ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА

Мальцева Светлана Петровна, мастер производственного обучения,  

Калошин Сергей Михайлович, преподаватель профессионального цикла,

ОГАОУ СПО «БАМТ», Белгородская обл. п.Борисовка

 

Вопрос о повышение эффективности подготовки специалистов в настоящее время приобретает особую актуальность. Профессиональная готовность обучающихся рассматривается как личностное качество и существенная предпосылка эффективной деятельности специалиста по окончанию учебного заведения, успешного выполнения своих обязанностей, правильного использования знаний, опыта, помогает сохранить самоконтроль, быстро адаптироваться к условиям труда и дальнейшему профессиональному совершенствованию. Современному производству нужны инициативные специалисты, способные вносить новые идеи и управлять ими.

В нашем техникуме большое внимание уделяется инновационным методам, которые создают такие условия в обучении, когда обучающиеся не могут не научиться, стимулируют творческие способности обучающихся, помогают приблизить учёбу к практике повседневной жизни, формируют не только знания, умения и навыки, но и активную жизненную позицию. Активные методы обучения способствуют эффективному усвоению знаний, создают механизм для самостоятельного поиска и навыков исследовательской деятельности, формируют ценностные ориентации личности, повышают познавательную активность, развивают творческие способности, создают дидактические условия, способствующие проявлению активности обучающихся. Сохраняя лучшие традиции, педагогический коллектив нашего техникума ищет новые формы и пути подготовки специалистов. Большое внимание уделяется инновационным технологиям.     Творческая обстановка в техникуме нацеливает деятельность преподавателя на внедрения в учебный процесс методов преподавания через поиски освоения новых методов и технологии обучения.

Сегодня преподавателю техникума недостаточно владеть знаниями в области преподаваемой дисциплины, он должен владеть современными методами преподавания и быть готовым к осуществлению инновационной деятельности на практике. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта своих коллег, коллег других учебных заведений. При всём многообразии технологии обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других реализация ведущих педагогических функций остаётся за преподавателем. Применяя инновационные технологии в современном образовательном процессе, преподаватель должен исходить от того, что цель профессионального образования - подготовка  конкурентноспособного специалиста. Для этого необходимо стимулировать у обучающихся ценностные отношения к знаниям, развивать потребности в умениях, которые позволят им обрести социальную защищённость, профессиональную мобильность, всестороннюю компетентность и сформировать навыки творческого саморазвития.

Для решения профессиональных компетентностей большое внимание в техникуме уделяется выполнению и контролю лабораторно-практических занятий. Лабораторно - практические занятия являются составной частью профессиональной образовательной программы. На лабораторно-практических занятиях преподаватель создают условия для выработки способностей быстро ориентироваться в  различных производственных условиях, применять полученные знания и использовать ранее полученные профессиональные умения и навыки. Результаты проведенных лабораторно-практических занятий  оценивает преподаватель. Оценка выставляется за каждую работу, которая складывается из результата наблюдения лабораторно – практической части, проверки отчета, беседы в ходе работы или после нее. При этом большое воспитательное значения имеет гласность и аргументацию каждой оценки т.к. это оказывает положительное влияние на последующую работу обучающихся. Методы проведения лабораторно - практических занятий - это способы деятельности преподавателя, с помощью которых формируются умения и навыки у обучающихся по специальности, а также способы их деятельности  по усвоению и закреплению профессиональных умений и навыков. К наиболее часто используемым методам  при проведении лабораторно - практических занятий относят: устное изложение (лежит в основе формирования знаний как планировать и организовывать предстоящую деятельность); беседа – этот метод используют, когда необходимо предложить обучающимся сформулировать ответы на поставленные вопросы; демонстрация – обучающемуся  необходимо видеть, наблюдать правильность заполнения  документации; тестирование - проверка теоретических знаний, необходимых для выполнения лабораторно - практических работ, самостоятельная работа обучающихся. Организуя самостоятельную работу, преподаватель стремится обеспечить максимальную мотивацию обучающихся. Самостоятельная работа – это основной этап работы обучающихся на лабораторно - практических занятиях, который способствует выработке умений и навыков или их закреплению. Преподаватель продумывает или разрабатывает для обучающихся такие задания, для выполнения которых потребуется умение и определенный навык работы со справочниками, методическими указаниями к выполнению.  Основной метод работы на этом этапе - это решение ситуационных  задач, которые стимулируют творческое отношение к учебной деятельности. Главная цель использования ситуационных задач – развитие у обучающихся навыков решения комплексных задач на базе теоретических и практических навыков, полученных в процессе обучения. Работая над ситуационной задачей, обучающийся должен  определить проблему, выбрать нужную информацию, сгруппировать ее для четкой характеристики проблемы, сформулировать возможные пути ее решения, выбрать и обосновать применение. Метод ситуационного обучения способствует развитию находчивости, умения решать проблемы, развивать способности проведения анализа  и диагностики проблем. Ситуационная задача и методика ее использования  при обучении разрабатывается в зависимости от планируемых результатов обучения. 

Использование ситуационных задач на лабораторно - практических занятиях  осуществляется в формах: обсуждение в группе; самостоятельный анализ; письменное рассмотрение с ограничением времени; индивидуальный и групповой доклад; дискуссия в группе; ролевая игра по основным аспектам задачи.

Правильно составленная ситуационная задача стимулирует участников учебного процесса  к анализу и обсуждению проблем, приобщает их к обмену идеями и мыслями. В ходе обсуждения предложения выносятся на коллективное рассмотрение. Использование ситуационного метода в учебном процессе позволяет: предостеречь обучающихся от поспешных выводов и необоснованных решений; продемонстрировать, как по-разному обучающиеся оценивают ситуацию; привлечь обучающихся к обсуждению проблемы; подчеркнуть ценность практического мышления.

Роль преподавателя состоит в привлечении студентов к активному изучению предложенных им ситуационных задач, установление обратной связи при обсуждении проблемы. 

На лабораторно - практических занятиях важно умело использовать деловые игры. Деловая игра – это средство моделирования проблемных ситуаций в различных областях деятельности человека, позволяющие найти оптимальные пути решения этих проблем. Деловая игра представляет собой управленческую игру, в ходе которой участники, имитируя деятельность того или иного специалиста среднего звена, на основе анализа данной ситуации, принимают решения. Она направлена на развитие у обучающихся умений анализировать конкретные практические ситуации и принимать решения. Содержание деловой игры должно отвечать следующим требованиям: деловая игра – профессиональная игра. Она направлена на формирование таких умений и навыков, которые потребуются специалисту среднего звена, поэтому в основе ее создания должен лежать анализ профессиональной деятельности специалиста именно этого уровня подготовки.

Деловая игра должна содержать игровую и учебную задачи. 

Игровая задача – выполнение играющим определенной профессиональной деятельности. Учебная задача -  овладение знаниями и умениями. На лабораторно - практических занятиях деловая игра позволяет обучающимся раскрыть свои профессиональные качества, они более ответственно выполняют поставленные задачи и гордятся достигнутыми результатами.

 Проверка результатов выполненной лабораторно - практической работы предусматривает, какие умения и навыки ими получены, а также выполняет функции: контрольную, обучающую, развивающую, воспитательную. Контроль включает - наблюдение за работой обучающихся, анализа их деятельности, дифференцированный подход к знаниям, умениям каждого из них, на основе контрольных работ, тестов, самостоятельных работ, презентаций.

В заключении хотелось бы отметить, что лабораторно – практические занятия являются важным этапом в развитии профессиональных  компетенций, которые направлены на развитие профессиональных качеств личности, освоению дисциплин  и профессиональных модулей, совершенствованию знаний, умений, навыков, освоению основных методик и технологий специальности. 

Литература:

1.Курбанова В.Ф. О самостоятельной работе студентов // Специалист. №8. 2012. 

2. Матвеева Э.Х. Организация лабораторно- практических работ//Специалист. №2.2012.   

3. Новые педагогические технологии. Под общей ред. В.С. Кукушкина, 2009.