ТЕХНОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГИМНАСТИКИ

Булат Антонина Ивановна, учитель физической культуры,

МБОУ «СОШ №6», г.Нефтеюганск – ХМАО-Югра

Работая в школе учителем физической культуры, столкнулась с проблемой, в которой с одной стороны на урок приходят дети разного уровня физической подготовленности, разного уровня обучаемости и состояния здоровья, а с другой стороны с требованиями федерального государственного стандарта по усвоению учебного материала. Средством решения данной проблемы я выбрала технологию дифференцированного обучения. Выбранная мною технология в наибольшей мере формирует предметные умения и универсальные  учебные  действия.  Принцип дифференцированного подхода к учащимся предполагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника. У учителя появляется возможность помогать слабому; уделять внимание сильному, помочь ему быстрее и глубже продвигаться в образовании.  Данная технология с успехом используется мною на уроках в разделе «Гимнастика с элементами акробатики». 

Работая в условиях  дифференциации обучающиеся учатся учиться самостоятельно.  Разучивая и совершенствуя элементы в группах, ученики помогают друг другу: осуществляют страховку (кроме опорного прыжка), находят и исправляют ошибки, учатся доброжелательному общению между собой. На каждом уроке проходит рефлексия и разбор выполненных упражнений. Исходя из своих умений, дети составляют самостоятельные комбинации на снарядах, что способствует творческому развитию личности. Учащиеся 3 (сильнейшей) группы во время урока имеют возможность помогать в освоении гимнастических элементов  учащимся 2 и 1 групп.  Ученик, досрочно овладевший элементами своей группы (элемент сдан на отлично), может разучивать элементы вышестоящей группы, тем самым переходя на более высокий уровень.  

Учеников в классе делю на  группы. Учитывая при этом уровень физической подготовленности, состояние здоровья, уровень  обучаемости, прислушивалась к желанию самого ребенка.  Уровень обучаемости проверяется на 2-3уроке, после входного тестирования.  Входное тестирование включает в себя проверку техники выполнения упражнения: в акробатике - кувырка вперед, в равновесии – махов на бревне; в висе – упражнения на 8 счетов.

Для реализации ТДО я разработала методический комплекс, который включает в себя: технологическую карту, логическую структуру урока, дифференцированные задания, материалы диагностик.

В технологической карте я распределяю материал на 3 уровня сложности:

  •         1 уровень – ученик  выполняет упражнения  в стандартных    условиях.
  •         2 уровень – ученик может применять свои умения в меняющихся условиях (в сочетании различных упражнений) 
  •        3 уровень – ученики могут сами изменять те или иные  упражнения  для конкретных условий. Материал повышенной сложности.

Ученик, овладевший заданием первого уровня, переходит на более высокий уровень. 

Пример технологической карты

Логическая структура содержит по уровневые задачи на каждый урок для всех групп. Сложность состоит для учителя в том, что урок очень мобилен. На уроке необходимо быть готовым к подаче нового материала с опережением. Для каждой группы на уроке свой новый материал, который ученики проходят самостоятельно или объясняется учителем. Для продуктивной работы у учеников должна быть достаточная мотивация. Мотивацией на уроке: все элементы проверяются, показ упражнений  для класса, на уроках идет  подготовка к празднику «Олимпийские состязания»,  отбор в сборную класса и школы на школьные и городские соревнования по гимнастике. Причем школьные соревнования проходят по трем группам сложности. Лучшие ученики в каждой группе выступают в роли младшего учителя. Оценку получает на уроке и лучший страхующий. В конкурсе «Лучший спортсмен года» ученикам  за работу с подшефным классам даются премиальные очки. 

Для удобства подачи материала использую цвета: черный  цвет для всех групп,  синий цвет для  1 группы, зеленый – для 2 группы, красный цвет для 3 группы.  Условные обозначения: П- повторение, Р – разучивание, С-совершенствование, К-контроль.                                                 

 

Пример логической структуры раздела

№ Урока

 Основные  задачи

Дидактический материал                                                                       

     4

Акробатика – С – кувырка назад. К – кувырка вперед. С – кувырка вперед или вольные упражнения на 16счетов

Равновесие– К –С - х/б на носках, поворот на носках, махи, упоры.

Лазание по канату  -удобным способом, в 2-3 приема

Вис – С-упражнения на шведской стенке на 8счетов, на 12счетов, на 16 счетов

Карточки

 
Практические по уровневые задания расписаны на каждый урок на всех снарядах: акробатика, равновесие, висы, опорный прыжок. Данные упражнения доступны для данного возраста. Для детей подготовительной группы упражнения на  акробатике заменяются вольными упражнениями на счет.  Упражнения повышенной сложности интересны для учеников 3 группы. Основная часть упражнений может выполняться без непосредственной помощи учителя, что учит обучающих самостоятельной работе.  Задания подобраны по принципу от простого к сложному. Ученики, освоив упражнения одного уровня,  могут переходить на  повышенный уровень. Некоторые  упражнения (кроме опорного прыжка) требуют несложной страховки, которую могут выполнять сами ученики, тем самым воспитывается терпимость, умение работать в команде, такие задания сплачивают детей. На каждом снаряде есть задания,  носящие творческий характер, которые развивают воображение ребенка, ученики применяют полученные умения в проведении спортивных праздников, зарядки до уроков, проведении активных перемен, в работе над самосовершенствованием. На каждом снаряде есть контрольные упражнения, которые показывают степень овладения материалом. 
Диагностика: При прохождении раздела  проходит 2 диагностики. Первая входная проходит с целью определить уровень обучаемости и физической подготовленности класса перед делением класса на группы. 
В течение четверти при прохождении раздела в каждой группе оцениваются главные элементы  учебной программы. После сдачи гимнастических элементов на «4» или «5» ученик может переходить к освоению элементов следующей группы сложности. 
Итоговая диагностика осуществляется для оценки уровня усвоения полученных знаний и умений. Диагностика представляет собой  дифференцированные гимнастические комбинации на снарядах и выполнение опорного прыжка через «козла».  Контрольное упражнение для 1 и 2 групп может быть одинаковое по сложности, но разное по времени его разучивания и совершенствования. Для учащихся успешно сдавших контрольные упражнения 1-2 групп  проводится творческое задание на составление самостоятельной комбинации
  • Усвоение  предметных умений проходит через дифференцированные контрольные комбинации на снарядах.
  • Диагностика  уровня  физической подготовленности -  контролируется  динамика развития гибкости и силовых качеств (отжимание или подтягивание). Результаты  тестов  проверяются  по программе «Президентское тестирование».  Оценивание происходит по приросту результатов.
  • Диагностика умение вести самостоятельные занятия по самосовершенствованию
Данные умения оцениваются по работе в тетради в дневнике самостоятельных занятий, через выполнения  дифференцированных контрольных заданий по теории. 
Считаю технологию дифференцированного обучения эффективной для повышения качества уроков и отвечающей требованиям Государственного образовательного стандарта второго поколения. 
 
Литература:
1.Высотских Л.С. Педагогическая психология – М., 1991
2.Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе// Вопросы психологии. – 2003. - №5
3.Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманист. изд.центр ВЛАДОС, 2000.