ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Черемисина Надежда Владимировна, старший воспитатель, 

МБДОУ №40 «Калинка»,  г. Междуреченск, Кемеровская область 

Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре - актуальный педагогический вопрос современности. Каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, общечеловеческих ценностей, в формировании собственной личностной культуры.  Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. 

Целью этнокультурного воспитания в дошкольном возрасте является приобщение детей к культуре своего народа; развитие национального самосознания; воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп; развитие устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей.

Современные тенденции  и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что сегодня дошкольник должен знать и уметь много больше, чем их сверстники 15 – 20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагога, в ходе реализации этнокультурного компонента, является выбор наиболее эффективных форм и методов.  

Современная модернизация образования связана с отказом от знаниевой педагогики, переориентацией оценки результата образования на понятия «компетенция», «компетентность»,  переносом акцента на деятельность, способ и характер действия. И здесь использование метода проектов оказывает неоценимую услугу благодаря рациональному сочетанию теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности. 

Метод проектов, позволяет педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка.

Проектная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя целевой, содержательно-процессуальный и результативный компоненты.  Целевая составляющая для дошкольника характеризуется постановкой и обсуждением проблемы с воспитателем, планированием собственной и совместной деятельности, стремлением узнать, сделать, научиться и т.д.  Содержательно-процессуальный компонент определяет непосредственную деятельность детей по реализации проекта: познавательную, творческо-игровую, продуктивную, способствующую развитию познавательной, деятельностной сферы личности, ценностного отношения к действительности. Результативный компонент – продуктивное, игровое выражение проектной деятельности детей. С другой стороны результат проектной деятельности в области познания полиэтнической действительности – развитие компонентов этнокультурной компетентности дошкольников.

Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения, это интегрированный метод обучения направленный на личностное развитие ребенка, на развитие его познавательных и творческих способностей. Интеграция предполагает постоянное стремление к целесообразному, сбалансированному объединению дидактических компонентов, педагогических условий и ресурсов с целью получения оптимального результата.

Метод проектов позволяет реализовать интегрированный подход как за счет содержательного, так и операционного компонента. Интеграция предполагает погружение ребенка в поле культуры, формирование у него творческих начал и потребностей в высших духовных ценностях. Интеграция обеспечивается при использовании:

  • различных форм организации образовательного процесса;
  • различных методов образовательной деятельности;
  • разных видов детской деятельности;
  • совместной деятельности детей, педагогов, родителей;
  • деятельности дошкольного учреждения и социума.   

Этнокультурный проект современного дошкольного образовательного учреждения нацелен на последовательное приобщение детей к социальной этнокультурной действительности в познавательной творческой деятельности. В процессе приобщения дети познают знаки и символы народной культуры, адаптируются в социальной среде, вырабатывают навыки социального, ценностно-ориентированного поведения, способов сотрудничества в соответствии с принятыми в данной культуре нормами и ценностями.

     Для эффективного протекания проектной деятельности детей необходимо соблюдение ряда условий.

Организационно-методические условия.

Целенаправленная и систематическая работа педагогического коллектива по разработке и внедрению в образовательный процесс проектной деятельности на разных уровнях, в том числе и на уровне управления. Создание развивающей среды, программ взаимодействия и сотрудничества с социальными институтами. Осуществление комплексной психолого-педагогической подготовки родителей, обеспечивающей родительскую готовность к созданию ситуации успеха для детей в проектной деятельности.

   Морально-психологические условия. 

Подготовка кадров, обеспечивающая их профессиональную готовность к созданию проектов в дошкольном образовательном учреждении; гуманный стиль взаимоотношений; создание условий для развития эмоциональной сферы детей, детского интереса к познанию полиэтнической действительности, формирование у них культуры социального взаимодействия и межнационального общения. При этом воспитатель выполняет ряд функций:

  • организационную – организует познавательную деятельность, помогает детям в поисках источников информации, ее обработке, организует совместную деятельность детей со сверстниками и взрослыми;
  • стимулирующую – поддерживает и поощряет детей, создает условия для развития детского интереса за счет использования воспитывающих и проблемных ситуаций;
  • управления – поддерживает непрерывную обратную связь, управляет процессом поисковой творческой деятельности, участвует в совместном планировании и организации проектной деятельности.

Успешность реализации этнокультурного проекта зависит от создания развивающей этнокультурной среды, которая определяется взаимодействием образовательных пространств дошкольного учреждения. Она должна характеризоваться гибкостью, вариативностью, открытостью, незавершенностью, чтобы создавать возможность для активизации познавательной деятельности детей, развития их творчества. Обогащение предметно-пространственной среды  как составляющей образовательного пространства дошкольного учреждения осуществляется за счет создания разнообразных мини-сред: мини-музеев этнокультурной направленности (музей народной игрушки, национального костюма, быта и т.д.). Каждый музей должен иметь свое педагогическое сопровождение: перспективный план работы, информационный материал об экспонатах, детскую литературу, рабочие тетради по тематику музея, альбомы, фотографии; уголков творчества, создающих возможность и условия для практической, творческой деятельности детей.

Таким образом, задачи современного образования, в русле его модернизации, задачи воспитания этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста и своеобразие проектной деятельности как формы, метода как технологии образовательного процесса имеют многообразные точки соприкосновения и способствуют решению задач личностного развития ребенка. Реализация этнокультурных проектов  способствует формированию элементов национального самосознания старших дошкольников, где основными показателями могут выступать: национальная идентификация, национальные стереотипы, эталоны поведения, национальные (моральные) ценности.   

Список литературы:

1. Киселёва Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного образовательного учреждения. – Москва: АРКТИ - 2005.

2 .Князева О.Л.,  Маханева  М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа развития личностной культуры дошкольников. Издательство « Детство - пресс»,2004

3. Козлова С.А. Социальное развитие дошкольника. Советы родителям М.: Школьная пресса, 2005

4. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. Учебное пособие.- М: Издательский центр «Академия»1998

5. Комарова Т.С., М.Б. Зацепина Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2010

6.  Оверчук Т.И. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под общей редакцией Оверчук Т.И. – М.: «Мозаика – Синтез», 2007

7.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной  программы дошкольного образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2012

8. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.