ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ. РАННЕЕ РАЗВИТИЕ.

Свидерская Ирина Петровна, учитель английского языка

МБОУ гимназия №2, г Чехов, Московская область

       

Раннее обучение иностранным языкам дает большой практический эффект в плане качества владения иностранным языком, создавая базу для продолжения его изучения в основной школе.

Неоспорима воспитательная и информативная ценность раннего обучения иностранным языкам, которая проявляется в более раннем вхождении ребенка в общечеловеческую культуру через обучение на новом для него языке. Современный ребенок слышит иностранную речь всюду: в средствах массовой информации, в кино, пользуясь компьютером. Ориентируясь на сложившуюся ситуацию и на все возрастающие потребности ребенка в овладении иностранным языком, представляется важным глубже изучать данный вопрос.

Следует помнить, что методика изучения языка в раннем возрасте должна принципиально отличаться от методик его обучения в среднем и старшем возрасте.

Многие педагоги и психологи подчеркивают необходимость лингвистического развития как важного рычага интеллектуального совершенствования ребенка. Известный психолог Д. Б. Эльконин отмечает, что дошкольный возраст является периодом, в котором имеется наибольшая чуткость к языковым явлениям. Е. А. Тинякова, в свою очередь, утверждает, что знакомство с другими языками приучает детально вычленять и тонко подмечать оттенки смысла: необычные фонетические ситуации шлифуют произносительные способности; иные грамматические структуры служат хорошей логической тренировкой. От того, какими будут первые шаги ребенка на пути овладения иностранным языком, зависят его будущие знания и в данной области, и по другим предметам. В связи с этим преподавателю английского языка в детском саду и начальной школе необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка для создания устойчивого интереса. Следует помнить, что существуют и определенные трудности в раннем обучении иностранному языку. Они связаны с тем, что наблюдаются различия в психофизиологическом развитии пяти-шестилетних детей и семилетних учащихся. У ребенка при переходе из детского сада к обучению в школе,  резко меняется социальная роль. В его игровую деятельность, которая до приходу в школу являлась основным способом познания мира, подключается учебная деятельность, которая будет выступать в роли ведущей в последующие годы обучения. Обучение необходимо строить с учетом особенностей восприятия, мышления, внимания, памяти детей, давать только те задания, которые укладываются в личный опыт ребенка, не выходят за пределы известных ему предметов и явлений.   Существующие подходы к обучению иностранным языкам делятся на преимущественно когнитивные и преимущественно интуитивные, имитативные. Подходы варьируются в зависимости от условий обучения, таких как наличие языковой среды, возраст учащихся, мотивация. В дошкольном возрасте формирование языковых навыков и речевых умений происходит преимущественно на основе имитации, бессознательно.  В дошкольном возрасте ведущей является игровая форма деятельности. Речь дошкольников элементарна, несложна, ребенок еще не осознает структуру родного языка, а с переходом в начальную школу, с овладениями учебной деятельности, психической развитие детей получает дополнительный толчок. В результате интуитивный путь, который использовался в обучении детей дошкольного возраста, не дает ожидаемого эффекта в обучении младших школьников в силу существенных изменений в их психическом и речевом развитии. 

1.Раннее обучение детей иностранному языку положительно влияет на формирование как языковой, так и общей культуры.

2.Может стать хорошей мотивацией для изучения родного языка.

3. Обучение происходит в условиях искусственной языковой среды.

4. Во время занятий развиваются фонематического слух, зрительная и слуховая памяти, осязания и даже обоняния, памяти на вкусовые качества, развитие внимания, мышления и речи.

5. Эффективность достигается путем интеграции различных видов деятельности (игровой, предметной, речевой и т.д.) с реальной деятельностью (все режимные моменты, чтение книг, и т.д.).

6. Во время занятий у ребенка развиваются лингвистические способности с учетом возрастных особенностей. Итак, если родители решили давать ребенку языковое развитие с помощью второго языка с самого раннего возраста, они должны понимать ответственность, которую берут на себя. Принимая такое решение, главное — это «не навредить».

Каковы основные способы обучения ребенка иностранному языку с раннего возраста? Это: 

1. Один родитель — один язык. Это самый распространенный метод в семьях, где каждый родитель говорит на родном ему языке. Например, мама будет говорить на русском, а папа (американец) — на английском. Главное в этом способе — не меняться ролями. Друг с другом родители могут говорить на любом языке, но к ребенку каждый должен обращаться на «своем» и отвечать на вопросы ребенка тоже на «своем» языке.

2. Оба родителя дома говорят на одном языке, а в школе или детском саду ребенок учит второй язык.

3. На одном языке говорят дома, в школе или в садике, а на втором — в общине, когда собираются на встречи, собрания, праздники.

4. Оба родителя говорят с ребенком на обоих языках, но разводят языки по ситуации или дням недели. Например, день русский, день английский. Другой вариант: утром и вечером — по-английски, днем — по-русски и т. д.

5. Один из родителей свободно владеет вторым языком, и он на нем разговаривает с ребенком. В этом случае речь идет о временном погружении в языковую среду.

6. С ребенком занимается приходящий человек, который тоже создает для малыша языковую среду.

7. Ребенка водят на групповые занятия, организованные в детском образовательном учреждении, на которых с ним говорят на другом языке и вовлекают родителей и малыша в языковую среду. 

Не стоит забывать и тот факт, что чем младше ребенок, тем больше у него шансов овладеть вторым языком в максимально возможном объеме и с естественным произношением. Здесь очень важны мотивы изучения языка, методика, систематичность занятий. Так же важно учитывать условия, в которых происходит овладение языком, и извлекать пользу из преимуществ, которые они дают. Что это за условия? Во-первых, это обстановка или так называемый «эмоциональный фон», ведь это не просто традиционный урок, обучение происходит в реальной действительности. Важно помнить о поощрении малыша и запретах. В процессе овладения речью ребенок проходит стадии подражания, подкрепления, когнитивного развития. Поощрение и запреты играют важную роль в процессе обучения, особенно, когда учится тем или другим аспектам языка и нормам поведения. Для ребенка важно слышать похвалу, что он все делает хорошо, что все получилось, малыш должен чувствовать повышенное внимание к себе. Ребенок достиг поставленной цели, похвали его : «Well done. A smart boy!» «это поддержит его. Если ему грозит опасность, необходимо предостеречь его словами и интонационно: «Ah! Watch out! It’s hot!» Вскоре ребенок сам будет показывать на опасный предмет, подражая вам, произнося: «Ah!» Итак, особенности, характерные для процесса изучения иностранного языка в раннем возрасте

1. Реальность происходящего: обучение происходит во время зарядки, умывания, подготовки ко сну, прогулки на свежем воздухе  и т. д.  Ребенок не учит язык ради языка. ОН интересуется тем, что происходит вокруг него в данный момент, поэтому не ставьте перед ним каких- то сверх задач, так недолго и навредить.

2. Эксперимент с иностранным языком является особенностью становления детской речи. Для детей язык — не предмет изучения, для него это данность, так и должно быть, и это особенно важно при обучении в раннем возрасте. Ребенок не боится «запутаться в языке», он даже не думает об этом. Если даже он чего-то, как нам кажется, не понимает, он не обращает на это внимания.

3. Повторение и последовательность в поступках, привычный ритм жизни характерны для обучения в раннем возрасте. Он любит повторять и слушать хорошо знакомые ему слова, песенки, стишки.

4. Главное в обучение – это интерес к тому, что происходит. Малыш всегда делает то, что ему нравится и то, что ему интересно.

5. Подражание взрослым. Ребенок любит подражать взрослому и повторять за ним. 

6. Поощрение и похвала. Ребенок нуждается в одобрении со стороны взрослых, поэтому необходимо его хвалить и радоваться вместе с ним его успехам.

1.Раннее обучение детей иностранному языку положительно влияет на формирование как языковой, так и общей культуры.

2.Может стать хорошей мотивацией для изучения родного языка.

3. Обучение происходит в условиях искусственной языковой среды.

4. Во время занятий развиваются фонематического слух, зрительная и слуховая памяти, осязания и даже обоняния, памяти на вкусовые качества, развитие внимания, мышления и речи.

5. Эффективность достигается путем интеграции различных видов деятельности (игровой, предметной, речевой и т.д.) с реальной деятельностью (все режимные моменты, чтение книг, и т.д.).

6. Во время занятий у ребенка развиваются лингвистические способности с учетом возрастных особенностей.

Литература:

1.Архангельская Л. С. Изучаем английский язык. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001

2.Биболетова М. З. Проблемы раннего обучения иностранным языкам. – Московский комитет образования МИПКРО, 2000

3.Иванова Л. А. Динамические изменения приемов на английском языке. Система «Детский сад – начальная школа// Иностранные языки в школе. – 2009.- №2. – с.83

4.Негневицкая Е. И Психологические условия формирования у дошкольников речевых навыков и умений: Автореферат. – М., 1986

5.Преемственность между дошкольным и начальным звеньями системы образования.// Начальное образование. - № 2, 2003

6.http://pedsovet.org