлекся. Следует обратить внимание, что выбранная ребенком тема исследования не должна быть абстрактной и глобальной. Она должна быть узкого плана для того, чтобы он мог её глубоко изучить и проработать.
Одновременно с выбором темы формируется цель исследования и задачи. Цель исследования - это тот результат, ради которого автор выполняет данную исследовательскую работу.
Задачи - это пошаговые действия, с помощью которых происходит достижение цели. Поэтому поставленные задачи должны строго соответствовать цели.
Обоснование актуальности выбранной темы обучающийся может дать, ответив на вопрос: «Почему данную проблему надо изучать именно в настоящее время?».
Следующий этап - определение объекта и предмета исследования. Под объектом исследования понимают процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, а именно то, на что направлена исследовательская деятельность.
Предмет исследования - это конкретная часть объекта, внутри которого ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, их отдельные стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым. Именно предмет исследования определяет тему работы.
В исследовании важно выделить гипотезу (предположение), которая в ходе работы будет либо подтверждена, либо опровергнута.[2]
Следующий этап исследовательской работы - изучение литературных источников по теме исследования и уточнение данных о том, что в этом направлении на сегодняшний день достигнуто. Результат: знакомство с уже имеющимися в литературных источниках материалами по теме исследования и написание литературного обзора.
Особое внимание следует уделить определению научной новизны исследования. Следует подсказать начинающему исследователю, что говоря о новизне, ему важно определить, какую новую научную информацию он получил в ходе работы над темой исследования.
Одной из важных составляющих исследовательской работы является правильный выбор методов исследования, которые подразделяются на две группы: эмпирические и теоретические.
К эмпирическим относятся: наблюдение, тестирование, сравнение, измерение, изучение литературы интервью, опрос, анкетирование, мониторинг, эксперимент, опытная работа.
К теоретическим методам относятся: абстрагирование, анализ и синтез, идеализация, индукция и дедукция, мысленное моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному и др.[3]
Весь процесс исследования состоит из:
1. сбора материалов исследования: эксперимент; полевая работа.
2. обработка и анализа полученных данных.
На первом этапе идет сбор и накопление информации, а на втором проводится её осмысление, анализ, в том числе и сравнение с тем, что уже известно из литературы по теме данного исследования.
Основная часть исследования включает в себя все те материалы, которые были собраны на подготовительном этапе при изучении данной проблемы.
Представление исследовательской работы:
-исследовательская работа должна быть представлена так, чтобы все наработки автора по теме исследования были освещены в полном объеме; предоставляемый обучающимся материал должен быть изложен четко, ясно, логично и доказательно.
Презентация должна быть наглядной, содержать фотографии, таблицы, графики, карты, чертежи и являться дополнением к выступлению. Главное, чтобы вся эта наглядность была выполнено с минимальной помощью взрослого.
Ребенок на защите исследовательской работы должен свободно владеть материалом и уметь отвечать на поставленные вопросы.
В заключении необходимо подвести итоги сделанного, поделиться планами на будущее. Проанализировать, почему не получилось, и что надо сделать, чтобы в дальнейшем избежать подобных неудач. Следует помнить, что, сколько поставлено в исследовательской работе задач, столько должно быть и выводов.
После защиты исследовательской работы проводится анализ выступления, рассматриваются неудачи и их причины. [4]
Организация исследовательской работы с обучающимися в учреждениях дополнительного образования предъявляет к педагогу дополнительного образования следующие требования:
Исходя из всего сказанного, следует, что исследовательская деятельность для обучающихся - это возможность максимально раскрыть свой творческий потенциал. Роль педагога в проведении исследований состоит в том, чтобы создать оптимальные условия для достижения успеха. Вначале педагог помогает обучающемуся определить проблему, а затем стимулирует ее самостоятельное решение, способствуя развитию его творческого потенциала. Именно педагог создает условия для самостоятельной и творческой работы ребенка, благодаря которым у него формируется внутренняя мотивация решать любую появившуюся проблему с исследовательской, творческой позиции.
Современная действительность показывает, что навыки творческой и исследовательской деятельности сегодня нужны всем: педагогам для организации занятий на основе новых государственных стандартов, обучающимся, для получения требуемого уровня образования.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Андреева Н.Д. Исследовательская работа учащихся при обучении биологии и экологии / Н.Д. Андреева, С.С. Рябова // Биология в школе. - №2. 2012. - С. 34 - 39.
2. Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии: [Опыт учеб. комплекса на базе сред. шк. N 1333 «Донская гимназия» и Дома науч.-техн. творчества молодежи Москвы] // Школ. технологии.- 1999.- N 1-2.- C. 132-137.
3. Орлов В.Ю., Комарова И.П. Структура научного исследования школьника в области естественных наук // Организация и методика научно-исследовательской деятельности школьников/ И.П. Федорчук.- Ярославль: Провинциальный колледж, 2012.-131с.
4. Савенков А. И. , Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учеб. пособие/ А.И. Савенков. - М.: Ось-89, 2006. - 480 с.
Интернет-ресурсы
5. Ахатова А. М. Требования к исследовательской деятельности обучающихся. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ahatova.ucoz.ru/publ/trebovanija_k_issledovatelskoj_dejatelnosti_obuchajushhikhsja/1-1-0-3
6. www.issl.dnttm.ru- сайт журнала «Исследовательская работа школьника».