Ртищева Галина Анатольевна, учитель начальных классов,
МБОУ ГИМНАЗИЯ №7, г. Чехов, Московская область
Современное образование предъявляет новые требования к педагогическим кадрам. Свободно и активно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и соответственно моделирующий воспитательно-образовательный процесс педагог является гарантом решения поставленных задач государством.
Многолетний опыт и целенаправленные педагогические исследования позволяют утверждать, что существенных результатов в образовании может достигать только тот педагог, который владеет научными педагогическими знаниями, обладает педагогическим мастерством, для которого характерной чертой является самообразование.
Оно направлено на расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня предметной подготовки. Писатель Бернард Шоу любил повторять, - «В этом мире добивается успеха только тот, кто ищет нужных ему условий, и если не находит, то создаёт их сам».
Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации. Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь и толковый словарь: самообразование - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п., которая строится на основе интереса занимающегося в сочетании с самостоятельным изучением материала»; приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя.
Мало знать свой предмет, владеть различными методиками обучения. Необходимо еще иметь знания и в других областях и сферах общественной жизни. Учителю необходимо учиться постоянно, а способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического университета. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал. Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике и чаще всего носит несистемный, инертный характер. Поэтому необходимо определить мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:
1. Ежедневная работа с информацией. При подготовке к уроку, выступлению на родительском собрании или классном часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации
2. Желание творчества. Творческий учитель не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
3. Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
4. Прогрессивные изменения в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека».
5. Конкуренция и авторитет. Авторитетный педагог имеет больше прав в выборе классов, нагрузки, расписания и др. Да и родители предпочитают своего ребенка отдать именно к конкретному учителю, классному руководителю.
6. Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.
7. Материальное стимулирование. Квалификационная категория учителя, мнение аттестационной комиссии, стимулирующие надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
8. Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?
Каковы же факторы, стимулирующие и препятствующие развитию педагогов, его затруднения? Наибольшую сложность для учителя составляет выбор темы и правильность ее формулировки в соответствии с научно-методической темой гимназии. Если в гимназии эта работа носит системный характер, то намного легче. В конце учебного года на заседаниях методических объединений разных направлений подводят промежуточные итоги работы над темой по самообразованию в виде творческого отчета, серии открытых уроков «Педагогической мастерской», педагог сам выбирает ту форму, которая приемлема для конкретного учителя. С целью оказания методической помощи педагогам проводятся обучающие семинары, на которых педагогам предлагается сформулировать тему по самообразованию по разным направлениям деятельности, а также показываются типичные ошибки. По окончании работы над темой каждый учитель пишет отчет в свободной форме с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей. Выполнение этой цепочки последовательных действий позволяет говорить вообще о квалификации педагогов в учреждении образования, так и о системной и целенаправленной работе отдельных структурных подразделений. Правильно сформулированная тема, конкретно оформленная цель и задачи работы – это установочный этап процесса организации самообразования.
2 этап – обучающий: педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования.
3 этап – практический: накопление педагогических фактов, их отбор, анализ, синтез, проверка новых методов работы, постановка экспериментов, апробация, которые сопровождаются изучением литературы.
4 этап – теоретический: предусматривает осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразна и наиболее эффективна организация коллективных форм работы: коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО или кафедры, на районных МО; посещение с обсуждением открытых уроков и др.
5 этап – итогово-контрольный: учитель подводит промежуточные или контрольные итоги своей деятельности, обобщает наблюдения, оформляет результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.
Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет учителю не обеспечить, самое главное – это желание учителя работать над собой и способность учителя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.
Показатели эффективности педагогического самообразования – это, прежде всего, качество образовательного процесса и рост профессиональных компетенций педагога и его культуры. Которые могут быть представлены как творческие отчеты; открытые занятия; мастер-класс; доклад; статьи в журнал; авторская программа; персональная выставка.
Рекомендации педагогу по самообразованию
Не удивительно, что опыт так мало нам помогает:
мы изменяемся с каждым днем, и то,
что мы называем своим ОПЫТОМ,
есть опыт другого существа,
которым мы больше не являемся. (Ж.Таннери).
Литература:
1.Антюфеева Н.К. Повышение квалификации педагога дополнительного образования как личностная траектория его профессиональной карьеры // Внешкольник. – 2007. - №3. – с.17-18.
2.Алексеев С.А.Внутренний механизм «самости» личностных качеств учителя в процессе непрерывного образования //Учитель в школе.-2009.-№2.- с.120-123.
3.Генике Е.А. Профессиональная компетентность педагога // Директор школы.- 2008. - №5. – с.169.
4.Кутовая Е.А. Повышение профессионализма педагогов – фактор повышения качества образования //Учитель в школе.-2009.-№2. - с.124-126.
5.Новокшонова М. Имидж педагога: знание, опыт, мастерство // Учитель. – 2005. - №3. – с.69 – 73.
6.Проказа А.Т. Педагогическая проблема «Самости» и её реализация //Педагогическое образование и наука.-2005.-№3. – с.54 – 57.
7.Шамова Т., Худин А., Аненкова А., Поздняков А. Формирование нормативно-правовой компетентности педагогических кадров//Педагогическое общество России. Образование 21 века.-2006.