ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ.
Сидорова Людмила Анатольевна, воспитатель I категории,
ГБОУ СОШ № 932 Д.О.№ 1, г. Москва
"Дошкольное детство" – это уникальный период в жизни каждого человека, когда формируется здоровье, осуществляется разностороннее развитие личности.
В то же время, это период, в течении которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – «главные взрослые» в этот период развития ребенка – это ближайшие родственники - родители, бабушки и дедушки, и педагоги – воспитатели, т.е. те взрослые, которые формируют личность ребенка посредством воспитания.
У ребенка в раннем возрасте еще нет собственного жизненного опыта, и только взрослые могут помочь ребенку познать окружающий мир. В данный момент развития ребенок живет в постоянной «системе запретов», т.е. воспитание строится через многое «нельзя», например – нельзя совать пальцы в розетку – ударит током, нельзя есть снег – заболеешь, нельзя баловаться на горке - упадешь, ударишься. И самое главное в этот момент – взрослые не должны противоречить друг другу в воспитании. Воспитание и развитие ребенка должно проходить согласовано и едино.
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание?
Но разве это правильно, делить воспитание на семейное и общественное? Ведь ребенок, живет, воспитывается и развивается и в семье и в социуме – в детском саду, есть ли смысл «тянуть » воспитание и развитие ребенка в разные стороны,
Развитие личности ребёнка невозможно без семейного воспитания. Именно в семье он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Родители являются первыми педагогами, они закладывают основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте.
Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду.
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
Опираясь на эти утверждения, меняется позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – является не только воспитателем детей, но и партнёром родителей по их воспитанию.
Ещё Н.К.Крупская в своих "Педагогических сочинениях" писала: "Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада". Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н.К.Крупская, является то, что детский сад служит "организующим центром" и "влияет …на домашнее воспитание", поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. "…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила". Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.
Основными направлениями взаимодействия с семьёй являются:
1.Изучение потребности родителей в услугах, которые предоставляет детский сад.
2.Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
Исходя из этих направлений, и осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников.
Для определения перспектив развития взаимодействия работы с семьей, содержания работ и форм организации проводится анкетирование родителей, опросы.
Родителям была предложена анкета «Что вы ждете от детского сада», проанализировав которую мы увидели следующие результаты.
От детского сада родители хотели бы получить:
- 86% максимально полную информацию от ребёнка,
- 48% советы по общению с ребёнком,
- 22% советы психолога.
Трудности, которые испытывают родители при воспитании детей:
- 31% - ребёнок плохо ест,
- 20% - не слушается родителей,
- 13% - родители проявляют неуверенность в себе, испытывают страхи.
Но за помощью к педагогам детского сада родители обращаются только в 35%, 58% - не обращаются, потому что:
- 33% считают, что справятся сами,
- 17% не придают особого значения этим трудностям,
- 13% считают это неудобным, так как подобного рода консультации не входят в обязанности педагога.
Безусловно, что решение этих сложных и многоплановых вопросов не произойдёт само по себе. Для этого необходима систематическая и целенаправленная работа.
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.
Основные задачи , которые ставит педагог по взаимодействию с семьями воспитанников:
Задачи по взаимодействию с семьей
|
Форма работы с родителями
|
Изучение семей детей, изучение семейного опыта воспитания и обучения детей
|
Индивидуальные формы работы: беседы,
Наглядно-информационные формы работы
информационно-просветительская (наглядная информация, наглядные консультации)
информационно-аналитическая (опросы, , анкетирование)
|
Привлечение родителей к активному участию в жизни группы
|
Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: семейные досуги, праздники, привлечение родителей к образовательной деятельности – открытые занятия, викторины, проектная деятельность, совместное творчество.
|
Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии
|
Совместные мероприятия педагогов и родителей: тренинги, круглые столы, консультации, родительские собрания
|
Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо дать им уверенность в том, что взаимодействие между семьей и воспитателями необходимо. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.
Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.
На втором этапе родителям дают практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка на определенном этапе развития. При этом используются различные формы и методы: родительские собрания, наглядная информация, консультации, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т.д.
Третий этап предполагает индивидуальное ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. На этом этапе устанавливаются доверительные отношения между родителем и воспитателем, воспитатель проявляет личную заинтересованность и желание помочь, а родитель может рассказать о волнующих его индивидуальных особенностях ребенка, попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.
Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагога, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя.
Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия ДОУ и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности.
Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация проектной деятельности – когда родители активно вовлекаются во взаимодействие с работой воспитателей и жизнью детей в группе. Мною были разработаны и реализованы следующие проекты по взаимодействия с семьей: «Вместе с родителями играть, петь и дружить – вот как весело в сад нам ходить» - младшая группа.
Актуальность разработки и реализации педагогического проекта
Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях, а также зачастую фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка. Поэтому столь необходимым представляется реализация данного проекта взаимодействия педагогов ДОУ и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности своих детей.
Цели проекта:.
- Всесторонне и гармонично развивать каждого ребенка
- Создавать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами
- Приобщать родителей к активному участию в жизни детского сада
- Активизировать и обогащать педагогические знания и умения родителей.
- Повышать правовую культуру родителей для формирования сознательного отношения к воспитанию детей.
- Повышать психолого-педагогическую культуру родителей.
- Развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности
- Повышение профессиональной компетентности педагогов группы по вопросам взаимодействия с семьями воспитанников
Задачи поставлены следующие:
- Педагогическое просвещение родителей:
-В «воспитании» родителей предполагается активная позиция воспитателей в повышении уровня родительской компетентности,
-Удовлетворение индивидуальных запросов родителей в индивидуальных и групповых формах работы,
-Изучение состояния факторов развития ребенка, связанных с его семьей,
-Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах социального развития детей и взаимоотношений с их родителями,
-Изучение состояния факторов среды социального развития детей в образовательном пространстве ДОУ.
- Работа с воспитанниками ДОУ:
-Развитие индивидуальности, речи и творчества у детей,
-Коррекция социального развития по результатам диагностики и запросам родителей,
-Организация досуга детей.
Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый
Длительность: 9 месяцев
Участники: Педагоги – воспитатель группы Сидорова Л.А., Малахова А.В., дети второй младшей группы, родители.
Ожидаемый результат:
- Создание благоприятной эмоциональной среды в группе
- Повышение уровня родительской компетентности;
- Гармонизация семейных и родительско-детских отношений;
Как это повлияет на развитие ребенка:
- Улучшится эмоциональный климат в семье;
- Упрочится социальный статус ребенка в семье, отношения с родителями станут более адекватными его возрасту;
- Изменится в сторону большей объективности родительская оценка талантов малыша, уровень родительских притязаний будет лучше соотноситься со способностями ребенка;
- Повысится эмоциональная насыщенность и информативность контактов родителей с детьми.
Подготовительный этап:
1.Разработка проекта
2.Консультация для педагогов «Система взаимодействия педагогов и родителей в группе»;
3.Опрос-диагностика родителей
4.Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий;
5.Обсуждение общих вопросов, связанных с проектом
Основной этап:
Работа с родителями разнообразна как по форме, так и по содержанию. Творческий подход позволяет выбрать наиболее адекватные в каждом случае формы и методы взаимодействия с родителями:
1 Знакомство с родителями, анкетирование (сентябрь)
2 Индивидуальные опросы по выявлению трудностей в воспитании детей. (сентябрь - октябрь)
2 Индивидуальное и групповое консультирование по вопросам эффективного взаимодействия взрослого и ребенка. (еженедельно)
3 Наглядная информация (еженедельно)
4 Собрания (октябрь, май) , круглые столы (апрель) с целью повышения знаний об особенностях развития и воспитания детей в семье
5 Проведение тренинга «Кризис 3 лет».(февраль)
6 Совместная деятельность родителей и педагогов в воспитательном и обучающем процессах : Участие в выставках детского сада; Конкурс на лучшую кормушку – январь; Фотовыставка «Моя дружная семья» - май
7 Семейные досуги:
- ко Дню Матери - ноябрь,
- «Играем, пляшем и поем – дружно в садике живем» - январь
8 Совместные развлечения и праздники:
- «Мама, папа я – спортивная семья» - февраль
- «Веселая Масленица» - февраль
- «Праздник вежливости» - апрель
9 Открытые занятия «Игра со светом и тенью» - март
Заключительный этап: Семейный праздник «День Семьи» - май
Результаты проекта:
- Созданы благоприятные условия для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и обучении детей;
- Повысился уровень включения родителей в деятельность детского сада;
- Созданы благоприятные условия для привлечения родителей к планированию и организации деятельности ДОУ.