РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ

Чернухина Марина Владимировна, ст. воспитатель, 

Чугунникова Наталья Васильевна, воспитатель, 

МБДОУ д/с №10 «Земский», г. Белгород

Сформированная в России в течение многих десятилетий  система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения.  Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста.

В соответствии с ФГОС разрабатывается общеобразовательная программа каждого дошкольного учреждения, условия реализации которой должны обеспечивать полноценное развитие воспитанников в основных образовательных областях, а именно в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития. Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Анализ образовательных областей ФГОС и новых целевых ориентиров показал, что речевое и коммуникативное развитие по-прежнему признаются наиболее актуальными задачами в дошкольном возрасте. Новые целевые ориентиры так же предполагают изменения в требованиях к созданию условий для развития коммуникативных умений.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. Так как ребенок получает свои первые ощущения и представления из окружающей его материальной среды, то и всякое знание, выраженное в слове, вытекает из опыта, т.е. восприятий, получаемых ребенком из внешнего мира, мира конкретных явлений и вещей.

Природа всегда вокруг ребенка, она  воздействует  на ребенка с ранних лет своим разнообразием и новизной, вызывает его изумление, желание больше узнать, спросить, обсудить увиденное. Важное значение природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К.Д. Ушинский [3, с.187], который считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка; утверждал, что для совершенствования слова и мысли ребенка необходимо обогащать его душу понятными, яркими образами природы. 

Природа помогает наглядно и доступно продемонстрировать причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь и взаимозависимость предметов и явлений. Дети учатся наблюдать, выделять эти связи и объяснять наблюдаемое, что оказывает значительное влияние на развитие их мыслительное деятельности. В процессе познания природы дети осваивают грамматические категории, обозначающие названия, действия и качества, что помогает им анализировать предмет и явление с разных сторон.  В связи с этим, создаются условия для развития связной речи и формирования таких ее качеств как последовательность, логичность, доказательность и четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать описывать.

Т.А. Ладыженская подчеркивает, что уровень лексики, необходимый для развития связной речи, напрямую зависит от способности ребенка пользоваться образными средствами. В среднем дошкольном возрасте при характеристике предметов дети, в основном, используют такие характеристики, как цвет и размер и, только благодаря образцу взрослого, ребенок может начать использовать образные сложные определения. Если в процессе наблюдения и рассматривания объектов природы обращать внимание детей на красоту явлений природы, то они начинают осваивать соответствующий словарь и способы характеристики. Так же в своей работе она указывает, что при описании явлений природы дети в 3-7 раз чаще пользуются прилагательными и наречиями, чем при описании явлений общественной жизни [4]. 

Владение связной речью вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической и фонетической. Вопросы формирования связной речи у детей рассматриваются в двух направлениях: обучение диалогической и монологической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.

Обучение диалогической речи протекает в следующих формах: в свободном речевом общении;  при специально организованных наблюдениях, на занятиях; в различных видах деятельности. В свободном речевом общении средством обучения диалогической речи служит беседа. Она может проводиться во время любых режимных моментов: на прогулке, во время игры и т.д. Беседа может проводиться на специально организованном наблюдении, какого либо объекта или явления природы. С помощью таких бесед у детей развивается наблюдательность, формируется самостоятельное мышление, пробуждается непосредственный интерес к речевой деятельности.

Известный деятель дошкольного воспитания Л.К. Шлегер разработала материал для бесед с дошкольниками природоведческого содержания. В ее книге разработаны беседы, которые помогают разобраться ребенку в уже накопленном им материале. Беседами о животных, растениях направляется мысль ребенка, они дают возможность ему отобрать путем припоминания и воображения те факты из своего опыта, которые имеют связь с предметом разговора, и сосредоточить на нем свое внимание. Наводящие вопросы заставляют мысль ребенка работать в определенном направлении [5, с.5]. 

Беседы с дошкольниками можно проводить везде, но методика их проведения различается. Выделяют различные типы бесед о природе: беседы, совмещенные с непосредственным восприятием (в процессе наблюдений, экскурсий, прогулок); беседы в процессе деятельности детей (во время труда в природе); беседы на основе имеющихся данных.

Развитию связной речи детей дошкольного возраста в наибольшей степени способствуют вопросы, помогающие детям раскрыть причины явлений и установить связи и закономерности сезонных изменений в природе, поскольку отвечая, ребенку придется охарактеризовать явление и назвать словом установленную связь (Почему зимой река покрыта льдом? – Зимой река покрыта льдом, потому что холодно). Для того чтобы беседа проходила интересно, активно и доставляла радость детям, воспитателю необходимо использовать различные организационные методы: сюрпризные моменты, веселые стихи, сказки, речевые логические задачи, загадки, наглядные дидактические материалы, разнообразные коллекции и гербарии, собранные детьми.

Развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста в образовательной деятельности по ознакомлению с сезонными явлениями природы, могут способствовать сказки, стихи и литературно-художественные тексты для чтения. В этой связи, можно использовать для драматизаций или театральной постановки рассказы и сказки К.Д. Ушинского, созданные для детей (книги «Родное слово», «Детский мир»). В рассказах «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», «Проказы старухи зимы», «Спор деревьев», «Спор животных», «Четыре желания» и др., доступно рассказано о явлениях природы и о смене времен года, о том, что окружает детей в повседневной жизни: о мире животных и птиц.

Легко усваивается фольклорный материал (потешки, песенки, игры) построенный в форме диалогов. Инсценировка потешек по ролям, позволяет детям освоить не только форму различных высказываний диалога, но и правила очередности, усвоить вопросительную, повествовательную, побудительную и другие виды интонаций.

При наблюдении природных явлений можно использовать пословицы, поговорки и загадки, которые учат детей красивому, образному видению природы, но также и логически точному и краткому описанию природного объекта или явления. Загадка учит видеть и осмысливать действительность в ее многообразных связях и ассоциациях, помогает выделить в речи ту или иную особенность предмета, явления, заставляет более внимательно взглянуть на него, увидеть красивое в этом предмете или явлении.

Эффективным методом для повышения активности детей во время беседы Н.В. Виноградова считала использование речевых логических задач. Речевые логические задачи – это рассказ-загадка о природе, ответ на которую дети могут сформулировать, если  они осознали определенные связи и закономерности природы, они могут быть частью беседы или самостоятельной деятельностью. В зависимости от дидактических целей и учитывая опыт детей, воспитатель составляет речевые логические задачи. Материал для составления задач, можно взять в книгах: «Времена года» Д. Зуева, «Родная природа» Д. Кайгородова, «Вести из леса» В. Бианки, «Лесные разговоры» Э. Шима, «В лесах счастливой охоты» Н. Сладкова и др.[1, с.33].

В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказом и рассказом. В процессе работы большое значение придается выбору произведений для пересказа. Предпочтение отдается текстам с однотипными эпизодами, повторяющимися сюжетными моментами, ясной логической последовательностью событий. (Л.Н. Толстой «Дуб и орешник», Н.И. Сладков «Лесные шорохи», Е.И. Чарушин «На нашем дворе», В. Бианки «Купание медвежат» и др.) При подборе текста учитываются индивидуальные речевые, возрастные и интеллектуальные возможности детей. Тексты для детей дошкольного возраста должны быть просты и доступны по содержанию, построению, для того, что бы ребенок мог передать последовательность и логику в описании событий, сопоставить отдельные факты, сделать выводы.

Следующим этапом развития связной речи, является обучение детей связному повествовательному рассказыванию о сезонных явлениях природы. Приоритетной задачей на данном этапе выступает формирование умения строить высказывания и анализировать его структуру: есть ли в нем начало, как развивается действие, имеется ли завершение. 

Н.Ф. Виноградовой была разработана характеристика видов рассказов, способствующих развитию монологической речи детей на основе ознакомления с природой: сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе («Как мы убирали свеклу», «Кто обедал в птичьей столовой»); сюжетный и описательный рассказ на основе обобщения знаний, полученных в результате бесед, чтения книг, рассматривания картин («Как звери живут зимой», «Куда пропали грачи»); описательный рассказ, основанный на сравнении разных времен года («Наш участок зимой и летом») и описание пейзажной картины; описательный рассказ о сезоне в целом («Мое любимое время года», «Как узнать осень?»); описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы («Береза осенью», «Ветка сирени») [1].

Знакомство детей с природными явлениями и объектами она рекомендует проводить по сезонам, соблюдая последовательность естественной смены времени года, что поможет детям осмыслить само это понятие «время года». Необходимо провести несколько повторных встреч с явлениями, для их лучшего понимания, а также как можно больше разнообразить условия этих встреч. 

С наблюдениями, экскурсиями, целевыми прогулками необходимо связывать другие виды деятельности, расширяющие и систематизирующие знания, позволяющие применить их в активной деятельности ребенка (труд в природе, дидактические игры, продуктивную деятельность, беседы и рассказывание). Воспитатель должен стараться углубить представления детей и научить применять их в различных обучающих ситуациях. Для этого необходимо грамотно сочетать разные виды образовательной и практической деятельности детей. 

В образовательной деятельности по ознакомлению с сезонными явлениями природы можно использовать экологические игры для развития связной речи, уточнения и обобщения представлений детей дошкольного возраста о мире природы. Такие игры разработаны Н.А. Рыжовой, автором программы «Наш дом природа»[2] («Экологический светофор», «Когда это бывает?», «Угадай по описанию» и др.). 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Мы считаем, что развитию связной речи у дошкольников будет способствовать образовательная деятельность по ознакомлению с сезонными изменениями в природе. Основной акцент, по нашему мнению, стоит сделать на включение в образовательный процесс по развитию  связной речи у дошкольников бесед о природе, наблюдений, вопросов проблемного характера, экскурсий, целевых прогулок, дидактических игр и других формы работы.

 

Литература

1.Виноградова Н.В. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Пособие для воспитателей дет. сада.  М.: Просвещение, 1978.- 103с.

2.Рыжовой Н.А. Наш дом природа. М. : Карапуз-Дидактика, 2005. - 189 с.

3.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1968.

4.Характеристика связной речи детей 6-7 лет/ Под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1979.

5.Шлегер Л.К. Материал для бесед с маленькими детьми. М., 1914.